Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.






 

Что же такое пре­ступ­ность? В самой общей форме, как это сфор­му­ли­ро­ва­но кри­ми­но­ло­ги­че­ской на­у­кой, пре­ступ­ность не сумма пре­ступ­ле­ний, но мас­со­вое, ис­то­ри­че­ски из­ме­ня­ю­ще­е­ся, от­но­си­тель­но са­мо­сто­я­тель­ное со­ци­аль­но-пра­во­вое яв­ле­ние, ко­то­рое под­чи­ня­ет­ся опре­де­лен­ным за­ко­но­мер­но­стям, имеет свои при­чи­ны... Для по­ни­ма­ния при­ро­ды пре­ступ­но­сти важно иметь в виду, что она от­ра­жа­ет осо­бен­но­сти, про­ти­во­ре­чия и де­фор­ма­ции со­ци­аль­но­го бытия. Пра­во­мер­но ска­зать, что пре­ступ­ность есть край­нее вы­ра­же­ние про­ти­во­ре­чий об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия, вле­ку­щее такие не­га­тив­ные по­след­ствия для об­ще­ства и его чле­нов, ко­то­рые не вле­чет ни одно из дру­гих яв­ле­ний со­ци­аль­но­го про­цес­са. Пре­ступ­ность на­но­сит ущерб эко­но­ми­че­ским, идео­ло­ги­че­ским, со­ци­аль­но-куль­тур­ным и иным от­но­ше­ни­ям в об­ще­стве, пра­во­по­ряд­ку в нем, жизни, здо­ро­вью, ин­те­ре­сам лич­но­сти, «изы­ма­ет» из нор­маль­ной жизни и со­зи­да­тель­ной де­я­тель­но­сти об­ще­ства его чле­нов. Пре­ступ­ность — яв­ле­ние со­ци­аль­ное, ибо ко­ре­нит­ся в нед­рах об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, но она еще и яв­ле­ние пра­во­вое, ибо к пре­ступ­ным от­но­сят­ся лишь те де­я­ния, ко­то­рые преду­смот­ре­ны уго­лов­ным за­ко­ном.... Весь че­ло­ве­че­ский опыт го­во­рит, что пе­ре­оцен­ка уго­лов­ных на­ка­за­ний, пе­ре­из­бы­ток уго­лов­ных за­ко­нов ни­ко­гда к по­ло­жи­тель­ным ре­зуль­та­там в борь­бе с пре­ступ­но­стью не при­во­ди­ли. Ско­рее на­о­бо­рот. Же­сто­кость рож­да­ет от­вет­ную же­сто­кость. Уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ство и уго­лов­ная ре­прес­сия долж­ны быть эко­ном­ны, ра­зум­ны и гу­ман­ны. (Кар­пец В. И.)

15. За­да­ние 21 № 2645. Что, на взгляд ав­то­ра, свя­зы­ва­ет со­ци­аль­ный ста­тус и со­ци­аль­ную роль?

В чём вы­ра­жа­ет­ся эта связь?

 

Любой че­ло­век, за­ни­ма­ю­щий вы­со­кую со­ци­аль­ную по­зи­цию в об­ще­стве, стре­мит­ся со­от­вет­ство­вать сво­е­му ста­ту­су и вести себя долж­ным об­ра­зом. От че­ло­ве­ка, об­ла­да­ю­ще­го ста­ту­сом бан­ки­ра, окру­жа­ю­щие ждут впол­не кон­крет­ных по­ступ­ков и не ждут дру­гих, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют их пред­став­ле­ни­ям об этом ста­ту­се. Сле­до­ва­тель­но, ста­тус и со­ци­аль­ную роль свя­зы­ва­ют ожи­да­ния людей. Если ожи­да­ния фор­маль­но вы­ра­же­ны и за­фик­си­ро­ва­ны в каких-либо актах (за­ко­нах) или в обы­ча­ях, тра­ди­ци­ях, ри­ту­а­лах, они носят ха­рак­тер со­ци­аль­ных норм.

Хотя ожи­да­ния могут и не фик­си­ро­вать­ся, од­на­ко от этого они не пе­ре­ста­ют быть ожи­да­ни­я­ми. Не­смот­ря на это, от об­ла­да­те­ля кон­крет­но­го ста­ту­са люди ожи­да­ют, что он будет иг­рать впол­не опре­делённую роль в со­от­вет­ствии с теми тре­бо­ва­ни­я­ми, ко­то­рые к этой роли они предъ­яв­ля­ют. Тре­бо­ва­ния и нормы по­ве­де­ния об­ще­ство пред­пи­сы­ва­ет ста­ту­су за­ра­нее. За пра­виль­ное ис­пол­не­ние роли ин­ди­вид воз­на­граж­да­ет­ся, за не­пра­виль­ное на­ка­зы­ва­ет­ся.

