Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






За­да­ние 21 № 954.






На­зо­ви­те при­зна­ки со­ци­аль­ной груп­пы, ука­зан­ные в тек­сте.

 

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

При­над­леж­ность к груп­пе

 

В со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии под груп­пой по­ни­ма­ет­ся двое или более ин­ди­ви­дов, име­ю­щих общие цели и устой­чи­вые от­но­ше­ния, а также в опре­де­лен­ной сте­пе­ни вза­и­мо­за­ви­си­мых друг от друга и вос­при­ни­ма­ю­щих себя как часть этой груп­пы... На одном конце шкалы на­хо­дят­ся груп­пы, со­сто­я­щие из людей, ко­то­рые ра­бо­та­ют вме­сте в те­че­ние мно­гих лет. Оче­вид­но, что они удо­вле­тво­ря­ют всем усло­ви­ям опре­де­ле­ния. На дру­гом конце на­хо­дят­ся люди, име­ю­щие лишь крат­ко­вре­мен­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния друг с дру­гом...

 

Люди объ­еди­ня­ют­ся в со­ци­аль­ные груп­пы по раз­ным при­чи­нам. Пре­жде всего, груп­пы по­мо­га­ют удо­вле­тво­рить важ­ные пси­хо­ло­ги­че­ские или со­ци­аль­ные про­бле­мы, на­при­мер, по­треб­но­сти во вни­ма­нии и любви, пе­ре­жи­ва­нии чув­ства при­над­леж­но­сти. Это труд­но раз­ли­чи­мые, но очень важ­ные по­треб­но­сти: пред­ставь­те себе жизнь в пол­ной со­ци­аль­ной изо­ля­ции! По­на­ча­лу вы бы не воз­ра­жа­ли про­тив этого, но в конце кон­цов по­чув­ство­ва­ли бы себя ужас­но оди­но­ки­ми.

 

Груп­пы по­мо­га­ют в до­сти­же­нии целей, ко­то­рые мы не смог­ли бы осу­ще­ствить в оди­ноч­ку. Со­труд­ни­чая с дру­ги­ми, мы спо­соб­ны вы­пол­нить за­да­чи, с ко­то­ры­ми од­но­му че­ло­ве­ку не спра­вить­ся... При­над­леж­ность к груп­пе часто обес­пе­чи­ва­ет нас зна­ни­я­ми и ин­фор­ма­ци­ей, ко­то­рые в про­тив­ном слу­чае были бы для нас не­до­ступ­ны...

На­ко­нец, груп­по­вое член­ство спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию по­зи­тив­ной со­ци­аль­ной иден­тич­но­сти, ко­то­рая ста­но­вит­ся ча­стью «Я-кон­цеп­ции». И чем боль­ше число пре­стиж­ных групп с огра­ни­чен­ным до­сту­пом, к ко­то­рым че­ло­век смог при­со­еди­нить­ся, тем боль­ше укреп­ля­ет­ся его «Я-кон­цеп­ция».

 

 

Р. Бэрон

7. За­да­ние 21 № 1102. Какие че­ты­ре груп­пы молодёжи, участ­ву­ю­щие в труде, вы­де­ли­ли ав­то­ры? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, на­зо­ви­те ос­нов­ную при­чи­ну, по­буж­да­ю­щую каж­дую груп­пу к тру­до­вой де­я­тель­но­сти.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1 —С4.

 

Уча­стие в труде 14—15-лет­них под­рост­ков яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том сни­же­ния уров­ня жизни на­се­ле­ния. Чем ниже се­мей­ный доход, тем в боль­шей сте­пе­ни семья за­ин­те­ре­со­ва­на в тру­до­вой де­я­тель­но­сти под­рост­ка. Имен­но семья в дан­ном слу­чае может сти­му­ли­ро­вать пре­кра­ще­ние об­ра­зо­ва­ния и выход на рынок труда не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го ра­бот­ни­ка. Тру­до­вые пер­спек­ти­вы мо­ло­до­го че­ло­ве­ка в дан­ном слу­чае не­бла­го­при­ят­ны: су­ще­ству­ет ре­аль­ная опас­ность на­все­гда за­кре­пить­ся в сфере не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, как пра­ви­ло, фи­зи­че­ско­го труда, что чре­ва­то люм­пе­ни­за­ци­ей ра­бот­ни­ка, пе­ре­хо­дом его в мар­ги­наль­ные слои об­ще­ства. Эпи­зо­ди­че­ское уча­стие 14—15-лет­них под­рост­ков в тру­до­вой де­я­тель­но­сти, не со­про­вож­да­ю­ще­е­ся пре­кра­ще­ни­ем по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния (на­при­мер, в пе­ри­од лет­них школь­ных ка­ни­кул), может оце­ни­вать­ся как по­ло­жи­тель­ное яв­ле­ние, от­ве­ча­ю­щее ин­те­ре­сам под­рост­ка и об­ще­ства. В дан­ном слу­чае речь идёт о на­чаль­ных эта­пах адап­та­ции к тру­до­вой де­я­тель­но­сти, о вы­ра­бот­ке сте­рео­ти­па тру­до­во­го по­ве­де­ния в ры­ноч­ной среде.

 

Осо­знан­ное фор­ми­ро­ва­ние ма­те­ри­аль­ных сти­му­лов к труду от­ме­ча­ет­ся у 16—17-лет­них мо­ло­дых людей. Это свя­за­но с рас­ши­ре­ни­ем объёма их ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных по­треб­но­стей, а также про­дол­жа­ю­щим­ся про­цес­сом со­ци­а­ли­за­ции. В этом же воз­расте про­ис­хо­дит ак­тив­ный поиск и выбор вида бу­ду­щей про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти. Про­цесс по­лу­че­ния про­фес­си­о­наль­ных зна­ний, уме­ний и на­вы­ков наи­бо­лее ин­тен­сив­но про­те­ка­ет в груп­пе 18—20-лет­них. Кон­крет­ные сроки про­фес­си­о­наль­но­го обу­че­ния могут, без­услов­но, ва­рьи­ро­вать­ся в за­ви­си­мо­сти от спе­ци­фи­ки жиз­нен­ных усло­вий мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, вы­бо­ра им вида и формы по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния. По­это­му по ряду по­ве­ден­че­ских ха­рак­те­ри­стик эта груп­па при­мы­ка­ет к груп­пе 21—24-лет­них. В этих рам­ках боль­шин­ство молодёжи за­кан­чи­ва­ет про­фес­си­о­наль­ное обу­че­ние и стре­мит­ся уже не к эпи­зо­ди­че­ской, а к по­сто­ян­ной за­ня­то­сти.

 

Среди ха­рак­те­ри­стик тру­до­вой де­я­тель­но­сти на пер­вый план вы­дви­га­ют­ся га­ран­тии за­ня­то­сти, воз­мож­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го раз­ви­тия и долж­ност­но­го роста. По­это­му мо­ло­дые люди стре­мят­ся и к по­лу­че­нию до­пол­ни­тель­ных уме­ний и на­вы­ков. Имен­но в воз­расте 21—24 лет боль­шин­ство мо­ло­дых людей ис­пы­ты­ва­ют так на­зы­ва­е­мый «шок от ре­аль­но­сти», свя­зан­ный с тем, что их иде­аль­ные пред­став­ле­ния о бу­ду­щей тру­до­вой де­я­тель­но­сти всту­па­ют в про­ти­во­ре­чие с ре­аль­ной об­ста­нов­кой на ра­бо­чем месте. На этот же воз­раст при­хо­дит­ся и пе­ри­од на­чаль­но­го этапа ка­рье­ры, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся вхож­де­ни­ем в ор­га­ни­за­цию, на­хож­де­ни­ем сво­е­го места в ней.

(Г. Г. Ру­ден­ко, А. Р. Са­ве­лов)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал