Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Выполнил(а): студент(ка) 3 курса






ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

Выполнил(а): студент(ка) 3 курса

очной/заочной формы обучения

Петров Иван Иванович

Научный руководитель:

к.п.н. доц. кафедры

изобразительного искусства

Сидоров А.В.

 

Воронеж - 2016г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования дизайнерского мышления школьников ………………………………………………………………………………7

 

1.1 Состояние исследуемой проблемы в теории и практике общеобразовательной

школы……………………………………………………………………………………..7

1.2 Сущность понятия «дизайн», «дизайнообразование», «дизайнерское мышление»………………………………………………………………………………11

Выводы по первой главе………………………………………………………………..16

 

ГЛАВА 3. Методические аспекты формирования дизайнерского мышления школьников ……………………………………………………………………………..18

2.1 Методы формирования дизайнерского мышления школьников на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………….18

2.2 Практическое применение различных методов формирования дизайнерского мышления школьников на уроках изобразительного ………………………………..25

Выводы по второй главе………………………………………………………………..27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………...29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………31

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………..............................34

 

Введение

Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно возрастает в современных условиях и оказывает огромное влияние на формирование эстетически-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это объясняется тем, что даже природа начинает эстетически восприниматься современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, среди которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие среды осуществляется в значительной степени стихийно, но к младшему школьному возрасту это влияние так или иначе осмысливается.

В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики (дизайна).

В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте.

Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил – т.е. общего развития ребенка. Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале уроков изобразительного искусства. Введение элементов дизайна также позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. Поэтому существуют достаточные основы для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к эстетически-оценочной и творчески созидательной деятельности, направленной на организацию гармонической предметной среды, т.е. проблемы формирования дизайнерского мышления учащихся.

Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением». Руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей.

Над данной проблемой работали многие педагоги и психологи. В философском плане вопросы художественного творчества и дизайна рассматривались в работах А.А. Адамяна, Д. Благоева, А.И. Бурова, Г.Д. Гачева, М.С. Кагана, Н.И. Килщенко, В.П. Копнина, Н.Л. Лейзерова и др.

Психологической наукой накоплено достаточное количество исследований по вопросам воздействия на психику человека цвета и формы, способности их вызывать различные эмоции (Р. Арнхейм, В.С. Мейлах, А. Пейпер и др.) художественная педагогика, основываясь на перечисленных выше областях знаний, в свою очередь, также накопила достаточный опыт в исследовании проблем художественного творчества (В.В.Алексеева, Н.А.Дмитриева, Н.М. Зубарева, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Н. Фомина, В.С. Щербакова и др.) Вопросы воспитательного и общеразвивающего воздействия специально организованной художественно-эстетической деятельности изучали Ю.П. Азаров, Б.Т.Лихачев, З.И. Калмыкова, Г.П. Калинина, Н.М. Конышева и др.

Вместе с тем следует отметить, что сегодня менее изучены практические основы дизайнобразования в школе. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью введения элементов дизайнобразования в процесс обучения школьников и недостаточной разработанностью практических путей его организации в теории и практике художественного образования. На основании этого и определена тема курсовой работы «Формирование дизайнерского мышления

школьников на уроках изобразительного искусства».

Выше изложенное позволило выявить следующие противоречия в практике преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе:

-между актуальной потребностью в развитии у школьников дизайнерского мышления и отсутствием данной задачи в программах по изобразительному искусству;

• между объективной потребность в формировании дизайнерского мышления на уроках ИЗО и отсутствием перечня научно обоснованных условий направленных на решение этой задачи.

Выделенное противоречие позволяют сформулировать проблему ис­следования: каковы педагогические условия формирования дизайнерскогомышления школьников в процессе изучения изобразительного искусства Решение данной проблемы составляет цель исследования.

 

Цель исследования –на основе теоретического анализавыявить педагогические условия формирования дизайнерскогомышления школьников.

Объект исследованияпроцесс развития дизайнерского мышления школьников на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования –педагогические условия развития дизайнерского мышления школьников на уроках изобразительного искусства.

Для достижения представленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

1. Определить сущность понятий «дизайн», «дизайнобразование», «дизайнерское мышление».

2. Проанализировать степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы.

3. Спроектировать модель дизайнобразования школьников.

4. Провести аналитическую работу по исследованию необходимости дизайнобразования в начальной школе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, наблюдение за деятельностью учащихся и учителей начальных классов, моделирование.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения ивыводы, разработанные в ходе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых в практику способствует эффективной организации дизайнобразования в начальной школе.

Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования.Работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обусловлена актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования, определена теоретическая и практическая значимость. В первой главе «Теоретические и практические основы формирования дизайнерского мышления младших школьников» раскрыты понятия «дизайн» и «дизайнобразование», «дизайнерское мышление». проанализирована степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы и спроектирована модель дизайнобразования школьников. Во второй главе «Опытная работа по внедрению педагогических условий формирования дизайнерского мышления школьников в начальной школе» на теоретическом уровне исследована необходимость проведения дизайнобразования в начальной школе. В заключении подведены итоги, сформулированы основные выводы.

В приложении представлены методики для исследования необходимости формирования дизайнерского мышления младших школьников.

Список литературы включает 31 наименование.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал