Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность права. Признаки права. 4 страница
71.Понятие и виды норм правовых актов.(НПА) НПА-это правовой акт, принятый уполномоченным на то органом и содерж. правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. НПА издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме, явл. официальным документом, носителем юридически значимой информации. По юр. силе все НПА подразделяются на з-ны и подзаконные акты. Виды з-нов: 1)Конст.-основополагающий, учредительный прав.акт, закрепляющий констит.строй, права и свобод.человека, определяющий форму правления и гос.устройства, учреждающий федерал. органы гос.власти. 2)федерал.констит. з-ны принимаются по вопросам предусмотренным с Конст. 3)федерал.з-ны- акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам социальноэкономичес., политичес. и духовной жизни об-ва; 4)з-ны субъектов федерации- издаются их представительными органами распространяются только на данную территорию. Виды подзакон.актов: 1) указы и распоряжения президента РФ; 2) постановления правительства; 3)приказы, инструкции, положения министерства, ведомства, гос.комитетов; 4) постановления местных органов власти; 5) нормативные акты муниципальных (негосударст.) органов; 6)локальные нормативные акты-предписания, принятые на уровне конкретного предприятия (прав. внутрен. распорядка).В зависимости от субъекта правотворчества НПА делятся: 1)норм.акты гос.власт; 2) норм.акты иных социальных структур(профсоюзы, акционерные об-ва); 3) норм. акты совместного хар-ка 1 и 2.; 4)норм.акты, принятые на референдуме.От сферы действия: 1) общефедеральные; 2)субъектов Федерации; 3)местного самоуправления; 4)локальные норм. акты. От срока действия: неопределённодлительного и временные.
72. Социальные нормы: понятие, признаки, виды. Соц.нормы- правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный х-р. Основными видами соц. норм являются 1.нормы права- установленные г-м, формально определены, подкреплены принудит силой г-ва правила поведения людей в обществе; 2.нормы морали- правила поведения, установленные самим обществом на основе представлений о добре зле, чести, достоинстве, справедливости 3.нормы обычаев- устойчивые правила поведения, которые сохранились благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку 4.нормы, традиций- правила поведения, передаваемые из поколения в поколение, служащие целям поддержания жизнеспособности и самобытности 5. полит. нормы-правила регулир. Отношения между полит группами, в процессе осущ-я гос. власти 6. экономические нормы – правила регул. Общ отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления. 7. Нормы общественных организаций- внутренние правила, регул. Поведение и взаимоотнош. Членов общественных организаций.
73.Закон, понятие и виды. Закон-это нормативный акт, содерж правовые нормы общего хар-ка и постоянного действия. Верховенство закона означает: 1)верховенство конституции; 2)особую процедуру принятия и изменения закона; 3)обязательное соответствие всех иных норм.актов закону; 4) наличие механизма реализации и защиты закона; 5)конституционный надзор, обеспечивающий непротиворечивость всей законодательной системы. Верховенство закона означает, что закон принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменён, изменён или приостановлен актами исполнительной власти.Виды законов: 1) по их юридической силе- Конст., федеральный конституционный з-н, федеральный з-н, з-н субъектов федерации; 2)по субъектам законотворчества- принятые в результате референдума или законодательным органом; 3) по предмету правового регулирования -конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. д.; 4) по сроку действия-постоянные и временные и т. д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные и др.
74. Подзаконные акты. Это нормативно правовые акты государственных органов и компетентных должностных лиц, которые изданы во исполнение законов, на них основаны и им не противоречат.Виды подзаконных правовых актов. Распоряжения президента, Указы президента. Нормативные указы, носят обще обязательные и вели тельный характер. Правоприменительный указы носят индивидуальный, разовый характер, и применяется к конкретному вопросу управления. Постановление и распоряжение правительства, Приказы и распоряжения руководства министерств и ведомств, Инструкции ЦБ, Постановления правительства, субъектов федерации, Распоряжения Мэров и губернаторов, Актов в органах местного самоуправления. Вида актов по способу вступления в законную силу Акты вступающие в силу, в срок указанный в законе или в другом нормативном акте. Акты, в которых указанны конкретные сроки вступления в законную силу сразу или поэтапно. Виды акта в зависимости от характера регулирования прошлых или будущих правоотношений. Обычно действуют с момента вступления до отмены Акты возвратного характера, в которых содержаться прямые указания на то, что их действие распространяется на правоотношения сформированные ранее, до их принятия. Акты перспективного характера. Это акты подлежащие введению в действие в будущем, в случае если возникнет ситуация прямо предусмотренная в тексте акта, в качестве основания для его введения. В зависимости от сферы действия: Обще государственные, Региональные. Распространяется на оговоренные в нормативно правовом акте круг лиц В зависимости от государственной структуры, на которые распространяется нормативно правовой акт. Обще обязательные, Ведомственные и межведомственные.
75.Систематизация Нормативно правовых актов. Систематизация в праве- это деятельность по обеспечению системности права, при приведении действующих нормативно правовых актов в единую, согласованную, цельную систему.Состоит из деятельности, по нормативному восполнению пробелов в праве, и деятельности по упорядочиванию и систематизации законодательства при этом: Улучшается структура нормативно правового акта Происходит взаимная увязка в ходе их принятие.Способы систематизации. Кодификация-это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное, нормативное регламентирование данного вида общественных отношений, путем издания единого, юридически и логически цельного внутри согласованного нормативного акта, выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права. Это основной способ создания новых правовых актов, путем объединения, создания новых норм и переработки. Виды кодификационных актов. Основы законодательства РФ. Это федеральные законодательные акты, устанавливающие общие начала правового регулирования в той, или иной сфере общественных отношений Кодекс- это кодифицированный законодательные акты объединяющиеся в строго определенном порядке, нормативно правовом регламентировании какой либо отрасли права. Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которыми регламентируется деятельность определенного ведомства. Положение- свод кодифицированных актов, определяющих структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы государственных органов. Консолидация-это сведение нескольких нормативно правовых актов в единый акт, когда в отличии от кодификации нормы права и нормативно правовых актов объединены без существенной переработки. Инкорпорация-это упорядочивание системы нормативно правовых актов, путем издания компетентными органами сборников, собраний сводов действующих нормативно правовых актов. Это такой порядок объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке, по способам размещения и целям бывают Хронологическая инкорпорация Доктринально, опубликование нормативно правовых актов подобранных в целях достижения определенного эффекта и цели, Систематическое - опубликование нормативно правовых актов в сборниках с различным материалом по темам в целях удобства его использования.
76, 77, 78. Действие норм.актов во времени простран. и по кругу лиц. Во времени- обусловлено вступлением в силу и утратой силы. Сроки определены Федеральным законом: федеральные конституционные, федеральные, акты палат федерального собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после опубликования, если самими законами не установлен другой порядок. Закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на те отношения, кот были урегулированы до его вступления.(исключение: если в самом законе об этом сказано и если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность).Утрачивают свою силу: 1) по истечении срока, на кот он был принят; 2) в случае принятия нового акта, заменившего ранее действовавший(косвенная отмена); 3)на основе указания конкретного органа об отмене(прямая отмена акта).Действие в пространстве определяется территорией, на кот. распространяются властные полномочия органа, издавшего закон. Под территорией РФ понимается её сухопутное и водное пространство внутри гос. границ, воздушное пространство над ними, недра, территория посольств, военные и торговые суда под флагом РФ, воздушные корабли за пределами РФ. По кругу лиц: на территории РФ норм. акты действуют в отношении всех её граждан, гос. органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Но есть исключения: иностранцы не могут быть судьями, служить в армии, иностранные дипломаты не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству, А также некоторые законы распространяются на лиц, нах. за границей(закон о гражданстве, уголовный кодекс)
79.Правомерное поведение и правовая активность личности. Правомерное поведение - деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям. Большинство деяний в правовой сфере составляют правомерные поступки. Признаки правомерн. поведения: не противоречит общественным интересам(объективная сторона); является осознанным (субъективная).От степени значимости делится: 1)необходимое(служба в Армии); 2)желательное(научное и художественное творч.)3) допустимое(религиозное направление). Наиболее распространена классификация в зависимости от мотивов: 1)социально-активное, субъект действует не из-за страха или поощрения, а по убеждению. Здесь правовая активность наиболее высока. 2) конформистское- подчинение правовым предписаниям, без осознания, без высокой правовой активности. 3) материальное, поведение соответствует правовым предписанием под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием. Правовая активность самая низкая.
80, 81. Понятие, признаки юр.ответственности. Юр. ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершённое правонарушение. Эти меры: личного характера(лишение свободы); имущественного хар-ка(штраф); организационного хар-ка(увольнение). Основная цель-обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка. Функции: 1) штрафная -наказание виновного лица, причинение ему личных, имущественных или организационных обременений.2) правовосстановительная, позволяет взыскать с нарушителя причиненный вред; 3) воспитательная- формирует правомерное поведение, предупреждает новое правонарушение. Основные принципы: справедливость, гуманизм(запрет на применение мер наказания, кот. унижают человека); законность; обоснованность и др. Признаки: 1)устанавливается гос-вом в правовых нормах; 2)опирается на гос.принуждение; 3)применяется специально уполномоченным гос.органом; 4)выражается в определенных отрицательных последствиях(имущественных, личностных, организационных); 5)выступает формой реализации санкции в конкретном случае и к конкретному лицу(но не тождественна санкции, как части структуры нормы права); 6) возлагается в процессуальной форме; 7) наступает только за совершённое правонарушение Юридическим основанием ответственности выступают норма права и правоприменительный акт, где устанавливается конкретный объем и форма принудительных мер(приказ администрации, приговор, решение суда и т.д Каждое государство, издавая правовые нормы, принимает меры по их охране, и нарушение этих норм влечёт за собой юридическую ответственность. Привлечение нарушителя правовых норм к юридической ответственности является реакцией государства на совершённое правонарушителем деяние. К правонарушителю в этом случае компетентные государственные органы применяют меры принуждения. Это означает, что государство отрицательно оценивает противоправное поведение нарушителя правовых норм и заставляет его претерпевать отрицательные для него последствия, такие как: лишение свободы, наложение штрафа, возмещение материального ущерба и так далее. Однако не всегда государственное принуждение является ответственностью, как например, если правонарушитель задержан милицией и против его воли доставлен в отделение милиции, это ещё не является юридической ответственностью. Но когда правонарушитель предстанет перед судом и суд назначит ему наказание - это уже юридическая ответственность. Ответственность предназначена для того, чтобы наказать нарушителя, предупредить его неправомерные действия в будущем. Следовательно, юридическая ответственность носит воспитательный характер. Ответственность, которую несёт правонарушитель, является воспитательной мерой не только для него самого, но и оказывает воспитательное воздействие на окружающих. Исключением является смертная казнь. Здесь главной целью такой меры является воспитательное воздействие на окружающих. Основные принципы: справедливость, гуманизм(запрет на применение мер наказания, кот. унижают человека); законность; обоснованность и др
|