Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лидерство в ценах.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Модель А. Курно Основателем модели является французский математик и экономист Августин Курно (1801–1877). Рассматривая взаимодействие олигополистов, он в 1838 г. показал, что каждая фирма предпочитает такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода: • для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара; • цена равновесия зависит от числа продавцов. При единственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количества продавцов цена равновесия падает до тех пор, пока не приблизится к предельным издержкам. Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие напрямую зависит от роста числа продавцов. Ценовая война — это постепенное снижение уровня цен с целью вытеснения конкурентов с рынка Олигополии действуют независимо (никаких соглашений нет), но они не конкурируют друг с другом. Ломаная (изогнутая) кривая спроса Идея ломаной кривой принадлежит американскому экономисту П. Суизи, описавшему ее в 1940-х гг. В данной модели анализируется реакция олигополистов на изменение поведения их конкурентов. Существуют две основные линии поведения участников рынка в ответ на изменение цен фирмой-олигополистом. В первом случае при повышении или снижении цен данной фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний объем выпуска. Тогда кривая спроса высокоэластична по цене и имеет пологий наклон. Эта линия поведения позволит фирме при снижении цены на ее продукцию существенно расширить объем продаж, а при ее повышении — столкнуться с резким сокращением этого объема. Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигополистом, изменяя цены в ту же сторону. Тогда изменение цены существенно не отразится на объеме спроса на продукцию фирмы: при повышении цены рынок фирмы лишь немного сократится, а при понижении — может слегка увеличится, так как сокращение или, соответственно, увеличение объемов продаж равномерно распределятся на всех участников олигополистического рынка. Лидерство в ценах. Согласно данной модели, олигополисты координируют свое поведение, молча соглашаясь следовать за лидером. Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в фарватере: ведь успех олигополистов заключается в максимизации совместной прибыли. Весомой причиной для установления новой цены является изменение издержек на единицу продукции (повышение или понижение цен факторов производства, изменение налоговых ставок и т.д.). 2) Ценообразование по принципу «издержки плюс» Модель ценового поведения «издержки плюс» используется как в случае раздела рынка несколькими крупными производителями, так и при наличии олигополиста-лидера. Ее привлекательность заключается в простоте и универсальности. Данная модель связана с планированием выпуска и прибыли
|