Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статистика издержек обращения, прибыли и рентабельности⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Цель изучения темы: рассмотрение основных показателей финансовых результатов деятельности торговых предприятий; изучение способов расчёта показателей прибыли и рентабельности. Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты предприятия по доведению товаров от производителя до потребителя. Издержки обращения (ИО) классифицируют по следующим признакам: -- по отраслям деятельности выделяют ИО в оптовой торговле, в розничной торговле и в общественном питании. -- по видам расходов классификация предполагает 18 статей ИО. -- по отношению к ТО выделяют условно-переменные и условно- постоянные ИО. Переменные зависят от ТО, а постоянные мало зависят от ТО. Абсолютные суммы ИО получают по данным бухгалтерского учёта (счёт 44 «ИО»), а также из статистической отчётности формы 5—З «Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции(работ, услуг) предприятия».
2.
Кроме абсолютной суммы ИО, основным показателем, характеризующим ИО, является относительный уровень ИО. Он вычисляется как отношение абсолютной суммы ИО к ТО, выраженное в процентах:
У = ИО/ТО*100
Для изучения динамики относительного уровня ИО вычисляют аналитические показатели;
1) Размер изменения – разность между относительными уровнями ИО отчётного и базисного периодов: Уио отч – Уио баз
2) Темп изменения – отношение размера изменения к уровню ИО базисного периода. (Уио отч – Уио баз)/Уио баз
3) Сумма экономии или перерасхода от изменения уровня ИО – произведение размера изменения и ТО отчётного периода, делённое на 100. Э (П) = (Уио отч – Уио баз)*ТОотч/100
В статистическом анализе уровня ИО широко используется также индексный метод. 3. Одним из принципов рыночной экономики является рост эффективности хозяйственной деятельности. Важнейшим показателем эффекта торговой деятельности является прибыль. Прибыль выступает. Прибыль является частью дохода предприятия. В количественном отношении прибыль – разность между доходами и расходами предприятия. Значение прибыли заключается в том, что она является основным источником образования фондов предприятия, а следовательно источником его социального и производственного развития; выступает источником материального стимулирования трудового коллектива; является источником формирования госбюджета; выступает источником выплаты дивидендов и т. д. В учёте выделяют следующие виды прибыли: 1. Прибыль от реализации = выручка – НДС – акциз – ИО 2. Балансовая прибыль = п.1. + сальдо внереализационных операций + прибыль от других видов деятельности. 3. Льготируемая прибыль 4. Чистая прибыль = п.2. – налог на прибыль, на недвижимость и на доход 5. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия =п.4. – транспортный сбор (3%) Значение анализа прибыли состоит в том, что эта информация позволяет достоверно оценить результаты деятельности предприятия и даёт информацию о финансовом состоянии субъекта, о его платёжеспособности и ликвидности. При анализе прибыли определяют темпы тоста прибыли, абсолютное изменение прибыли, а также индексы.
4.
Для характеристики финансовых результатов деятельности торгового предприятия абсолютного размера прибыли недостаточно, так как при одинаковой сумме прибыли затраты предприятий различны. В статистике рассчитывают систему показателей рентабельности:
1)Рентабельность оборота
Rто = П/ТО
2)Рентабельность трудовых затрат
Rфзп = П/ФЗП
3)Рентабельность затрат
Rио = П/ИО
4)Маржа прибыли
Rвд = П/ВД, где П – прибыль, ТО – товарооборот, ИО – издержки обращения, ФЗП – фонд заработной платы, ВД – валовой доход.
|