Мо­дель по­ве­де­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ная на опре­делённый ста­тус, вклю­ча­ет в себя со­во­куп­ность ста­тус­ных прав и обя­зан­но­стей. Права озна­ча­ют воз­мож­ность со­вер­шать опре­делённые дей­ствия, обу­слов­лен­ные ста­ту­сом. Чем выше ста­тус, тем бó льши­ми пра­ва­ми на­де­ля­ет­ся его об­ла­да­тель и тем боль­ший круг обя­зан­но­стей на него воз­ла­га­ет­ся.

Мо­дель по­ве­де­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ная на опре­делённый ста­тус, имеет и внеш­ние знаки от­ли­чия. Одеж­да яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ным сим­во­лом, ко­то­рый вы­пол­ня­ет три ос­нов­ные функ­ции: обес­пе­че­ние ком­фор­та, со­блю­де­ние при­ли­чий и де­мон­стра­тив­ное вы­ра­же­ние.

Функ­цию ста­тус­ных сим­во­лов вы­пол­ня­ют также жильё, язык, ма­не­ры по­ве­де­ния, досуг.

 

(Р.Т. Му­ха­ев)

 

16. За­да­ние 21 № 3807. Фор­ми­ро­ва­ние ка­ко­го но­во­го клас­са пост­ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства от­ме­ча­ет автор? Какую при­чи­ну по­яв­ле­ния этого клас­са он на­зы­ва­ет? Что, по мне­нию боль­шин­ства со­цио­ло­гов, долж­но было стать след­стви­ем по­яв­ле­ния но­во­го клас­са?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Со­вре­мен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная ре­во­лю­ция при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию в пост­ин­ду­стри­аль­ных об­ще­ствах но­во­го клас­са, ко­то­рый мы на­зва­ли «клас­сом ин­тел­лек­ту­а­лов». За­пад­ные со­цио­ло­ги об­ра­ти­ли на это вни­ма­ние ещё в конце 50-х годов; причём весь­ма ха­рак­тер­но, что за этим про­цес­сом не про­смат­ри­ва­лось в то время ни­ка­ких не­га­тив­ных по­след­ствий. По­сколь­ку, со­глас­но рас­хо­же­му мне­нию, «ин­фор­ма­ция пред­став­ля­ет собой наи­бо­лее де­мо­кра­тич­ный ис­точ­ник вла­сти», боль­шин­ство ис­сле­до­ва­те­лей при­хо­ди­ло к вы­во­ду, что ста­нов­ле­ние не­ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го по своей при­ро­де до­ми­ни­ру­ю­ще­го клас­са ведёт к пре­одо­ле­нию клас­со­во­го ха­рак­те­ра об­ще­ства, де­ла­ет его в пер­спек­ти­ве бес­клас­со­вым.

Од­на­ко ре­аль­ные со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские про­цес­сы всё оче­вид­нее про­ти­во­ре­чат по­доб­ным пред­по­ло­же­ни­ям. С каж­дым новым эта­пом тех­но­ло­ги­че­ской ре­во­лю­ции «класс ин­тел­лек­ту­а­лов» об­ре­та­ет всё боль­шую власть и пе­ре­рас­пре­де­ля­ет в свою поль­зу всё боль­шую часть об­ще­ствен­но­го бо­гат­ства. В фор­ми­ру­ю­щей­ся новой хо­зяй­ствен­ной си­сте­ме про­цесс са­мо­воз­рас­та­ния сто­и­мо­сти ин­фор­ма­ци­он­ных благ ока­зы­ва­ет­ся в зна­чи­тель­ной мере ото­рван­ным от ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства. В ре­зуль­та­те «класс ин­тел­лек­ту­а­лов» ока­зы­ва­ет­ся за­ви­си­мым от всех дру­гих слоёв об­ще­ства в го­раз­до мень­шей сте­пе­ни, чем гос­под­ству­ю­щие клас­сы фе­о­даль­но­го или бур­жу­аз­но­го об­ществ были за­ви­си­мы от де­я­тель­но­сти экс­плу­а­ти­ро­вав­ших­ся ими кре­стьян или про­ле­та­ри­ев. Это создаёт пред­по­сыл­ки для по­яв­ле­ния на ис­то­ри­че­ской сцене ещё од­но­го клас­са, объ­еди­ня­ю­ще­го в своих рядах тех, кто не спо­со­бен ак­тив­но участ­во­вать в вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ном про­из­вод­стве. При­над­ле­жа­щая ему доля в об­ще­ствен­ном бо­гат­стве устой­чи­во со­кра­ща­ет­ся, не остав­ляя воз­мож­но­стей для по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и по­пол­не­ния «клас­са ин­тел­лек­ту­а­лов». Эта со­ци­аль­ная груп­па, до поры до вре­ме­ни ас­со­ци­и­ро­вав­ша­я­ся с низ­ши­ми сло­я­ми про­ле­та­ри­а­та, к на­ча­лу 90-х годов об­ре­ла вы­ра­жен­ную клас­со­вую опре­делённость, и не при­ни­мать её во вни­ма­ние при ана­ли­зе про­блем со­вре­мен­но­го об­ще­ства не­воз­мож­но.

 

(B. Л. Ино­зем­цев)

 

17. За­да­ние 21 № 4140. О каких двух кри­те­ри­ях вы­де­ле­ния по­ко­ле­ний го­во­рят ав­то­ры? От чего, по их мне­нию, за­ви­сит по­движ­ность гра­ниц по­ко­ле­ния?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

В ос­но­ве вы­де­ле­ния по­ко­ле­ния как опре­делённой со­ци­аль­ной общ­но­сти людей лежат два вза­и­мо­свя­зан­ных мо­мен­та: воз­раст­ная диф­фе­рен­ци­а­ция людей в об­ще­стве и ха­рак­тер со­ци­аль­ной де­я­тель­но­сти. Ис­поль­зуя де­мо­гра­фи­че­ский под­ход, в ко­то­ром «по­ко­ле­ние» опре­де­ля­ет­ся как со­во­куп­ность людей од­но­го и того же года рож­де­ния или ин­тер­вал вре­ме­ни между сред­ни­ми воз­рас­та­ми ро­ди­те­лей и их детей, можно раз­де­лить на­се­ле­ние на воз­раст­ные пе­ри­о­ды.

Воз­раст­ной при­знак - тот при­знак, по ко­то­ро­му мы, пре­жде всего, судим о при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к опре­делённому по­ко­ле­нию. Воз­раст­ная гра­ни­ца - объ­ек­тив­ная мера, обу­слов­лен­ная есте­ствен­ной диф­фе­рен­ци­а­ци­ей людей. Чрез­вы­чай­но труд­но од­но­знач­но опре­де­лить воз­раст­ной ин­тер­вал по­ко­ле­ния. Во вся­ком слу­чае, по­ко­ле­ние и воз­раст­ная груп­па не тож­де­ствен­ны между собой. Воз­раст­ной при­знак фик­си­ру­ет ко­ли­че­ствен­ную сто­ро­ну, но по­ко­ле­ния, есте­ствен­но, от­ли­ча­ют­ся не толь­ко ко­ли­че­ствен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. Со­цио­ло­ги­че­ское по­ня­тие по­ко­ле­ния охва­ты­ва­ет не­сколь­ко воз­раст­ных групп. Гра­ни­цы по­ко­ле­ний не аб­со­лют­ны; они по­движ­ны и за­ви­сят от пе­ри­о­да су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства, про­дол­жи­тель­но­сти жизни, ко­то­рая, в свою оче­редь, опре­де­ля­ет­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми, по­ли­ти­че­ски­ми, ис­то­ри­че­ски­ми и дру­ги­ми фак­то­ра­ми.

По­ко­ле­ние как опре­делённая со­во­куп­ность - но­си­тель общих свойств и от­но­ше­ний. По­это­му дру­гим су­ще­ствен­ным при­зна­ком яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ный, ко­то­рый придаёт по­ко­ле­нию ка­че­ствен­ную опре­делённость. Когда мы го­во­рим о ка­че­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ке со­ци­аль­но­го при­зна­ка, то имеем в виду два мо­мен­та: со­дер­жа­ние со­ци­аль­ной де­я­тель­но­сти по­ко­ле­ния и на­прав­лен­ность его со­ци­аль­ных дей­ствий... Люди од­но­го по­ко­ле­ния участ­ву­ют в одних и тех же со­бы­ти­ях, ис­пы­ты­ва­ют на себе их вли­я­ние. Ра­зу­ме­ет­ся, и от­но­ше­ние к этим яв­ле­ни­ям и со­бы­ти­ям, и вли­я­ние по­след­них на раз­лич­ные груп­пы по­ко­ле­ния раз­ные, тем не менее всё по­ко­ле­ние в целом несёт на себе пе­чать тех ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, в ко­то­рых оно при­ни­ма­ло не­по­сред­ствен­ное уча­стие...

Вве­де­ние по­ня­тия о ро­ди­тель­ском по­ко­ле­нии не­об­хо­ди­мо се­год­ня, на наш взгляд, для обо­зна­че­ния со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции груп­пы, ко­то­рую в оте­че­ствен­ной со­цио­ло­гии на­зы­ва­ли «от­ца­ми». В усло­ви­ях устой­чи­вой иерар­хии об­ще­ствен­ных цен­но­стей в груп­пу «отцов» ре­аль­но по­па­да­ло всё взрос­лое на­се­ле­ние стра­ны по от­но­ше­нию к молодёжи - их ро­ди­те­ли, деды и пра­де­ды. Се­год­ня ко­рен­ная ка­че­ствен­ная ломка си­стем цен­но­стей осо­бен­но остро про­яв­ля­ет­ся в кри­зи­се вос­пи­та­тель­ной функ­ции ро­ди­тель­ско­го по­ко­ле­ния. Со­ци­а­ли­за­ция но­во­го по­ко­ле­ния про­те­ка­ет на фоне смены иерар­хии цен­но­стей, а зна­чит, и де­ста­би­ли­за­ции вос­пи­та­тель­ных ори­ен­ти­ров в ин­сти­ту­те семьи.

 

(В. В. Гав­ри­люк и др.)

 

18. За­да­ние 21 № 4512. При­ве­ди­те любые две функ­ции со­ци­аль­ных норм, на­зван­ные ав­то­ром.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Со­ци­аль­ные нормы - об­ще­при­знан­ные или до­ста­точ­но рас­про­странённые об­раз­цы, пра­ви­ла по­ве­де­ния людей, сред­ства ре­гу­ля­ции их вза­и­мо­дей­ствия. Они предо­хра­ня­ют об­ще­ствен­ную жизнь от хаоса и самотёка, на­прав­ля­ют её те­че­ние в нуж­ное русло. В число со­ци­аль­ных норм вхо­дят мо­раль­ные, пра­во­вые, по­ли­ти­че­ские, эс­те­ти­че­ские, ре­ли­ги­оз­ные, се­мей­ные, кор­по­ра­тив­ные, нормы обы­ча­ев и др. Право сло­жи­лось на­мно­го позже дру­гих нор­ма­тив­ных си­стем и в ос­нов­ном на их ос­но­ве. Оно стало более жёстко и це­ле­на­прав­лен­но ре­гу­ли­ро­вать эко­но­ми­че­ские и иные от­но­ше­ния. Ис­то­ри­че­ски право воз­ни­ка­ет как бы для ком­пен­са­ции «не­до­ста­точ­но­сти» мо­ра­ли, ко­то­рая об­на­ру­жи­ва­ет­ся с воз­ник­но­ве­ни­ем част­ной соб­ствен­но­сти и по­ли­ти­че­ской вла­сти. В по­сле­ду­ю­щем нормы права и мо­ра­ли тесно пе­ре­пле­лись, вза­и­мо­дей­ствуя с дру­ги­ми сред­ства­ми со­ци­аль­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. <...> По­это­му очень важно вы­явить тес­ную вза­и­мо­связь права и мо­ра­ли. <...>

Юри­сты по роду своей де­я­тель­но­сти изу­ча­ют, тол­ку­ют, при­ме­ня­ют, пре­жде всего, пра­во­вые нормы - это их спе­ци­аль­ность. Но для оцен­ки по­ве­де­ния субъ­ек­тов пра­во­вых от­но­ше­ний и пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния воз­ни­ка­ю­щих кол­ли­зий по­сто­ян­но об­ра­ща­ют­ся и к эти­че­ским кри­те­ри­ям, ибо в ос­но­ве права лежит мо­раль. Рус­ские пра­во­ве­ды не­из­мен­но под­чер­ки­ва­ли, что право есть юри­ди­че­ски оформ­лен­ная мо­раль. Право - сред­ство ре­а­ли­за­ции нрав­ствен­но-гу­ма­ни­сти­че­ских иде­а­лов об­ще­ства. Без уро­ков нрав­ствен­но­сти, мо­ра­ли, этики право не­мыс­ли­мо.

B.C. Со­ловьёв, на­при­мер, опре­де­лял право как «при­ну­ди­тель­ное тре­бо­ва­ние осу­ществ­ле­ния ми­ни­маль­но­го добра и по­ряд­ка, не до­пус­ка­ю­ще­го из­вест­но­го про­яв­ле­ния зла». <...> Право и мо­раль раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бам их уста­нов­ле­ния. Пра­во­вые нормы со­зда­ют­ся го­су­дар­ством, и толь­ко го­су­дар­ством (или с его со­гла­сия не­ко­то­ры­ми об­ще­ствен­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми) от­ме­ня­ют­ся, до­пол­ня­ют­ся, из­ме­ня­ют­ся. В этом смыс­ле го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским твор­цом права. По­это­му право вы­ра­жа­ет не про­сто волю на­ро­да, а его го­су­дар­ствен­ную волю и вы­сту­па­ет не про­сто ре­гу­ля­то­ром, а осо­бым, го­су­дар­ствен­ным ре­гу­ля­то­ром.

 

(Н. И. Ма­ту­зов)

 

19. За­да­ние 21 № 5129. Какие две сто­ро­ны взрос­лой со­ци­а­ли­за­ции рас­смот­ре­ли ав­то­ры? Как они опре­де­ли­ли сущ­ность каж­дой из сто­рон?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал