Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цен­но­сти в жизни че­ло­ве­ка и раз­ви­тии об­ще­ства






Одним из ком­по­нен­тов со­ци­о­куль­тур­ных форм вы­сту­па­ют цен­но­сти. В ходе раз­ви­тия об­ще­ства фор­ми­ру­ют­ся идеи, ко­то­рые вы­де­ля­ют­ся и ко­то­рым при­пи­сы­ва­ет­ся осо­бая цен­ность. Они усва­и­ва­ют­ся субъ­ек­том в опыте и пе­ре­жи­ва­ни­ях удо­воль­ствия и не­удо­воль­ствия, ра­до­сти и не­го­до­ва­ния, т.е. по­сред­ством эмо­ций. На ос­но­ве цен­но­стей фор­ми­ру­ют­ся кри­те­рии оце­нок, ре­гу­ли­ру­ю­щих от­но­ше­ние людей к объ­ек­там удо­вле­тво­ре­ния че­ло­ве­че­ских по­треб­но­стей. В про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти у че­ло­ве­ка скла­ды­ва­ет­ся вос­при­я­тие одних объ­ек­тов как цен­ных, а дру­гих — не цен­ных и даже «ан­ти­цен­ных»...

 

Цен­но­сти могут быть ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми, груп­по­вы­ми, об­ще­че­ло­ве­че­ски­ми. Ин­ди­ви­ду­аль­ные цен­но­сти опре­де­ля­ют де­я­тель­ность кон­крет­но­го че­ло­ве­ка и могут иметь при­хо­дя­щий ха­рак­тер, раз­ли­чать­ся, на­при­мер, в за­ви­си­мо­сти от воз­рас­та ин­ди­ви­да. Груп­по­вые цен­но­сти (име­ет­ся в виду груп­па в ши­ро­ком смыс­ле — как со­ци­аль­ная общ­ность, тип об­ще­ства) носят более общий ха­рак­тер: они опре­де­ля­ют­ся как при­ня­тые в дан­ной общ­но­сти пред­став­ле­ния о же­ла­тель­ном типе со­ци­о­куль­тур­ной формы. Об­ще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти ха­рак­те­ри­зу­ют­ся тем, что имеют не­пре­хо­дя­щий ха­рак­тер, яв­ля­ют­ся ори­ен­ти­ра­ми для боль­шин­ства людей вне за­ви­си­мо­сти от их пола, воз­рас­та, ис­то­ри­че­ской эпохи, в ко­то­рой они живут. Число таких цен­но­стей огра­ни­че­но. К ним, на­при­мер, от­но­сят ис­ти­ну, кра­со­ту, добро.

 

Вос­при­ня­тые и за­кре­пив­ши­е­ся цен­но­сти пре­вра­ща­ют­ся в со­ци­аль­ные нормы, с по­мо­щью ко­то­рых под­дер­жи­ва­ют­ся, вос­про­из­во­дят­ся, ре­гу­ли­ру­ют­ся формы де­я­тель­но­сти людей.

 

И. Г. Пет­ров

3. За­да­ние 22 № 289. за­и­мо­дей­ствие каких сфер жизни об­ще­ства рас­кры­ва­ет автор на при­ме­ре семьи? Каков, на взгляд ав­то­ра, ха­рак­тер этого вза­и­мо­дей­ствия?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

Се­мей­ные струк­ту­ры рас­па­да­ют­ся во всем мире. Ча­сто­та раз­во­дов рас­тет и в раз­ви­том и в сла­бо­раз­ви­том мире, так же как и число до­мо­хо­зяйств, воз­глав­ля­е­мых жен­щи­на­ми.

 

Се­мей­ным цен­но­стям угро­жа­ют не пра­ви­тель­ствен­ные про­грам­мы, ме­ша­ю­щие об­ра­зо­ва­нию семей (хотя есть и такие про­грам­мы), и не пе­ре­да­чи средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, при­ни­жа­ю­щие семью (хотя есть такие пе­ре­да­чи); им угро­жа­ет сама эко­но­ми­че­ская си­сте­ма. Эта си­сте­ма по­про­сту не поз­во­ля­ет се­мьям су­ще­ство­вать на ста­рый лад, с отцом, до­став­ля­ю­щим боль­шую часть за­ра­бот­ков, и с ма­те­рью, вы­пол­ня­ю­щей боль­шую часть ра­бо­ты по вос­пи­та­нию детей. Семьи сред­не­го клас­са с одним кор­миль­цем боль­ше нет.

 

Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния не опре­де­ля­ют­ся эко­но­ми­кой — в одно и то же время может быть много воз­мож­но­стей, — но ка­ко­вы бы ни были эти от­но­ше­ния, они долж­ны быть сов­ме­сти­мы с эко­но­ми­че­ской дей­стви­тель­но­стью. Тра­ди­ци­он­ные се­мей­ные от­но­ше­ния не та­ко­вы. Вслед­ствие этого семья как учре­жде­ние на­хо­дит­ся в про­цес­се из­ме­не­ния и под­вер­га­ет­ся дав­ле­нию. Дело здесь не в «фор­ми­ро­ва­нии ха­рак­те­ра», а в упря­мом эко­но­ми­че­ском эго­из­ме или, точ­нее, в не­же­ла­нии под­чи­нить соб­ствен­ный ин­те­рес ин­те­ре­су семьи. Эко­но­ми­че­ская дей­стви­тель­ность за­ста­ви­ла пе­ре­смот­реть ос­нов­ные во­про­сы ор­га­ни­за­ции семьи.

 

Л. Туроу

4. За­да­ние 22 № 659. В чем автор видит про­яв­ле­ние стан­дар­ти­за­ции про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции в тра­ди­ци­он­ном об­ще­стве? Какой ме­ха­низм со­ци­а­ли­за­ции был для этого об­ще­ства важ­ней­шим?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

 

В со­вре­мен­ной ев­ро­пей­ской куль­ту­ре обост­рил­ся ин­те­рес к лич­но­сти, са­мо­иден­ти­фи­ка­ции, к со­ци­аль­ным ме­ха­низ­мам фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти.

 

Важ­ней­шим спо­со­бом ста­нов­ле­ния лич­но­сти яв­ля­ет­ся со­ци­а­ли­за­ция ин­ди­ви­да, про­цесс усво­е­ния ин­ди­ви­дом не­об­хо­ди­мо­го для жизни в дан­ном об­ще­стве со­ци­о­куль­тур­но­го опыта.

 

В со­дер­жа­тель­ном и фор­маль­ном плане со­ци­а­ли­за­ция за­ви­сит от типа куль­ту­ры, к ко­то­рой при­над­ле­жит ин­ди­вид. Так, на­при­мер, в пер­во­быт­но-об­щин­ном, ан­тич­ном, фе­о­даль­ном, бур­жу­аз­ном об­ще­ствах су­ще­ству­ют осо­бые ме­ха­низ­мы, ре­гу­ли­ру­ю­щие про­цес­сы вхож­де­ния ин­ди­ви­да в опре­де­лен­ный кол­лек­тив. При­ми­тив­ная хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность и ста­тич­ность куль­ту­ры в тра­ди­ци­он­ном об­ще­стве, низ­кая про­дол­жи­тель­ность жизни стан­дар­ти­зи­ро­ва­ли про­цесс со­ци­а­ли­за­ции, сводя его в ос­нов­ном к об­ря­ду ини­ци­а­ции, сим­во­ли­зи­ру­ю­щей на­ступ­ле­ние для под­рост­ка со­ци­аль­но­го взрос­ле­ния и от­вет­ствен­но­сти. Си­сте­ма вос­пи­та­ния ос­но­вы­ва­лась на вклю­че­нии под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния в сов­мест­ную де­я­тель­ность стар­ших, важ­ней­шим ме­ха­низ­мом со­ци­а­ли­за­ции были ре­ли­ги­оз­ные ри­ту­а­лы, а в более позд­них об­ще­ствах — ре­ли­ги­оз­ные школы.

 

Кроме того, про­цесс со­ци­а­ли­за­ции в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни за­ви­сит от клас­со­вой, со­слов­ной при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да. В про­цес­се со­ци­а­ли­за­ции про­ис­хо­дит при­сво­е­ние со­ци­аль­ных норм и цен­но­стей опре­де­лен­ной эпохи в ка­че­стве мо­ти­вов ин­ди­ви­ду­аль­но-лич­ност­но­го по­ве­де­ния, ос­но­вы лич­ност­ных вы­бо­ров.

 

Зна­чи­мым спо­со­бом со­ци­а­ли­за­ции как в до­ин­ду­стри­аль­ных об­ще­ствах, так и в со­вре­мен­ных куль­ту­рах яв­ля­ет­ся семья.

 

В со­вре­мен­ных раз­ви­тых стра­нах со­дер­жа­ние со­ци­а­ли­за­ции ра­ди­каль­но пе­ре­осмыс­ли­ва­ет­ся. В новых ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях не­об­хо­ди­мы мо­биль­ные ме­ха­низ­мы со­ци­а­ли­за­ции, спе­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты со­ци­а­ли­за­ции. Таким ин­сти­ту­том стала пре­жде всего си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния.

 

 

(Г.Г. Ки­ри­лен­ко)

5. За­да­ние 22 № 955. Вы­де­ли­те ука­зан­ные ав­то­ром при­чи­ны объ­еди­не­ния людей в груп­пы. На­зо­ви­те три при­чи­ны.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

При­над­леж­ность к груп­пе

 

В со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии под груп­пой по­ни­ма­ет­ся двое или более ин­ди­ви­дов, име­ю­щих общие цели и устой­чи­вые от­но­ше­ния, а также в опре­де­лен­ной сте­пе­ни вза­и­мо­за­ви­си­мых друг от друга и вос­при­ни­ма­ю­щих себя как часть этой груп­пы... На одном конце шкалы на­хо­дят­ся груп­пы, со­сто­я­щие из людей, ко­то­рые ра­бо­та­ют вме­сте в те­че­ние мно­гих лет. Оче­вид­но, что они удо­вле­тво­ря­ют всем усло­ви­ям опре­де­ле­ния. На дру­гом конце на­хо­дят­ся люди, име­ю­щие лишь крат­ко­вре­мен­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния друг с дру­гом...

 

Люди объ­еди­ня­ют­ся в со­ци­аль­ные груп­пы по раз­ным при­чи­нам. Пре­жде всего, груп­пы по­мо­га­ют удо­вле­тво­рить важ­ные пси­хо­ло­ги­че­ские или со­ци­аль­ные про­бле­мы, на­при­мер, по­треб­но­сти во вни­ма­нии и любви, пе­ре­жи­ва­нии чув­ства при­над­леж­но­сти. Это труд­но раз­ли­чи­мые, но очень важ­ные по­треб­но­сти: пред­ставь­те себе жизнь в пол­ной со­ци­аль­ной изо­ля­ции! По­на­ча­лу вы бы не воз­ра­жа­ли про­тив этого, но в конце кон­цов по­чув­ство­ва­ли бы себя ужас­но оди­но­ки­ми.

 

Груп­пы по­мо­га­ют в до­сти­же­нии целей, ко­то­рые мы не смог­ли бы осу­ще­ствить в оди­ноч­ку. Со­труд­ни­чая с дру­ги­ми, мы спо­соб­ны вы­пол­нить за­да­чи, с ко­то­ры­ми од­но­му че­ло­ве­ку не спра­вить­ся... При­над­леж­ность к груп­пе часто обес­пе­чи­ва­ет нас зна­ни­я­ми и ин­фор­ма­ци­ей, ко­то­рые в про­тив­ном слу­чае были бы для нас не­до­ступ­ны...

На­ко­нец, груп­по­вое член­ство спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию по­зи­тив­ной со­ци­аль­ной иден­тич­но­сти, ко­то­рая ста­но­вит­ся ча­стью «Я-кон­цеп­ции». И чем боль­ше число пре­стиж­ных групп с огра­ни­чен­ным до­сту­пом, к ко­то­рым че­ло­век смог при­со­еди­нить­ся, тем боль­ше укреп­ля­ет­ся его «Я-кон­цеп­ция».

 

 

Р. Бэрон

6. За­да­ние 22 № 1103. В чём, по мне­нию ав­то­ров, про­яв­ля­ет­ся про­ти­во­ре­чи­вый ха­рак­тер уча­стия под­рост­ков в тру­до­вой де­я­тель­но­сти (ука­жи­те по­зи­тив­ные и не­га­тив­ные по­след­ствия)?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1 —С4.

 

Уча­стие в труде 14—15-лет­них под­рост­ков яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том сни­же­ния уров­ня жизни на­се­ле­ния. Чем ниже се­мей­ный доход, тем в боль­шей сте­пе­ни семья за­ин­те­ре­со­ва­на в тру­до­вой де­я­тель­но­сти под­рост­ка. Имен­но семья в дан­ном слу­чае может сти­му­ли­ро­вать пре­кра­ще­ние об­ра­зо­ва­ния и выход на рынок труда не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го ра­бот­ни­ка. Тру­до­вые пер­спек­ти­вы мо­ло­до­го че­ло­ве­ка в дан­ном слу­чае не­бла­го­при­ят­ны: су­ще­ству­ет ре­аль­ная опас­ность на­все­гда за­кре­пить­ся в сфере не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, как пра­ви­ло, фи­зи­че­ско­го труда, что чре­ва­то люм­пе­ни­за­ци­ей ра­бот­ни­ка, пе­ре­хо­дом его в мар­ги­наль­ные слои об­ще­ства. Эпи­зо­ди­че­ское уча­стие 14—15-лет­них под­рост­ков в тру­до­вой де­я­тель­но­сти, не со­про­вож­да­ю­ще­е­ся пре­кра­ще­ни­ем по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния (на­при­мер, в пе­ри­од лет­них школь­ных ка­ни­кул), может оце­ни­вать­ся как по­ло­жи­тель­ное яв­ле­ние, от­ве­ча­ю­щее ин­те­ре­сам под­рост­ка и об­ще­ства. В дан­ном слу­чае речь идёт о на­чаль­ных эта­пах адап­та­ции к тру­до­вой де­я­тель­но­сти, о вы­ра­бот­ке сте­рео­ти­па тру­до­во­го по­ве­де­ния в ры­ноч­ной среде.

 

Осо­знан­ное фор­ми­ро­ва­ние ма­те­ри­аль­ных сти­му­лов к труду от­ме­ча­ет­ся у 16—17-лет­них мо­ло­дых людей. Это свя­за­но с рас­ши­ре­ни­ем объёма их ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных по­треб­но­стей, а также про­дол­жа­ю­щим­ся про­цес­сом со­ци­а­ли­за­ции. В этом же воз­расте про­ис­хо­дит ак­тив­ный поиск и выбор вида бу­ду­щей про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти. Про­цесс по­лу­че­ния про­фес­си­о­наль­ных зна­ний, уме­ний и на­вы­ков наи­бо­лее ин­тен­сив­но про­те­ка­ет в груп­пе 18—20-лет­них. Кон­крет­ные сроки про­фес­си­о­наль­но­го обу­че­ния могут, без­услов­но, ва­рьи­ро­вать­ся в за­ви­си­мо­сти от спе­ци­фи­ки жиз­нен­ных усло­вий мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, вы­бо­ра им вида и формы по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния. По­это­му по ряду по­ве­ден­че­ских ха­рак­те­ри­стик эта груп­па при­мы­ка­ет к груп­пе 21—24-лет­них. В этих рам­ках боль­шин­ство молодёжи за­кан­чи­ва­ет про­фес­си­о­наль­ное обу­че­ние и стре­мит­ся уже не к эпи­зо­ди­че­ской, а к по­сто­ян­ной за­ня­то­сти.

 

Среди ха­рак­те­ри­стик тру­до­вой де­я­тель­но­сти на пер­вый план вы­дви­га­ют­ся га­ран­тии за­ня­то­сти, воз­мож­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го раз­ви­тия и долж­ност­но­го роста. По­это­му мо­ло­дые люди стре­мят­ся и к по­лу­че­нию до­пол­ни­тель­ных уме­ний и на­вы­ков. Имен­но в воз­расте 21—24 лет боль­шин­ство мо­ло­дых людей ис­пы­ты­ва­ют так на­зы­ва­е­мый «шок от ре­аль­но­сти», свя­зан­ный с тем, что их иде­аль­ные пред­став­ле­ния о бу­ду­щей тру­до­вой де­я­тель­но­сти всту­па­ют в про­ти­во­ре­чие с ре­аль­ной об­ста­нов­кой на ра­бо­чем месте. На этот же воз­раст при­хо­дит­ся и пе­ри­од на­чаль­но­го этапа ка­рье­ры, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся вхож­де­ни­ем в ор­га­ни­за­цию, на­хож­де­ни­ем сво­е­го места в ней.

(Г. Г. Ру­ден­ко, А. Р. Са­ве­лов)

7. За­да­ние 22 № 1251. В чём про­яв­ля­ет­ся, по мне­нию ав­то­ра, кон­струк­тив­ная роль кон­флик­та в груп­по­вых и меж­груп­по­вых от­но­ше­ни­ях? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, при­ве­ди­те че­ты­ре про­яв­ле­ния.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

 

Если ис­хо­дить из боль­шо­го числа со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний, на­прав­лен­ных на по­ис­ки путей устра­не­ния кон­флик­та из внут­ри­лич­ност­ной сферы, сферы меж­лич­ност­ных, внут­ри­г­руп­по­вых и меж­груп­по­вых от­но­ше­ний, то легко прий­ти к оши­боч­но­му вы­во­ду, что кон­фликт иг­ра­ет лишь не­га­тив­ную роль, вы­пол­ня­ет лишь де­струк­тив­ную функ­цию. В дей­стви­тель­но­сти, од­на­ко, со­ци­аль­ный кон­фликт, бу­дучи одним из наи­бо­лее ярких про­яв­ле­ний про­ти­во­ре­чия, сам внут­рен­не про­ти­во­ре­чив, вы­пол­няя не толь­ко де­струк­тив­ную, но и кон­струк­тив­ную функ­цию. <...>

 

Про­яв­ле­ния де­струк­тив­ных функ­ций кон­флик­та край­не раз­но­об­раз­ны. Внут­ри­лич­ност­ный кон­фликт, на­при­мер, по­рож­да­ет со­сто­я­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го дис­ком­фор­та, ко­то­рый влечёт, в свою оче­редь, серию раз­лич­ных не­га­тив­ных по­след­ствий и в край­них слу­ча­ях может при­ве­сти к раз­ру­ше­нию лич­но­сти. На уров­не груп­пы кон­фликт может на­ру­шать си­сте­му ком­му­ни­ка­ций, вза­и­мо­свя­зей, ослаб­лять цен­ност­но-ори­ен­та­ци­он­ное един­ство, сни­жать груп­по­вую сплочённость и в итоге по­ни­жать эф­фек­тив­ность функ­ци­о­ни­ро­ва­ния груп­пы в целом. Ана­ло­гич­ным об­ра­зом де­струк­тив­ные функ­ции кон­флик­та про­яв­ля­ют­ся и в меж­груп­по­вых вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях. За­ме­тим, что де­струк­тив­ное вли­я­ние кон­флик­та может иметь место на каж­дом из эта­пов его эво­лю­ции: этапе объ­ек­тив­ной кон­фликт­ной си­ту­а­ции, этапе её осо­зна­ния сто­ро­на­ми, этапе кон­фликт­но­го по­ве­де­ния, а также на ста­дии раз­ре­ше­ния кон­флик­та. Осо­бен­но остро де­струк­тив­ные воз­дей­ствия кон­флик­та об­на­ру­жи­ва­ют­ся обыч­но на ста­дии кон­фликт­но­го по­ве­де­ния, кон­фликт­ных дей­ствий.

 

Кон­струк­тив­ные воз­дей­ствия кон­флик­та также весь­ма мно­го­об­раз­ны. Так, об­ще­из­вест­но, что внут­ри­лич­ност­ный кон­фликт не толь­ко спо­со­бен ока­зы­вать не­га­тив­ное вли­я­ние на лич­ность, но и часто слу­жит мощ­ным ис­точ­ни­ком раз­ви­тия лич­но­сти, её со­вер­шен­ство­ва­ния. В груп­по­вых и меж­груп­по­вых от­но­ше­ни­ях кон­фликт может спо­соб­ство­вать предот­вра­ще­нию за­стоя, слу­жит ис­точ­ни­ком но­во­вве­де­ний, раз­ви­тия. Кон­фликт, осо­бен­но на ста­дии кон­фликт­но­го по­ве­де­ния, иг­ра­ет по­зна­ва­тель­ную роль, роль прак­ти­че­ской про­вер­ки и кор­рек­ции име­ю­щих­ся у сто­рон об­ра­зов си­ту­а­ции. Кроме того, об­на­ру­жи­вая, об­на­жая объ­ек­тив­ные про­ти­во­ре­чия, су­ще­ству­ю­щие между чле­на­ми груп­пы (груп­па­ми), и устра­няя их на ста­дии раз­ре­ше­ния, кон­фликт осво­бож­да­ет груп­пу от под­та­чи­ва­ю­щих её фак­то­ров и тем самым спо­соб­ству­ет её ста­би­ли­за­ции. Об­ще­из­вест­но также, что внеш­ний кон­фликт может вы­пол­нять ин­те­гра­тив­ную функ­цию, спла­чи­вая груп­пу перед лицом внеш­ней опас­но­сти, внеш­них про­блем.

 

(Л. А. Пет­ров­ская)

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1–C4.

 

Об­ра­зо­ва­ние как со­ци­аль­ный ин­сти­тут Об­ра­зо­ва­ние в со­вре­мен­ных стра­нах – это очень ши­ро­кие и вы­со­ко­раз­ви­тые диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные мно­го­уров­не­вые со­ци­аль­ные си­сте­мы (под­си­сте­мы об­ще­ства) не­пре­рыв­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния зна­ний и на­вы­ков чле­нов об­ще­ства, вы­пол­ня­ю­щие важ­ней­шую роль в со­ци­а­ли­за­ции лич­но­сти, ее под­го­тов­ке к по­лу­че­нию того или иного со­ци­аль­но­го ста­ту­са и вы­пол­не­нию со­от­вет­ству­ю­щих ролей, в ста­би­ли­за­ции, ин­те­гра­ции и со­вер­шен­ство­ва­нии об­ще­ствен­ных си­стем. Об­ра­зо­ва­нию при­над­ле­жит очень важ­ная роль в опре­де­ле­нии со­ци­аль­но­го ста­ту­са лич­но­сти, в вос­про­из­вод­стве и раз­ви­тии со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ства, в под­дер­жа­нии со­ци­аль­но­го по­ряд­ка и ста­биль­но­сти, осу­ществ­ле­ния со­ци­аль­но­го кон­тро­ля.

 

Об­ра­зо­ва­ние, на­ря­ду с ар­ми­ей, цер­ко­вью и про­из­вод­ством, — один из лиф­тов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. По­лу­чив зна­ния и вы­со­кую ква­ли­фи­ка­цию в со­вре­мен­ном об­ще­стве го­раз­до легче сде­лать ка­рье­ру, чем а)это было в до­ин­ду­стри­аль­ном и ин­ду­стри­аль­ном об­ще­стве, б) если бы че­ло­век ими не об­ла­дал.

 

С дав­них пор и по сей день об­ра­зо­ва­ние как со­ци­аль­ный ин­сти­тут вы­сту­па­ет ос­нов­ным ме­ха­низ­мом со­ци­аль­но­го те­сти­ро­ва­ния, от­бо­ра и рас­пре­де­ле­ния ин­ди­ви­дов по со­ци­аль­ным слоям, груп­пам. На си­сте­му об­ра­зо­ва­ния воз­ла­га­лись функ­ции со­ци­аль­но­го кон­тро­ля за про­цес­са­ми ин­тел­лек­ту­аль­но­го, нрав­ствен­но­го, фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия мо­ло­до­го по­ко­ле­ния. А на си­сте­му про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, кроме того, еще и функ­ции кон­тро­ля за рас­пре­де­ле­ни­ем по­ко­ле­ния, всту­па­ю­ще­го в са­мо­сто­я­тель­ную тру­до­вую жизнь, по раз­лич­ным ячей­кам со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ства: клас­сам, со­ци­аль­ным груп­пам, слоям, про­из­вод­ствен­ным кол­лек­ти­вам.

 

Таким об­ра­зом, об­ра­зо­ва­ние яв­ля­ет­ся одним из ос­нов­ных ка­на­лов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, играя важ­ную роль в со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции чле­нов об­ще­ства, рас­пре­де­ле­ние их как по со­ци­аль­ным слоям, так и внут­ри этих слоев. По­ло­же­ние ин­ди­ви­да в об­ще­стве, воз­мож­но­сти для его успеш­но­го про­дви­же­ния по слу­жеб­ной лест­ни­це опре­де­ля­ют­ся ка­че­ством по­лу­чен­но­го об­ра­зо­ва­ния, во мно­гом свя­зан­но­го с пре­сти­жем учеб­но­го за­ве­де­ния.

 

Так оно и есть. Не­об­ра­зо­ван­ный че­ло­век не может по­лу­чить вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мую и от­вет­ствен­ную ра­бо­ту, ка­ко­го бы со­ци­аль­но­го про­ис­хож­де­ния он ни был. У об­ра­зо­ван­но­го и не­об­ра­зо­ван­но­го не­рав­ные жиз­нен­ные шансы, но си­ту­а­цию все­гда можно ис­пра­вить, по­вы­сив свою ква­ли­фи­ка­цию, стоит толь­ко при­ло­жить ин­ди­ви­ду­аль­ные усло­вия. Тем и от­ли­ча­ет­ся не­ра­вен­ство в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния от дру­гих видов не­ра­вен­ства, ска­жем, уна­сле­до­ван­но­го, что оно ста­вит че­ло­ве­ка в не­при­ви­ле­ги­ро­ван­ное по­ло­же­ние вре­мен­но. А вот если вы ро­ди­лись сыном ко­ро­ля или потом­ствен­но­го дво­ря­ни­на, то это уже на­все­гда. С таким не­ра­вен­ством, ос­но­ван­ным на пред­пи­сан­ных ста­ту­сах, по­де­лать ни­че­го нель­зя.

 

(Г.Е. Та­де­во­сян)

9. За­да­ние 22 № 1880. Как, по мне­нию ав­то­ра, со­от­но­сят­ся по­ня­тия «со­ци­аль­ная роль» и «со­ци­аль­ный ста­тус»? Ука­жи­те два вы­де­лен­ных ав­то­ром ас­пек­та.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

Со­ци­аль­ные роли — тер­мин, ак­тив­но ис­поль­зу­е­мый как со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гией, так и со­цио­ло­ги­ей. Он кон­цен­три­ру­ет вни­ма­ние на уни­вер­саль­ных, все­об­щих тре­бо­ва­ни­ях, предъ­яв­ля­е­мых к по­ве­де­нию че­ло­ве­ка, на­хо­дя­ще­го­ся в опре­де­лен­ной со­ци­аль­ной по­зи­ции.

Со­ци­аль­ный ста­тус и со­ци­аль­ная роль пред­став­ля­ют собой две сто­ро­ны од­но­го и того же яв­ле­ния. (...) Ста­тус опи­сы­ва­ет об­ще­ство в не­по­движ­но­сти, то есть рас­кры­ва­ет ста­ти­сти­че­скую кар­ти­ну мира. Роль опи­сы­ва­ет об­ще­ство в дви­же­нии, то есть рас­кры­ва­ет ди­на­ми­че­скую кар­ти­ну мира. (...)

Со­ци­аль­ная роль — мо­дель по­ве­де­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ная на дан­ный ста­тус. Ее можно опре­де­лить иначе — как шаб­лон­ный вид по­ве­де­ния, на­прав­лен­ный на вы­пол­не­ние прав и обя­зан­но­стей, пред­пи­сан­ных кон­крет­но­му ста­ту­су. Роль опи­сы­ва­ет то, как об­ла­да­те­ли ста­ту­сов вза­и­мо­дей­ству­ют друг с дру­гом.

В связ­ке по­ня­тий «ста­тус-роль» ве­ду­щее место при­над­ле­жит пер­во­му. Имен­но по­это­му в ли­те­ра­ту­ре встре­ча­ет­ся вы­ра­же­ние «ста­тус­ная роль», но ни­ко­гда не по­па­да­ет­ся «ро­ле­вой ста­тус».

Тер­мин «роль» по­за­им­ство­ван из те­ат­раль­ной сферы, где он при­зван был подчерк­нуть раз­ли­чие между ак­те­ром и ис­пол­ня­е­мой пар­ти­ей. Мно­же­ство из­вест­ных ак­те­ров про­бо­ва­ло себя в роли Гам­ле­та по­доб­но тому, как мно­же­ство вы­пуск­ни­ков ме­ди­цин­ско­го ин­сти­ту­та ста­но­вят­ся вра­ча­ми.

Люди не могут вести себя так, как им за­бла­го­рас­су­дит­ся. Они под­чи­ня­ют­ся тому, что все счи­та­ют пра­виль­ным для дан­ной роли. В зна­чи­тель­ной мере по­ве­де­ние уче­ни­ка пред­ска­зу­е­мо, ибо уче­ник — это опре­де­лен­ная роль. То же ка­са­ет­ся учи­те­ля, про­дав­ца или го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля. Все мы знаем, что долж­ны де­лать эти люди, и не важно, как много ин­ди­ви­ду­аль­но­го свое­об­ра­зия вкла­ды­ва­ют они в свою роль. В целом все учи­те­ля или про­дав­цы ведут себя сход­ным об­ра­зом.

(...) «Весь мир — театр, все люди в нем — ак­те­ры, и каж­дый не одну иг­ра­ет роль», — ска­зал ве­ли­кий Шекс­пир. И если рас­смат­ри­вать мир как сцену, то нам дей­стви­тель­но при­хо­дит­ся иг­рать на этой сцене ве­ли­кое мно­же­ство ролей. Мы все — сы­но­вья и до­че­ри, мужья и жены, под­чи­нен­ные и ру­ко­во­ди­те­ли, ора­то­ры и слу­ша­те­ли, пас­са­жи­ры, зри­те­ли, спе­ци­а­ли­сты и т.д. При­чем весь этот ре­пер­ту­ар живет внут­ри нас од­но­вре­мен­но, и каж­дая сле­ду­ю­щая роль вклю­ча­ет­ся по мере того, как мы пе­ре­хо­дим из одной си­ту­а­ции в дру­гую. В каких-то из этих ролей нам при­хо­дит­ся на­хо­дить­ся более дли­тель­ное время, в каких-то — от­но­си­тель­но не­зна­чи­тель­ное; с ка­ки­ми-то из ролей мы справ­ля­ем­ся без труда, дру­гие едва вы­но­си­мы для нас. 

Люди вы­пол­ня­ют в об­ще­стве мно­же­ство со­ци­аль­ных ролей. Их от­ли­чи­тель­ная черта за­клю­ча­ет­ся в том, что роль отца или учи­те­ля оста­ет­ся той же самой, если по­ме­ня­ют­ся люди, вы­пол­ня­ю­щие эти роли. Имен­но таким спо­со­бом до­сти­га­ют­ся пред­ска­зу­е­мость и по­ря­док в об­ще­стве.

(А.И. Кра­вчен­ко)

10. За­да­ние 22 № 1917. Как автор объ­яс­ня­ет объ­ек­тив­ный ха­рак­тер обя­зан­но­стей, ко­то­рые есть у че­ло­ве­ка в об­ще­стве? При­ве­ди­те два объ­яс­не­ния, дан­ные в тек­сте.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния CI—С4.

Когда я дей­ствую как брат, су­пруг или граж­да­нин, (...) я ис­пол­няю обя­зан­но­сти, уста­нов­лен­ные вне меня и моих дей­ствий пра­вом и обы­ча­я­ми. Даже когда они со­глас­ны с моими соб­ствен­ны­ми чув­ства­ми и когда я при­знаю в душе их су­ще­ство­ва­ние, по­след­нее оста­ет­ся все-таки объ­ек­тив­ным, так как не я сам со­здал их, а они вну­ше­ны мне вос­пи­та­ни­ем.

Как часто при этом нам не­из­вест­ны де­та­ли на­ло­жен­ных на нас обя­зан­но­стей, и для того, чтобы узнать их, мы при­нуж­де­ны справ­лять­ся с ко­дек­сом и со­ве­то­вать­ся с его упол­но­мо­чен­ны­ми ис­тол­ко­ва­те­ля­ми!

Си­сте­ма зна­ков, ко­то­ры­ми я поль­зу­юсь для вы­ра­же­ния моих мыс­лей, си­сте­ма монет, упо­треб­ля­е­мых мною для упла­ты дол­гов, ору­дия кре­ди­та, слу­жа­щие мне в моих ком­мер­че­ских сно­ше­ни­ях, обы­чаи, со­блю­да­е­мые в моей про­фес­сии, и т.д. — все это функ­ци­о­ни­ру­ет не­за­ви­си­мо от того упо­треб­ле­ния, ко­то­рое я из них делаю. Пусть возь­мут од­но­го за дру­гим всех чле­нов, со­став­ля­ю­щих об­ще­ство, и все ска­зан­ное может быть по­вто­ре­но по по­во­ду каж­до­го из них. Сле­до­ва­тель­но, эти об­ра­зы мыс­лей, дей­ствий и чув­ство­ва­ний об­ла­да­ют тем за­ме­ча­тель­ным свой­ством, что су­ще­ству­ют вне ин­ди­ви­ду­аль­ных со­зна­ний.

Эти типы по­ве­де­ния или мысли не толь­ко на­хо­дят­ся вне ин­ди­ви­ду­у­ма, но и об­ла­да­ют еще при­ну­ди­тель­ной силой, вслед­ствие ко­то­рой он вы­нуж­да­ет­ся к ним не­за­ви­си­мо от сво­е­го опи­са­ния. Ко­неч­но, когда я доб­ро­воль­но со­об­ра­зу­юсь с ними, это при­нуж­де­ние, бу­дучи бес­по­лез­ным, мало или со­всем не чув­ству­ет­ся; тем не менее оно яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ным свой­ством этих фак­тов, до­ка­за­тель­ством чего может слу­жить то об­сто­я­тель­ство, что оно по­яв­ля­ет­ся тот­час же, как толь­ко я пы­та­юсь со­про­тив­лять­ся. Если я про­мыш­лен­ник, то никто не за­пре­ща­ет мне ра­бо­тать, упо­треб­ляя при­е­мы и ме­то­ды про­шло­го сто­ле­тия, но, если я сде­лаю это, я, на­вер­ное, разо­рюсь. Даже если фак­ти­че­ски я могу осво­бо­дить­ся от этих пра­вил и с успе­хом на­ру­шить их, то я могу сде­лать это лишь после борь­бы с ними; если даже в конце кон­цов они и будут по­беж­де­ны, то все же они до­ста­точ­но дают чув­ство­вать свою при­ну­ди­тель­ную силу тем со­про­тив­ле­ни­ем, ко­то­рое ока­зы­ва­ют. Нет та­ко­го но­ва­то­ра, даже счаст­ли­во­го, пред­при­я­тия ко­то­ро­го не стал­ки­ва­лись бы с оп­по­зи­ци­ей этого рода.

Вот, сле­до­ва­тель­но, раз­ряд фак­тов, от­ли­ча­ю­щих­ся спе­ци­фи­че­ски­ми свой­ства­ми; его со­став­ля­ют об­ра­зы мыс­лей, дей­ствий и чув­ство­ва­ний, на­хо­дя­щи­е­ся вне ин­ди­ви­да и ода­рен­ные при­ну­ди­тель­ной силой, вслед­ствие ко­то­рой он вы­нуж­да­ет­ся к

ним. От­сю­да их нель­зя сме­шать ни с ор­га­ни­че­ски­ми яв­ле­ни­я­ми, так как они со­сто­ят из пред­став­ле­ний и дей­ствий, ни с яв­ле­ни­я­ми пси­хи­че­ски­ми, су­ще­ству­ю­щи­ми лишь в ин­ди­ви­ду­аль­ном со­зна­нии и бла­го­да­ря ему. Они со­став­ля­ют, сле­до­ва­тель­но, новый вид, и им-то и долж­но быть при­сво­е­но на­зва­ние со­ци­аль­ных.

(Э. Дюрк­гейм)

11. За­да­ние 22 № 1954. Каких под­хо­дов к по­ни­ма­нию нации при­дер­жи­ва­ет­ся боль­шин­ство стран мира? Что, по мне­нию ав­то­ра, объ­еди­ня­ет эти под­хо­ды? Ука­жи­те одно любое раз­ли­чие между ними.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1—С4.

На­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния, т.е. от­но­ше­ния людей в общ­но­сти, на­зы­ва­е­мой на­ци­ей, или дру­гие эт­но­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния, не су­ще­ству­ют от­дель­но от го­су­дар­ства или па­рал­лель­но с ним. На­ци­о­наль­ные и эт­но­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния так или иначе опо­сре­ду­ют­ся го­су­дар­ством и об­ра­зу­ют еди­ное по­ли­ти­че­ское целое.

 

Рас­про­стра­не­ны три ос­нов­ных под­хо­да к по­ни­ма­нию нации: по­ли­ти­ко-пра­во­вой, со­ци­о­куль­тур­ный и био­ло­ги­че­ский. При по­ли­ти­ко-пра­во­вом под­хо­де под на­ци­ей по­ни­ма­ет­ся со­граж­дан­ство, т.е. со­об­ще­ство граж­дан того или иного го­су­дар­ства. В меж­ду­на­род­ном праве, когда го­во­рят о на­ци­ях, имеют в виду имен­но по­ли­ти­че­ские, нации, ко­то­рые на меж­ду­на­род­ной арене вы­сту­па­ют как «на­ци­о­наль­ные» го­су­дар­ства.

 

При со­ци­о­куль­тур­ном под­хо­де упор де­ла­ет­ся на общ­но­сти языка, куль­ту­ры, ре­ли­гии, тра­ди­ций, обы­ча­ев боль­шой груп­пы людей, об­ра­зу­ю­щих нацию. Это поз­во­ля­ет рас­смат­ри­вать нацию как общ­ность людей, для ко­то­рых ха­рак­тер­ны общ­ность ду­хов­ной куль­ту­ры, ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия, по­ве­ден­че­ских сте­рео­ти­пов, бы­то­во­го об­ра­за жизни. Сле­ду­ет иметь в виду, что нация пред­став­ля­ет собой также и субъ­ек­тив­ный фе­но­мен со­зна­ния и са­мо­со­зна­ния. < …>

 

Э. Гелл­нер, из­вест­ный ис­сле­до­ва­тель фе­но­ме­на нации, от­ме­чал: «Два че­ло­ве­ка при­над­ле­жат к одной нации, если и толь­ко если они при­зна­ют при­над­леж­ность друг друга к этой нации. Иными сло­ва­ми, нации создаёт че­ло­век; нации – это про­дукт че­ло­ве­че­ских убеж­де­ний, при­стра­стий и на­клон­но­стей».

 

Боль­шин­ство стран мира по­ни­ма­ние нации ос­но­вы­ва­ют на пер­вых двух под­хо­дах. При всем их раз­ли­чии у них есть общее – от­ри­ца­ние кров­но­го род­ства как опре­де­ля­ю­ще­го на­ци­о­об­ра­зу­ю­ще­го прин­ци­па.

 

Тре­тий под­ход к по­ни­ма­нию нации, био­ло­ги­че­ский, как раз и ос­но­ван на при­зна­нии кров­ной общ­но­сти глав­ной до­ми­нан­той нации.

 

 

(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зо­то­ва)

12. За­да­ние 22 № 2324. Ав­то­ры пишут о не­од­но­знач­но­сти вли­я­ния не­ра­вен­ства на об­ще­ство. При­ве­ди­те по од­но­му дан­но­му ав­то­ра­ми объ­яс­не­нию по­ло­жи­тель­но­го и от­ри­ца­тель­но­го вли­я­ния не­ра­вен­ства на об­ще­ство. При­ве­ди­те вывод, ко­то­рый сде­ла­ли ав­то­ры, про­ана­ли­зи­ро­вав вли­я­ние не­ра­вен­ства.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1—С4.

Со­ци­аль­ное ра­вен­ство – идеал, на про­тя­же­нии веков от­ра­жав­ший из­веч­ную тягу людей к спра­вед­ли­во­сти и вдох­нов­ляв­ший мас­со­вые об­ще­ствен­ные дви­же­ния и гу­ма­ни­сти­че­ские те­че­ния об­ще­ствен­ной мысли. Ис­то­ри­че­ская прак­ти­ка под­твер­жда­ет, что пол­ное ра­вен­ство не­до­сти­жи­мо. И не толь­ко из-за раз­ли­чий спо­соб­но­стей и за­дат­ков, за­ло­жен­ных в людях самой при­ро­дой, но и вслед­ствие не­оди­на­ко­во­сти со­ци­аль­но­го ста­ту­са, ка­че­ства и про­дук­тив­но­сти их труда. В этом смыс­ле не­ра­вен­ство между лю­дь­ми не­устра­ни­мо и лишь ме­ня­ет свои формы и раз­ме­ры.

Не­од­но­знач­но и вли­я­ние не­ра­вен­ства на об­ще­ство. Стрем­ле­ние за­нять более вы­со­кое по­ло­же­ние на лест­ни­це иму­ще­ствен­ной иерар­хии по­буж­да­ет людей к по­вы­ше­нию эф­фек­тив­но­сти их де­я­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го ста­ту­са. По­пыт­ки вве­сти урав­ни­тель­ное рас­пре­де­ле­ние соб­ствен­но­сти и до­хо­дов лишь под­ры­ва­ют эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие. Но, пре­вы­сив опре­де­лен­ный уро­вень, иму­ще­ствен­ное не­ра­вен­ство утра­чи­ва­ет свою сти­му­ли­ру­ю­щую роль, пре­вра­ща­ет­ся в не­га­тив­ный фак­тор об­ще­ствен­ной жизни. Чрез­мер­ное бо­гат­ство, осо­бен­но легко до­став­ше­е­ся, как и мар­ги­наль­ная бед­ность, гасят им­пуль­сы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, по­рож­да­ют со­ци­аль­ную на­пряжённость, под­ры­ва­ют по­ли­ти­че­скую ста­биль­ность об­ще­ства. В той мере, в какой со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство бла­го­при­ят­ству­ет эко­но­ми­че­ско­му и со­ци­о­куль­тур­но­му раз­ви­тию и ста­биль­но­сти об­ще­ства, его можно счи­тать нор­маль­ным. Оно ста­но­вит­ся из­бы­точ­ным, когда ослаб­ля­ет сти­му­лы эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, создаёт очаги на­пря­же­ния, чре­ва­тые со­ци­аль­ны­ми по­тря­се­ни­я­ми.

Наи­боль­шую остро­ту про­бле­ма из­бы­точ­но­го со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ства при­об­ре­та­ет в пе­ри­о­ды об­ще­ствен­ных транс­фор­ма­ций, когда усто­яв­ши­е­ся струк­ту­ры ра­вен­ства-не­ра­вен­ства де­мон­ти­ру­ют­ся, а новые ме­ха­низ­мы рас­пре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных благ, со­ци­аль­ных услуг, цен­но­стей жизни и куль­ту­ры еще толь­ко фор­ми­ру­ют­ся.

 

 

(В.А. Мед­ве­дев, Ю.А. Кра­син)

13. За­да­ние 22 № 2446. Вы­пи­ши­те из тек­ста фразу, со­дер­жа­щую пе­ре­чис­ле­ние сто­рон об­ще­ствен­ной жизни и жизни граж­дан, ко­то­рым пре­ступ­ность на­но­сит ущерб. При­ве­ди­те любой при­мер, ил­лю­стри­ру­ю­щий не­га­тив­ное вли­я­ние пре­ступ­но­сти на об­ще­ствен­ную жизнь или жизнь граж­дан. (Ука­жи­те сна­ча­ла сферу жизни, а затем со­от­вет­ству­ю­щий при­мер.)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал