Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовые решения, принимаемые домохозяйствами
Как правило, домохозяйствами называют семьи самого разного состава и любых размеров. На одном полюсе находятся так называемые большие семьи, состоящие из нескольких поколений, живущих под одной крышей и совместно владеющих определенными экономическими ресурсами. Противоположный полюс представлен человеком, который живет один и не является семьей в традиционном смысле. В финансах, однако, такая семья также считается домохозяйством.
Домохозяйствам обычно приходится принимать финансовые решения четырех следующих типов. • Решения о потреблении и сбережении денежных средств. Какую часть имеющегося богатства семьи можно израсходовать на потребительские нужды, а какую часть текущего дохода следует сохранить для использования в будущем и направить на сбережения? • Инвестиционные решения. В какие активы следует вложить имеющиеся сбережения? • Решения о финансировании. Когда и каким образом домохозяйству следует воспользоваться заемными средствами для реализации своих потребительских и инвестиционных замыслов? • Решения, связанные с управлением риском. Как и на каких условиях домохозяйствам следует стараться снизить уровень неопределенности финансовой ситуации и когда необходимо повысить степень допустимого риска?
В результате того, что домохозяйства сберегают определенную часть своих доходов для использования ее в будущем, они накапливают общие фонды богатства, которые могут храниться в различных формах. Одни люди предпочитают хранить деньги на банковских счетах, другие вкладывают их в недвижимость или в какой-либо бизнес. Все эти средства имеют общее название — активы. Активы — это все то, что имеет экономическую ценность.
В конечном счете, любые ресурсы общества принадлежат домохозяйствам, поскольку именно они владеют фирмами (либо напрямую, либо через владение акциями, полисами на страхование жизни или участие в пенсионных планах) и платят налоги, которые впоследствии тратятся государством.
(З.Боди, Р.Мертон) 10. Задание 21 № 1990. С1. Автор говорит о недостатке кадров в лесопромышленном комплексе. Назовите две причины существования этой проблемы.
Прочитайте текст и выполните задания CI—С4. Проблемы лесной промышленности Одной из наиболее важных проблем лесопромышленного комплекса является недостаток кадров. Практически все лесопромышленные районы сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных рабочих. К примеру, лесопромышленный комплекс Архангельской области испытывает кадровый голод. ПТУ не имеют современной учебно-материальной базы, а именно идет подготовка кадров по старой системе, не учитывая нынешнюю экономику страны и научно-технический прогресс. Идет стремительное старение кадров. Молодежь не хочет идти в лес из-за низкой заработной платы (по сравнению с другими отраслями) и отсутствия соответствующей техники. Испытывает отрасль и недостаток кадров с рабочими специальностями. В Свердловской области всего в лесопромышленном комплексе работает 11, 6 тысяч человек, это 87 процентов к уровню 2004 года. Лесопромышленным предприятиям области не хватает примерно 1500 человек, и при этом средний возраст работающих — 46 лет! Кроме того, цены на лес растут медленнее, чем на его добычу. Перед поставщиками древесных ресурсов стоит проблема разорения, так как выручка едва покрывает затраты лесозаготовителей. Если стоимость 1 кубометра леса в среднем 500— 620 рублей держится уже в течение семи лет, то затраты на заготовку с каждым годом стремительно растут. Растет стоимость дизельного топлива, а цены на лесо- добывающее оборудование возросли в несколько раз. Также вечно актуальный вопрос дорог. На данный момент для разрешения ситуации необходимо строить как минимум в 3—4 раза больше дорог «круглогодичного действия». А для содержания и ремонта автомобильных дорог у лесопромышленников вообще нет денег. Для того же, чтобы построить дорогу, по которой можно без вреда для проезжей части пропускать 25-тонные лесовозы, в каждый километр надо вложить 6—7 миллионов рублей... Другие страны значительно обгоняют Россию по количеству лесовозных дорог. Количество «лесных» дорог в Финляндии превышает российские в 12—13 раз! (П. Ильин)
11. Задание 21 № 2064. С1. Автор называет тенденции развития рынка труда города Серпухова. На основании каких показателей делает она свои выводы? Укажите три из них.
Прочитайте текст и выполните задания CI—С4. Особенности рынка труда в Серпухове На основании проведенного анализа социально-экономического развития города Серпухова и Серпуховского района в 2007 году рассмотрим тенденции развития рынка труда в отраслевом разрезе по следующим показателям: численность безработных граждан, уровень общей и регистрируемой безработицы; половозрастная и профессионально-квалификационная структура спроса и предложения рабочей силы, средняя продолжительность безработицы; причины увольнения работников из организаций; состав граждан, обращающихся в целях поиска подходящей работы и безработица граждан с учетом профилирования. На рынке труда ценой рабочей силы является заработная плата. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда. С точки зрения работника, желающего продать свою рабочую силу, наиболее перспективными отраслями города и района являются: финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, производство электроэнергии, газа и воды, оптовая торговля, транспорт. В течение 2007 года в Серпуховском регионе увеличился спрос на рабочую силу. Этому способствовала программа местной власти, направленная на развитие и поддержку малого бизнеса. В районе количество предприятий малого бизнеса с начала 2006 года увеличилось на 26 единиц и составило 364 предприятия. По видам деятельности на первом месте строительство: доля этих предприятий среди предприятий малого бизнеса составляет 15%%. Вторую строчку в рейтинге наиболее «интересных» занятий занимает оптовая торговля, ею занимаются 11, 2%% предприятий. На третьем месте розничная торговля — 9, 3%%. К сожалению, положительная тенденция развития экономики города Серпухова и Серпуховского района не означает отсутствия безработицы. К безработным относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую... (Е. Елизарова) 12. Задание 21 № 2138. Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?
Прочитайте текст и выполните задания C1—С4. Главной движущей силой капиталистической экономики является личный интерес: каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или – как варианта – минимизацию своих убытков. А владельцы материальных ресурсов (собственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам. Рабочие также стремятся получить возможно больший доход (удовлетворение) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими. В свою очередь потребители, покупая определённый продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене. Потребители, кроме того, стремятся сократить расходы и максимизировать полезность продукта. Короче говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придаёт направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной… Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят… Рабочий на сборочном конвейере, который по 8 часов в день устанавливает стёкла на «Форды», сам может владеть автомобилем «Хонда». Редко какие домохозяйства всерьёз налаживают собственное производство необходимых им пищи, жилья или одежды. Многие фермеры продают молоко со своей фермы местному молочному заводу, а сами покупают масло в местном супермаркете. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается. Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства? (К. Макконнелл, С. Брю) 13. Задание 21 № 2397. Какие два основных инструмента рыночного ценообразования названы в тексте? В чём состоит значение информации, распространяемой системой цен?
Прочитайте текст и выполните задания C1—С4. Изучение взаимодействия спроса и предложения, конкуренции как основных инструментов ценообразования позволяет вести результативный поиск элементов эффективного механизма рыночной саморегуляции… В условиях рыночной экономики цена выполняет ряд важных функций. Цены передают информацию… Система цен автоматически распространяет информацию для всех участников рынка об устойчивом росте или снижении спроса на тот или иной вид товара. Это побуждает их наращивать или, наоборот, сокращать объём производства до тех пор, пока вновь рост или падение цен не пошлют сигналы о дефиците или перепроизводстве товарной продукции. В современных условиях в развитых странах Запада действие ценовой системы значительно упрощено благодаря функционированию высокоорганизованных рынков, обладающих развитой инфраструктурой. Вместе с тем, ценовая система усложнена благодаря искажениям ценовой информации, что объясняется рядом причин. Прежде всего, стоит отметить вмешательство государства в экономические процессы. Негативную роль играет деятельность монополий, стремящихся к извлечению максимально высокой прибыли, в том числе путём взвинчивания цен. Искажающим фактором является также инфляция, особенно если она имеет высокий уровень и неустойчивый характер. Цены выполняют важную стимулирующую функцию. Каждое предприятие стремится снизить издержки производства, справедливо усматривая в этом один из проверенных временем рычагов роста прибыли. В этих целях используются достижения научно-технического прогресса, инновационные и конкурентоспособные технологии, ноу-хау, всевозможные виды менеджмента и др. Себестоимость продукции, трудоёмкость её выпуска являются основой формирования рыночных цен. Каждое предприятие располагает на этом пути своими возможностями и резервами, используя их для достижения поставленной цели. Тем самым цена стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, способствует снижению издержек производства и повышению качества продукции. Цены участвуют в регулировании производства товаров и услуг, а также влияют на распределение доходов, на изменение структуры их использования. Эта функция вне государственного воздействия носит стихийный характер. Рост цен, например, способствует увеличению производства товаров, но до известных пределов, так как высокие цены ограничивают спрос.
(В. И. Кушлин)
|