Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование данных управленческого учета для оценки эффективности производственных инвестиций.






При оценке эффективности производственных капитальных вложений ключевым является ответ на вопрос: будет ли приток денежных средств достаточно большим, чтобы оправдать эти инвестиции, т.е. покрыть затраты на капвложения и обеспечить нормальную прибыльность от их осуществления.

Возможные варианты решения зависят от вида долгосрочных активов, создаваемых инвестициями, и особенностей их использования. Наиболее часто распространены следующие ситуации:

- предприятие вкладывает деньги в покупку нового оборудования в дополнение к действующему. Дополнительная прибыль от инвестиций в этом случае может быть обеспечена за счет снижения эксплуатационных издержек, увеличения объема продаж продукции или за счет того и другого фактора одновременно;

- предприятие приобретает и эксплуатирует оборудование взамен действующего. Дополнительный приток денежных средств обеспечивается главным образом за счет снижения эксплуатационных расходов на создание продукта, т.е. его себестоимости;

- предприятие вкладывает средства в строительство, аренду или приобретение нового здания, дополнительная прибыль в этом случае может быть получена за счет дополнительно произведенных или реализованных в этом помещении товаров и услуг или в результате сдачи этого имущества в аренду (лизинг).

Расчет ожидаемой величины краткосрочных инвестиций производится по каждому проекту в отдельности путем составления сметы на основе позаказного калькулирования расходов на капитальные вложения. В таком же порядке по данным бухгалтерского учета определяют фактические затраты по каждому проекту. При этом необходимо иметь в виду, что при исчислении плановых и фактических затрат краткосрочных производственных инвестиций не имеет значения, за счет какого источника они осуществляются: из прибыли, за счет амортизации или оборотных средств.

Поскольку основной целью предприятия является получение приемлемой нормы прибыли на вложенные средства, оценка эффективности краткосрочных инвестиций может производиться и по показателям прироста выручки (дохода) и изменения величины текущих расходов (себестоимости) по отношению к величине потребных средств на капитальные вложения. Норма прибыли на инвестированный капитал (Нпик) в этом случае определяется по формуле:

Выручка - Расходы/Капиталовложения.

При сравнении различных вариантов инвестиций выбирается проект с наибольшей нормой прибыли на единицу затрат капиталовложений. При отсутствии альтернативы решение о целесообразности осуществления проекта краткосрочных инвестиций принимается, если норма прибыли на капитал не ниже величины ссудного процента в данный период.

Анализ эффективности долгосрочных инвестиций может быть проведен с помощью простых оценочных, либо дисконтных, интегральных методов. При расчете показателей, используемых в простых методах, затраты и доходы инвестора оцениваются без учета фактора времени, только по их абсолютной величине. К таким показателям относятся прежде всего рентабельность и срок окупаемости инвестиций. Рентабельность (простая норма прибыли, доходность инвестиций) может быть определена либо как отношение среднего дохода предприятия к балансовой стоимости его активов, либо как отношение чистой прибыли в нормальный год работы организации к полной сумме капиталовложений.

Более широкое распространение, чем расчет показателя нормы прибыли на инвестиции, получил метод расчета окупаемости. С его помощью определяют, сколько лет понадобится для того, чтобы программа капиталовложений окупила первоначально инвестированную сумму. Чем короче срок окупаемости, тем лучше.

При оценке эффективности долгосрочных капитальных вложений по времени амортизации или сроку окупаемости рассчитывается время возврата суммы инвестиций за счет снижения эксплуатационных затрат, обеспечиваемого реализацией проекта. Для этого в большинстве случаев величина капвложений делится на сумму экономии эксплуатационных расходов с учетом возрастания амортизации и величины калькуляционного процента на капитал.

Рассчитанный показатель (срок окупаемости инвестиций) сравнивается со сроком эксплуатации объектов инвестирования. Если срок окупаемости меньше срока полезной эксплуатации объекта, инвестиции эффективны, поскольку в оставшееся время они приносят предприятию дополнительную прибыль. Если срок окупаемости больше, дополнительные затраты капитала полностью не возвращаются, а поэтому убыточны, т.е. неэффективны.

Одной из важнейших проблем управления выступает инвестирование затрат (в строительство нового предприятия, реконструкцию и расширение действующего, в новую технику – для замены оборудования, новую продукцию, технологию производства и т.д.) и получение доходов от инвестиций. Решения об инвестициях являются наиболее рискованными, т.к. они вовлекают в производственный процесс значительную долю ресурсов текущего периода в расчете на получение дохода в предстоящем периоде. Решения могут относиться как к короткому (до одного года), так и длительному периоду.

Краткосрочные производственные инвестиции отличаются тем, что капитальные затраты осуществляются в пределах хозяйственного года, сразу дают отдачу и окупаются в пределах года.

Это могут быть дополнительные средства, выделяемые на освоение производства новой продукции, рационализацию и изобретательство, совершенствование организации производства и т.п.Решения касаются вопросов вклада единицы продукции в общую прибыль в результате управления ассортиментом продукции, объемом заказа, объемом спроса и продаж, себестоимостью и ценами, а также вопросов безубыточности производства и сбыта, производить или закупать и т.д.

Согласно действующим в Российской Федерации нормативным положениям, под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи. Долгосрочные инвестиции связаны непосредственно с приобретением недвижимости (зданий и земельных участков), а также машин и оборудования, средств коммуникации и транспорта. С позиций управленческого учета инвестициями следует считать и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, рекламную и маркетинговую деятельность, если результат их осуществления действует на протяжении длительного времени и может быть оценен количественно.

Важнейшая задача управленческого учета состоит в том, чтобы определить, является ли предполагаемое капиталовложение выгодным для предприятия, а также какой из вариантов возможных инвестиций для данного случая является наиболее оптимальным.

Источниками информации служат, прежде всего, смете инвестиций по объектам, отобранным в качестве оптимальных на основе прогнозирования инвестиционных затрат и результатов. Информацию дают многочисленные расчеты планового и аналитического характера, касающиеся размера и направлений инвестирования, нормы прибыли, чистой текущей стоимости, чистого приведенного эффекта, рентабельности, срока окупаемости, эффективности инвестиций, стоимости капитала, дисконтируемой стоимости и т.д.

Способы оценки эффективности производственных инвестиций во многом зависят от того, являются ли они краткосрочными или долгосрочными. Основной целью предприятия является получение приемлемой нормы прибыли на вложенные средства, которая для краткосрочных инвестиций определяется по формуле

Н пик = Выручка - Расходы

Капиталовложения,

где Н пик – норма прибыли на инвестированный капитал.

При сравнении различных вариантов инвестиций выбирается проект с наибольшей нормой прибыли на единицу затрат капиталовложений.

Анализ эффективности долгосрочных инвестиций может быть приведен с помощью простых оценочных, либо дисконтных, интегральных методов. При простых методах затраты и доходы инвестора оцениваются без учета фактора времени, только по их абсолютной величине. К таким показателям относятся рентабельность и срок окупаемости инвестиций.

Рентабельность может быть определена либо как отношение среднего дохода предприятия к балансовой стоимости его активов, либо как отношение чистой прибыли в нормальный год работы к полной сумме капиталовложений. На практике желательно определить значение рентабельности инвестиций за ряд смежных лет и оценить полученные показатели в динамике.

Чаще всего рентабельность выражается как ежегодная норма прибыли на инвестиции.

Более широкое распространение получил метод расчета окупаемости. С его помощью определяют, сколько лет понадобится для того, чтобы программа капиталовложений окупила первоначально инвестированную сумму. Для этого величина капиталовложений делится на сумму экономии с учетом возрастания амортизации и величины калькуляционного процента на капитал.

Рассчитанный показатель (срок окупаемости инвестиций) сравнивается со сроком эксплуатации объектов инвестирования. Если срок окупаемости меньше срока полезной эксплуатации объекта, инвестиции эффективны, поскольку в оставшееся время они приносят предприятию дополнительную прибыль.

45) Трансфертная цена: ее виды, принципы формирования

Трансфертная цена – это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. Трансфертное ценообразование – это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации.

Трансфертное ценообразование предполагает четкое финансирование факта приема-передачи ЦО изделия, что невозможно без организационной системы сегментарного учета отчетности. В основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный маржинальный доход (МД – дополнительные поступления, которые получены предприятием в результате продажи дополнительного количества единиц продукции. Если компания хочет довести свою прибыль до максимума, она постарается получить маржинальный доход с маржинальными издержками. Маржинальные издержки – это дополнительные издержки, на которые идет предприятие для увеличения объема производства на единицу продукции.).

Существует три метода расчета трансфертных цен:

1) на основе рыночных цен – метод применяется в условиях высокой степени децентрализации организации, когда ЦО свободны в выборе внутренних и внешних покупателей и продавцов. Когда полуфабрикат наряду с его передачей в следующий предел может реализоваться на сторону ограничивается: необходимо наличие развитого рынка продукции и услуг производимых ЦО.

2) на основе себестоимости – в трансфертную цену может быть положена: а) полная фактическая себестоимость б) нормативная себестоимость в) переменная себестоимость. В любом случае трансфертная цена рассчитывается по формуле (себестоимость +), т.е. в трансфертную цену на продукцию передающего подразделения закладывают выбранный показатель себестоимости, фиксированный в виде процента размер прибыли этого ЦО. Например, трансфертную цену можно рассчитать по формуле «110% от полной себестоимости или 150% от переменной себестоимости» единицы изделия передающего ЦО.

3) предполагает расчет договорной трансфертной цены

Трансфертная цена = удельная переменная себестоимость + удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж

Данная формула применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей.Эта формула универсальна и применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей. Пример расчета договорной ТЦ с помощью общего уравнения приводится ниже.

В странах с рыночной экономикой предприятия умело сочетают все рассмотренные методы трансфертного ценообразования. Выбор того или иного метода определяется рядом факторов:

1) характером решаемых в результате трансфертного ценообразования задач (для принятия управленческого решения может быть использована одна ТЦ, для оценки работы центра ответственности — другая);

2) степенью децентрализации организационной структуры предприятия;

3) состоянием рынка продуктов и услуг, на которые устанавливаются рыночные цены.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал