![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация оплаты труда на макроуровне
Вопросы организации оплаты труда имеют свои особенности в зависимости от уровня их решения. Различают организацию труда на макро- и микроуровне. Макроуровневое регулирование оплаты труда охватывает процессы воздействия на нее в масштабе экономики страны, отдельных отраслей экономики и регионов. Микроуровневое регулирование рассматривает процессы формирования заработной платы на уровне предприятий и организаций. Регулирование величины заработной платы и ее организация в масштабе регионов складываются из двух подсистем. А именно механизмов: 1) установления региональных минимальных социальных стандартов по оплате труда; 2) согласования интересов наемных работников и работодателей с участием органов исполнительной власти региона в рамках социального партнерства. Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС), являясь составной частью организации оплаты труда на макроуровне, представляют собой также часть системы социальной поддержки (до 2005 г. ее называли социальной защитой) населения. Прежде чем характеризовать ГМСС, целесообразно рассмотреть некоторые общие вопросы социальной поддержки населения. Под социальной поддержкой населения понимают государственные гарантии и обеспечение конституционных прав граждан, связанных с удовлетворением их насущных социально-экономических потребностей. Среди таких прав находятся: право на жизнь; права на труд, выбор рода деятельности и профессии, защиту от безработицы; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов; право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Свои функций социальное государство реализует через социальную политику, составной частью которой является социальная поддержка населения. Социальная поддержка населения со стороны государства необходима в связи с тем, что, во-первых, человек практически беспомощен перед стихийными силами природы и, во-вторых, стихийные законы рыночной экономики обладают органичными недостатками, преодолеть которые невозможно без помощи государственного регулирования. Среди мер социальной поддержки центральное место должно занимать поддержание достойного уровня жизни. Решению этой задачи частично служат ГМСС. Государственные минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством Российской Федерации нормы и нормативы, которые гарантируют минимальный уровень социальной поддержки населения в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания Базовыми государственными нормативами системы социальной поддержки населения в указанной области являются величины продовольственной и потребительской корзины, прожиточного минимума, минимальной заработной платы, а также минимальной пенсии по старости. Содержательное понятие потребительской корзины и прожиточного минимума дано в Законе о прожиточном минимуме в Российской Федерации. Цепочка государственных минимальных социальных стандартов, определяющих минимальную величину оплаты труда, может быть представлена в следующем виде: минимальная продовольственная корзина —» минимальная потребительская корзина —» прожиточный минимум —» минимальный размер оплаты труда. Продовольственная корзина — это минимальный набор продуктов питания одного человека в месяц, минимальные нормы потребления которых разрабатываются Институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации с учетом их калорийности, содержания основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов, микроэлементов и др. Набор основных продуктов питания включает в себя товары следующих групп: хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые культуры, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты (соль, перец и др.). Для учета различных природно-климатических условий нормы питания разработаны для восьми зон, па которые разделена территория России, и различаются среди них по величине энергетической ценности от 2, 2 до 2, 6 тыс. ккал в сутки. Нормы питания дифференцированы также по социально-демографическим группам населения, к которым относятся: а) трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет, женщины в возрасте 16—54 года, за исключением инвалидов 1 и II группы этого возраста; б) пенсионеры — мужчины в возрасте от 60 лет, женщины в возрасте от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности; в) дети в возрасте 0—6 и 7—15 лет. Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Согласно Закону о прожиточном минимуме в Российской Федерации, она должна определяться не реже одного раза в пять лет для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров и детей). В состав потребительской корзины помимо минимального набора продуктов питания прибавляется в натуральной форме: а) минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования (верхняя одежда, белье, головные уборы, обувь и др.) с подразделением его на товары для мужчин трудоспособного возраста и пенсионеров, для женщин трудоспособного возраста и пенсионеров, для детей в возрасте 0—6 и 7—15 лет; б) минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования — постельное белье, мебель, посуда, бытовые приборы (в том числе, например, телевизор, холодильник, стиральная и швейная машины) и др.; в) минимальный набор услуг — оплата жилья, центрального отопления, водо-, газо- и энергоснабжения, транспортных расходов и др. Нормы потребления непродовольственных товаров рассчитываются с учетом максимально возможных сроков службы предметов длительного пользования (одежды, обуви, белья, предметов культурно-бытового назначения и др.). В потребительской корзине устанавливаются также минимальные нормы услуг (жилищно-коммунальных, транспорта, связи и др.), приходящихся на одного человека, а также нормы налогов и других платежей. Потребительская корзина устанавливается как в целом по Российской Федерации, так и в каждом ее субъекте. В первом случае она устанавливается федеральным законом, в субъектах Российской Федерации — решениями их законодательных (представительных) органов по представлению органов исполнительной власти с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Нормы потребления непродовольственных товаров и жилищно-коммунальных услуг дифференцированы с учетом распределения субъектов Российской Федерации по трем зонам: с холодным и резко континентальным климатом, умеренным климатом и теплым климатом. Прожиточный минимум представляет собой стоимостное выражение минимального объема и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания активного физического состояния человека. Расчет прожиточного минимума в целом по Российской Федерации предназначен: ■ для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; ■ обоснования минимального размера оплаты труда и минимальных размеров пенсии по старости, устанавливаемых на федеральном уровне, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; ■ формирования федерального бюджета. В субъектах Российской Федерации прожиточный минимум предназначен: ■ для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; ■ оказания необходимой государственной социальной поддержки малоимущим гражданам; ■ формирования бюджетов в субъектах Российской Федерации. Величина прожиточного минимума на душу населения устанавливается как в целом по России (Правительством РФ), так и в каждом субъекте Российской Федерации (органами их исполнительной власти) ежеквартально на основе потребительской корзины для каждой социально-демографической группы населения (в среднем на душу населения, для трудоспособного населения, пенсионеров и детей) и данных органов статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Закон о прожиточном минимуме в Российской Федерации устанавливает обязанность государства гарантировать населению необходимый минимум средств для существования. Закон вводит также такое понятие, как «малоимущие», и разрешает субъектам Российской Федерации выделять из бюджетов средства на их поддержку. На основе прожиточного минимума, по существу, должны устанавливаться минимальные размеры оплаты труда. Однако в настоящее время установленные минимальные размеры оплаты труда не соответствуют величине прожиточного минимума. К этой норме государство приближается поэтапно. Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) представляет собой тот предел, ниже которого не может быть установлена оплата труда ни одного работника, выполняющего норму труда. В настоящее время минимальный размер оплаты труда выполняет две функции: гарантийную, которая не допускает снижения уровня доходов наемных работников ниже минимального размера оплаты труда; служебную, заключающуюся в том, что ее величина как единица измерения лежит в основе: а) расчетов минимальных социальных гарантий — минимальных размеров пенсий, пособий, стипендий; б) установления размеров штрафных санкций в административном и уголовном праве; в) определения уровня не облагаемой налогами части заработной платы. Еще одним звеном в механизме регулирования величины заработной платы является система социального партнерства, так называемый трипартизм (от слов «три части», «три партии», которые осуществляют взаимодействие по регулированию социально-трудовых отношений: работодатели, наемные работники, органы исполнительной власти). Система социального партнерства регламентируется Законом о коллективных договорах и соглашениях и ТК РФ. В соответствии с ними установлены правила регулирования отношений между работниками и работодателями, что имеет большое значение в условиях, где действует стихия рынка. Работник должен быть защищен от произвола предпринимателя. Соглашения и коллективные договоры призваны обеспечить согласование интересов указанных сторон, что представляется важной функцией социального государства. На общегосударственном, региональном, территориальном, межотраслевом и отраслевом уровнях в процессах согласования интересов участвуют представители трех сторон: предпринимателей, работников и органов исполнительной власти. Документ, вырабатываемый в результате таких переговоров, называют соглашением. На уровне предприятий в процессе согласования взаимных интересов участвуют две стороны: работодатель и работники или их представители, в результате этих переговоров заключается коллективный договор. Законом о коллективных договорах и соглашениях установлены следующие виды соглашений: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное и др. (по договоренности сторон дву- или трехсторонние). В генеральном соглашении устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. В региональных соглашениях определяют общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъектов Российской Федерации. Основным содержанием отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, заключаемых между общероссийскими профсоюзами и их объединениями, общероссийскими объединениями работодателей и Минздравсоцразвития России, являются положения об оплате труда, механизме ее регулирования, о доплатах компенсационного характера. Для работников отдельных профессий могут заключаться профессиональные тарифные соглашения. В тарифных соглашениях устанавливаются минимальные тарифные ставки и оклады, порядок их индексации, тарифные сетки и схемы должностных окладов, перечень и механизм применения доплат и надбавок для работников отрасли, профессии. Соглашения заключают на срок до трех лет.
|