Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность права. Признаки права. 2 страница
Применение норм права необходимо тогда, когда вышерассмотренные формы оказываются недоста-точными для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов. Этот вопрос требует специ-ального и более внимательного рассмотрения.
47. Гипотеза и санкция Гипотеза (если…) – элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты). В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные: Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические: Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Санкция (иначе…) – элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые - категорическое значение санкции, относительно определённые'- орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например от 3 до 15 лет лишения свободы)' и альтернативные- правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны). Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).
48. Понятие применения права и его виды. Акты применения права Применение норм права – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализа-ции правовых норм относительно конкретных жиз-ненных случаев индивидуально определенных лиц. Каковы же характерные признаки применения норм права? Во-первых, правоприменительную деятельность осу-ществляют только компетентные государственные ор-ганы (должностные лица) или органы общественно-сти по уполномочию государства. Например, мэрия, префектура, суд, администрация предприятия, коман-дир воинской части, профсоюзный комитет. Отдель-ные же граждане, не являющиеся должностными ли-цами, специальных полномочий не имеют, и, следова-тельно, применять нормы права не могут. Во-вторых, деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела. В-третьих, содержание правоприменительной дея-тельности выражается в издании на основе норм пра-ва индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты относятся к определенным жизненным слу-чаям и адресуются конкретным лицам. Например, ре-шение исполкома о выдаче конкретному гражданину ордера на квартиру, приговор суда в отношении ли-ца, совершившего преступление и др. В-четвертых, применение норм права осуществляет-ся в строго установленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при примене-нии норм уголовного и гражданского права, обеспе-чивая последовательное проведение законности, глу-бокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела. Когда, в каких случаях возникает необходимость в применении норм права? 1. Норма права применяется компетентными органа-ми тогда, когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной дея-тельности. Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом отдельном случае необхо-димо издание компетентным органом властного реше-ния в отношении конкретного лица. Например, для то-го, чтобы учиться в высшем государственном учеб-ном заведении (реализовать свое право на образова-ние), необходимо решение руководителя данного вуза о зачислении; чтобы реализовать право на трудоуст-ройство, необходимо официальное решение админи-страции предприятия, организации о принятии на ра-боту. В каждом из названных и подобных случаев не-обходимо издание приказа руководителем соответст-вующего учреждения о реализации указанных прав. 2. Правоприменительная деятельность компетент-ных органов необходима в том случае, когда имеются определенные препятствия для использования субъек-тивных юридических прав гражданами или организа-циями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретенным домом. В таком случае гражданин обращается в ад-министративный орган или суд которые принимают решение, направленное на восстановление нарушен-ного права владельца дома. 3. Необходимость в применении норм права возника-ет и тогда, когда юридические обязанности не испол-няются добровольно. Например, одна организация обязалась по договору - поставлять другой организа-ции определенную продукцию, но не выполнила свое обязательство. В этом случае компетентный орган (арбитраж, суд) выносит властное решение, на осно-вании которого в принудительном порядке обеспечи-вается выполнение организацией взятого ею обяза-тельства 4. Правоприменительная деятельность всегда необ-ходима, если совершено правонарушение и нужно оп-ределить соответствующую меру юридического взы-скания правонарушителю. Так, при совершении воен-нослужащим дисциплинарного проступка взыскание определяет только командир (начальник), применяя соответствующую норму Дисциплинарного устава. Когда же совершается преступление, меру наказания определяет только суд на основании норм уголовного права. Деятельность компетентных органов завершается из-данием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значе-ние и властный характер. Акт применения нормы пра-ва - это официальный правовой документ, содержа-щий индивидуальное государственно-властное пред-писание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического спора. Признаки актов применения применения норм права: - имеет властных характер и охраняется принуди-тельной силой государства; - акт применения - инди-видуальный правовой акт; - правоприменительные акты должны быть законны; - акты применения норм права издаются в установленной форме и умеют точ-ное наименование. Классификация актов применения норм права произ-водится по различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуаль-ные правовые акты подразделяются на следующие виды: – акты представительных органов государст-венной власти; – акты исполнительных органов госу-дарственной власти; - акты правоохранительных го-сударственных органов (суда, прокуратуры, арбитра-жа и др.); - акты государственного контроля (налого-вой инспекции, таможенного органа и др.). В зависимости от содержания общественных отно-шений и применяемых к ним норм права правоприме-нительные акты подразделяются: - на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведени-ем людей (например, приказ ректора учебного заведе-ния о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии); – на охранитель-ные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постанов-ление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора). Таким образом, акты применения норм права явля-ются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.
49. Стадии применения права Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последо-вательных действий – стадий. 1. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юридических норм направлено на обес-печение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных, фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, при-меняющие правовые нормы, должны в первую оче-редь отобрать и четко выделить те факты, которые не-обходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов. Важно также иметь в виду, что правопримени-тельными органами исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая при-меняется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголов-ного дела в первую очередь должны быть уста-новлены следующие факты: кто совершил преступ-ление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения преступле-ния. Факты, имеющие юридическое значение, ус-танавливаются с помощью свидетельских пока-заний, результатов осмотра места происшест-вия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные уста-навливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами. 2. Выбор и анализ нормы права подлежащей приме-нению к исследуемым фактическим обстоятельствам. После установления юридического значения рассмот-ренных обстоятельств дела начинается вторая ста-дия применения норм права. На этой стадии право-применительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рас-сматриваемое дело. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим об-стоятельствам дели. Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее текста с точки зрения законно-сти, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. Здесь же правоприме-нительный орган должен определить, не противо-речит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Правоприменительный орган должен точно установить: действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкрет-ное дело; - действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено; - распространяет-ся ли действие данной нормы на лиц, в отно-шении которых она должна быть применена. 3. Вынесение решения компетентным органов и дове-дение этого решения до заинтересованных лиц и ор-ганизаций. Это завершающая и основная стадия про-цесса применения нормы права. Установление факти-ческих обстоятельств, а также выбор и анализ право-вой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убе-диться, что обстоятельства дела исследованы пра-вильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган вы-носит властное решение, после чего объявляет его за-интересованным лицам и организациям. На этом про-цесс применения нормы права заканчивается – начи-нается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.
50. Акты применения права Особый разговор об актах применения права. Эти акты теория разграничивает с нормативно-правовыми актами. Они имеют своим адресатом индивидуального, персонифицированного субъекта. У них специальные внешние атрибуты, свидетельствующие о том, какой правоприменитель их принял и когда. Они имеют внешние, формальные реквизиты - штампы, печати, подписи, подтверждающие их юридическое значение. Реквизиты (оформление) правоприменительного акта: 1)вводная - наименование акта, кто, когда принят, адресат 2)конституирующая - фактические обстоятельства дела 3)мотивировочная - обоснование принятого решения. Правоприменительные акты классифицируются: 1)по правоприменителям 2)по их компетенции 3)по полномочиям Различают правоохранительные акты суда, прокуратуры, органов МВД и т.п. По характеру актов - приговор суда, приказ руководителя, постановление инспекции. Отличие правоприменительного акта от нормативного акта: 1)содержит не общее, а индивидуально-конкретное предписание; 2)касается только конкретных случаев; 3)адресуется конкретным лицам; 4)имеет разовое значение.
51. Понятие и виды толкования (уяснения) права Толкование норм права - это деятельность компе-тентных органов государства, общественных органи-заций и отдельных граждан по осознанию ими дейст-вительного содержания нормы. Уяснения смысла нор-мы права является необходимой предпосылкой для правильного понимания и реализации ее требований. Основные приемы толкования-уяснения содержания правовых норм: 1. Грамматическое толкование выражается в уясне-нии смысла правовой нормы путем грамматического анализа ее текста. При таком толковании нужно выяс-нить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. Для этого устанавливается значение отдельных слов, уяс-няется их грамматическая форма, определяется связь между ними. Затем уясняется грамматическая и смы-словая структура предложений, из которых состоит норма. При грамматическом толковании правовой нормы необходимо специально остановиться на выяс-нении значений отдельных терминов. В законодатель-стве часто используются термины, имеющие обще-принятое значение. Применяя нормы права, которые содержат термины, употребляемые в различных зна-чениях, важно установить их действительный смысл, непосредственно заложенный самим правотворче-ским органом. Иначе это может привести к неправиль-ному решению юридического дела. 2. Систематическое толкование состоит в уяснении содержания нормы права путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними. Лю-бая правовая норма представляет собой составную часть системы права и действует в тесной связи с дру-гими нормами. Поэтому, чтобы уяснить действитель-ное содержание определенной нормы права, необхо-димо установить ее логическую связь с другими нор-мами. Прежде всего устанавливаются связи с норма-ми, близкими по содержанию с толкуемой нормой и детализирующими ее. Принимается во внимание и то, в каком нормативно-правовом акте она сформулиро-вана, какое место в этом акте она занимает. Возмож-но и сопоставление норм различных отраслей права. 3. Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на ос-нове анализа той исторической обстановки, в которой они были приняты. При историко-политическом уяс-нении следует глубоко изучить социальное назначе-ние и цели правовой нормы, а также конкретные усло-вия ее принятия. Такой подход позволяет раскрыть социально-политический смысл нормы, ее сущность и нравственное содержание. 4. При уяснении правовых норм следует использо-вать все указанные приемы. Только их совместное применение способствует точному и правильному по-ниманию смысла толкуемой нормы права.
52.Элементы толкования 1. Уяснение смысла нормы и его объяснение. 2. Разъяснение содержания нормы. Виды толкования-уяснения норм права Буквальное толкование имеет место в тех наиболее распространенных случаях, когда нормативный смысл правоположения текста полностью совпадает с его словесно-текстуальным выражением. К таким случаям относится, например, положение п. 2 ст. 41 Семейного кодекса РФ: «Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению». Однако нередко нормативный смысл правоположения текста оказывается шире или уже его текстуально-словесного выражения. В этих случаях требуется расширительное (распространительное) или ограничительное толкование с целью адекватно (верно и точно) выразить подлинный нормативный смысл соответствующих правоположений текста акта. Расширительное толкование необходимо там, где подлинный нормативный смысл правоположения текста шире его словесного выражения. Так, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ содержит следующее правоположение: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Подлинный нормативный смысл этого правоположения шире его словесного выражения, поскольку содержащийся в правоположений запрет распространяется не только на законы, но и на подзаконные акты. Ограничительное толкование требуется там, где подлинный нормативный смысл правоположения текста уже его словесного выражения. Например, в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ сформулировано следующее правоположение: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Здесь ясно, что подлинный нормативный смысл этого правоположения уже его словесного выражения, поскольку закрепленное в нем право на объединение не распространяется, в частности, на детей. Виды толкования-разъяснения норм права Юридическое значение толкования-разъяснения зависит от статуса субъекта толкования. По этому основанию выделяется два вида толкования-разъяснения: официальное и неофициальное. Официальное толкование — это толкование, которое осуществляется управомоченным на это государственным органом. Акты официального толкования обязательны для соответствующих субъектов правоприменения По сфере такой обязательности положений официального толкования оно делится на нормативное и каузальное. Положения нормативного толкования распространяются на неопределенный круг лиц и отношений, охватываемых толкуемой нормой. Но официально-обязательное для соответствующих субъектов правоприменения положение (правило, «норму») толкования нельзя смешивать ни с толкуемой нормой права, ни с нормой права вообще. Правотолковательное положение — это всегда лишь правило надлежащего понимания уже наличной толкуемой нормы права, а не новая норма права. Положения каузального толкования распространяются лишь на данный конкретный случай (казус). По источнику (правовому основанию) такой обязательности обычно выделяют два вида официального толкования — легальное и аутентичное. Однако, как мы увидим ниже, так называемое аутентичное толкование — ввиду отсутствия у него необходимого источника (правового основания) обязательности его положений — вообще неправомерно и ошибочно относить к официальному толкованию. Легальное толкование — это толкование, которое осуществляет специально на это управомоченныи законом государственный орган. Так, согласно ч. 5 ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ. Такое толкование обладает общеобязательной юридической силой. В литературе к легальному толкованию (в качестве его разновидности) относят и те разъяснения по вопросам судебной практики, которые, согласно Конституции РФ (ст. 126, 127), дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Подобная трактовка представляется необоснованной, поскольку сама Конституция РФ не управомочивает эти судебные органы, в отличие от Конституционного Суда РФ, толковать какие-либо нормативно-правовые акты, но предусматривает лишь, что они дают разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения названных высших судебных органов по сути своей являются разновидностью неофициального толкования и носят рекомендательный характер. Наделение их официально-обязательной юридической силой фактически означало бы как признание за соответствующими судебными органами законодательных правомочий, что противоречит принципу разделения властей, так и одновременно отрицание конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону. Под аутентичным толкованием в литературе имеется в виду официальное, обладающее обязательной силой толкование всеми правоустановительными (правотворческими) государственными органами (представительными и исполнительными) изданных ими нормативно-правовых актов, осуществляемое по собственному усмотрению соответствующих органов в пределах их компетенции. Обязательное толкование права является по своей сути судебной функцией, и оно должно осуществляться специальной судебной инстанцией (как правило, Конституционным или Верховным судом). Поэтому только легальное судебное толкование является правомерным официально-обязательным тол- кованием; признание же других видов официально-обязательного толкования, в том числе и аутентичного, противоречит элементарным требованиям права и правовой государственности. К неофициальным толкованиям относятся все толкования, не наделенные законом обязательной юридической силой. Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное. Обыденное толкование — это толкование соответствующей нормы права любым субъектом на основе его правопонимания и правосознания. Профессиональное толкование — это толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися соответствующими юридическими вопросами. К этим субъектам относятся как отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, юрисконсульты и т.д.), так и государственные органы (в сфере их профессиональной юридической деятельности). К разновидностям такого профессионального толкования по своему правовому смыслу и значению относятся как разъяснения высших судебных органов, так и соответствующие разъяснения-толкования всех остальных государственных органов (все так называемое аутентичное толкование). Доктринальное толкование — это научно-юридическое толкование норм права, осуществляемое учеными-юристами. Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в соответствующих монографиях, брошюрах, статьях и специальных сборниках.
53.Правотворчество в РФ.(ПР). ПР-это деятельность прежде всего гос.органов по принятию, изменению и отмене юр.норм. Субъектами ПР выступают гос.органы, негосуд. структуры (местные органы,, профсоюзы и др.), наделённые соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдуме. ПР характеризуется: 1)представляет деятельность активную, творческую, государственную.2)основная продукция юр.нормы, воплощающиеся в нормативных актах (договорах, правовых обычаях, юр. прецедентах).3) важнейшее средство управления об-вом. 4) качество нормативных актов, уровень и культура ПР- показатель цивилизованности и демократии об-ва. Принципы: 1)научность (для принятия необходимо изучать социальноэкономическую, политическую и др жизнь общества). 2) профессионализм(занимаются юристы, управленцы, экономисты и др.)3)законность(ПР осуществляется в рамках Конст.); 4) демократизм (харак.степень участия граждан; 5) гласность(открытость, прозрачность); 6) оперативность (своевременное издание норм.актов).Виды ПР в зависимости от субъектов: 1)непосредственное народа на референдумах;.2)гос.органов(Дума, правительство); 3)отдельных должностных лиц (Президент, министр); 4)органов местного самоуправления.5)локальное(на предприятиях); 6)общественных организаций(профсоюзы). В зависимости от значимости: 1) законотворчество(принятие законов высшими органами власти); 2) делегированное ПР (органами исполнительной власти, осуществляемое по поручению парламента); 3) подзаконное ПР(структуры не относящиеся к высшим представительным органам президентом.правительством, министерствами и др.)
54. Понятие и стадии законотворчества РФ. Законотворчество-главная составная часть правотворческого процесса. Это сложный, неоднородный процесс, включает стадии: 1)законодательная инициатива- закреплённое в Конституции право субъектов внести предложение об издании закона. Право законод. инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету федерации и членам, депутатам Госдумы, Правительству, законод. органам субъектов федерации, Конституц.суду, Верховному, арбитражному судам.(ст 104 Констит.) 2) обсуждение законопроекта -начинается в гос.думе с заслушивания доклада субъекта, вынесшего законопроект.(это для того, чтобы довести проект закона до нужного качества) Наиболее важные выносятся на всенародное обсуждение. 3)принятие закона -голосованием(простое и квалифицированным большинством) -главная стадия, кот. распадается на три: а)принятие закона думой простым голосованием 50%+ 1 голос. принимаются федеральные, а не менее 2/3.от общего числа депутатов федеральные конституционные; б) одобрение Советом Федерации(считается одобрен если голосование также как в думе либо в течении 14 дней он не рассмотрен); в) подписание президентом(в течении 14 дней со дня подачи ему). 4)опубликование (как правило в течении 7 дней со дня подписания). Все эти стадии прописаны в Конституц. Ст.105, 107, 108.
55. Правовые отношения.(ПО). ПО- это общественное отношение урегулированное нормами права, участники кот.имеют соответствующие субъективные права и юр.обязанности. ПО-динамическое состояние правового регулирования, позволяет уяснить каким образом право воздействует на поведение людей. ПО позволяют «перевести» абстрактные юр.нормы на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для данных субъектов. Признаки правоотношений: 1)это общественное отношение, двухсторонняя связь между субъектами; 2)возникает на основе норм права; 3)это связь между лицами посредством субъективных прав и юр.бязанностей; 4)это волевое отношение, для возникновения необходима воля хотя бы одного из участников; 5)это отношение возникает по поводу реального блага, ценности; 6)это отношения охраняемые и обеспечиваемые гос-вом. ПО имеют сложную структуру: 1) субъект; (участники ПО; 2) объект (то, на что направлены правоотношения); 3) субъективное право и юр.обязанность. Виды: 1) в зависимости от предмета правового регулирования (конституционные, административные, уголовные); 2)от характера- материальные(финансовые, трудовые) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные); 3)от функциональной роли -регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные(связаны с госуд. принуждением и реализацией юр.обязанностей; 4)от природы- пассивные(правоотношения собственности), активные(займа); 5)от состава участников- простые(2 субъекта) сложные (много); 6)от продолжительности действия- кратковременные(мены) долговременные (гражданства).
56. субъекты права. Субъект правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юр. обязанностями. Чтобы стать субъектом надо быть право- и дееспособным. Правоспособность-это способность индивида иметь права и обязанности. Дееспособность-это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности, связана с психическими и возрастными свойствами и зависит от них.» Вида: полная дееспособность(с 18 лет); частичная(с 14 до 18 лет). Но если в 16 лет человек работает, то по согласованию с органами опеки может быть признан полностью дееспособным (ст.27 ГК РФ эмансипация); при этом ни родители, ни попечители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного. Правосубъективность это правоспособность и дееспособность вместе взятые и характеризующие лицо именно как субъекта права. Виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные Индивидуальные: 1)граждане; 2)лица с двойным гражданством; 3)лица без гражданства; 4)иностранцы. Последние(3, 4) вступают в те же отношения, что и граждане на территории РФ, кроме некоторых (не могут избирать и быть избранными, занимать должности в гос. аппарата, служить в Армии и др.) Коллективные: 1) государство в целом(с другими гос-вами, субъектами Федерации и т.д.); 2)государственные организации; 3)негосударственные организации(частные фирмы, коммерческие банки и т.д.); Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица(организация, кот. имеет в собственности имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде ст.48 ГКРФ) 57. Объект правовых отношений, понятие, виды.
Объект-это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юр. связи.
|