Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 21.Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 в. Кризис феодализма.
Развитие сельского хозяйства в первой половине 19 в. продолжало носить экстенсивный характер, оно происходило путем расчистки лесов и распашки лугов в центре страны и освоения новых площадей на ее окраинах. Сохранялась низкая производительность труда, господствовали трехполье и примитивные сельскохозяйственные орудия. Вторжение товарно-денежных отношений подрывало натуральный характер крепостного хозяйства. Расширение барской запашки в связи c увеличением производства помещичьего хлеба на продажу приводило к сокращению крестьянских наделов. В промышленных губерниях крестьяне часто отвлекались от земледелия к промысловым занятиях. В деревне происходит процесс социального расслоения, который способствовал росту крестьянского предпринимательства и развитию рыночных отношений. В некоторых помещичьих хозяйствах начинают применяться машины, новые методы полеводства и, формы землепользования. Однако попытка ввести новую агротехнику при сохранении старых феодальных производственных отношений была бесперспективна. Рационализаторство помещиков вело к дальнейшему усилению феодальной эксплуатации крестьян. Подъем производительных сил более заметно выразился в развитии промышленности. Основной формой крупного промышленного производства оставалась мануфактура, однако в 30-40-х. 19 в. начинается промышленный переворот, который характеризуется переходом от мануфактурной стадии производства к фабричной, основанной на систематическом применении машин. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности, позднее - в горнодобывающей. В связи с переходом к машинной технике производительность труда к середине 50-х, по сравнению с началом века, выросла в три раза, на долю машинного производства приходилось две трети продукции крупной промышленности. Однако для успешного перехода от мануфактуры к фабрике требовался значительный слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции. Крепостной строй задерживал развитие промышленности, которое привело к изменению социального состава российского общества. Городское население за первую половину 19 в. выросло с 2, 8 до 5, 7 млн. человек, в то время как все население увеличилось на 75%, число городов - с 630 до 1032. Развивался внутренний рынок. Основными товарами были сельскохозяйственная продукция и изделия крестьянских промыслов. Всероссийское значение имели ярмарки с крупными суммами торгового оборота. Расширялись внешнеторговые связи. Развитию торговли препятствовало неудовлетворительное состояние путей сообщения. В сухопутном транспорте господствовала гужевая система. В центре страны началось строительство шоссейных дорог. В 1837 была построена железная дорога между Петербургом и Царским Селом, к 1851-Москва - Петербург, к 1859 - Петербург - Варшава. Однако общая протяженность шоссейных и железных дорог была ничтожно мала. Общий ход развития страны свидетельствовал о том, что крепостнические отношения превращались в тормоз для развития всего производства, стали причиной социально-экономического и политического отставания России. Вопрос о ликвидации крепостнического режима стал основным вопросом времени.
|