Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория игр






Теория игр применительно к анализу рыночных структур была разработана американскими экономистами Дж. фон Нейманом и О. Моргенстерном в их книге «Теория игр и экономическое поведение». Основную идею теории можно выразить следующим образом: игроки стремятся максимизировать свой выигрыш, таким выигрышем у олигополии является прибыль, в большинстве случаев наилучшая стратегия каждого игрока зависит от стратегии, избранной другими игроками, равновесие возникает тогда, когда каждый игрок выбирает такую стратегию, которая принимает во внимание наилучшие стратегии других игроков. Такое равновесие называется равновесием Нэша. В некоторых случаях наилучшая стратегия игрока разрабатывается независимо от стратегий, выбранных другими. В этом случае она называется доминантной стратегией. Остальные участники вынуждены в силу тех или иных причин приспосабливать свое поведение к доминантной стратегии. Теория игр показывает, что поведение фирм на рынке взаимозависимо. Каждая должна учитывать реакцию соперника на те или иные действия.

Основные вопросы рыночной организации производства - Что производить? Как производить? Для кого производить? решаются через механизм спроса и предложения. Интуитивное представление о " спросе" имеют все: это-потребность в определенных благах. В экономической же теории обычно подразумевают платежеспособный спрос.

Платежеспособный спрос - потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя, следовательно, в рамках спроса взаимодействие: производитель — потребитель приобретает качественно новую характеристику как взаимодействие: покупатель продавец.

Закон спроса. Между ценой и количеством покупаемого товара существует обратная зависимость, т.е. чем. ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено, и наоборот.

Графической иллюстрацией этого закона является кривая спроса. Кривая спроса- это кривая, все точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара.

Необходимо различать

1) изменение величины спроса, которое происходит вследствие изменения цены товара и графически выглядит, как движение по кривой спроса вверх или вниз;

2) изменение спроса, которое происходит под влиянием " прочих факторов" и графически выглядит, как сдвиг кривой спроса вправо или влево, независимо от цены.

Закон предложения. Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость, т.е. чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот.

Графической иллюстрацией закона предложения является кривая предложения. Кривая предложения -это кривая, показывающая количество товара, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода.

Необходимо различать:

1) изменение величины предложения, которое происходит при изменении цены и выглядит графически как движение точек по кривой предложения вверх или вниз. При этом само предложение не меняется.

2) изменение предложения, которое происходит под влиянием прочих факторов при той же цене и выглядит графически как сдвиг кривой предложения вправо или влево.

Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения, где и устанавливается равновесная цена.

Равновесная цена — это цена, по которой продавец согласен продать
товар, а покупатель его купить.

А что произойдет, если цена окажется ниже или выше равновесной?
Если цена будет ниже равновесной, то возникает дефицит продукции, т.е.,
образно говоря, большему количеству денег противостоит меньшее
количество товаров. Если же цена будет выше равновесной, то всю
произведенную продукцию не удастся продать, и возникнет затоваривание.
Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное
время. В условиях свободных цен цена в скором времени установится на
уровне равновесной.

Спрос на ресурсы зависит от:

• спроса на товар, в производстве которого используются те или иные ресурсы, т.е. спрос на ресурсы – это производный спрос. Очевидно, что если растет спрос на автомобили, то повышается их цена, увеличивается выпуск и возрастает спрос на металл, резину, пластмассу и др. ресурсы;

• предельной производительности ресурса, измеряемой, напомним, предельным продуктом (МР). Если покупка станка дает больший прирост выпуска, чем наем одного рабочего, то, очевидно, фирма, при прочих равных условиях, предпочтет купить станок.

С учетом этих обстоятельств каждая фирма, предъявляя спрос на ресурсы, сопоставляет тот доход, который она получит от приобретения данного ресурса, с издержками на приобретение этого ресурса, т.е. руководствуется правилом:

MRP = MRC, где

MRP – предельная доходность ресурса;

MRC – предельные издержки ресурса.

Предельная доходность ресурса или предельный продукт ресурса в денежном выражении характеризует прирост совокупного дохода в результате применения каждой дополнительной единицы вводимого ресурса. Приобретя единицу ресурса и использовав его в производстве, фирма увеличит объем производства на величину предельного продукта (MP). Продав этот продукт (по цене р), фирма увеличит свой доход на величину, равную выручке от продажи этой дополнительной единицы, т.е. MRP = MP × p.

Таким образом, MRP зависит от производительности ресурса и цены продукции.

Предельные издержки ресурса характеризуют прирост издержек производства в связи с приобретением дополнительной единицы ресурса. В условиях совершенной конкуренции этот прирост издержек равен цене ресурса.

Объем спроса на ресурсы определяется из максимизации прибыли. Maxприбыли достигается предельный доход = предельным издержкам (MR=MC). Объем спроса зависит от 3 факторов: 1) производительности данного ресурса (отдачи); 2) цены товаров, произведенных с его помощью; 3) цены самого ресурса.

Рынок труда – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Рынок труда является динамической системой, в которой формируется объем, структура, спрос и предложение рабочей силы.

Рынок труда в условиях совершенной конкуренции имеет следующие особенности:

- большое число фирм, конкурирующих на рынке при найме работников данного вида труда;

- наличие множества работников одинаковой квалификации, предлагающих свой труд;

- ни фирмы, ни работники не могут диктовать ставки заработной платы.

Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения - работники с их навыками и умениями. Объектом купли-продажи является специфический товар - рабочая сила (труд). Ценой труда является заработная плата.

Монопсонией называется ситуация на рынке, когда с множеством продавцов сотрудничает только один покупатель, диктуя цену, а также объем продаж. Примером может быть рынок труда: на нем фигурирует множество работников, которые продают свой труд, и предприятие – это единственный покупатель.

Условия, при которых возникает монопсония на рынке труда

Известно, что рынок монопсонии возникает при таких условиях:

- фирма устанавливает ставку зарплаты, а рабочие должны согласиться на такое предложение или искать другой вариант;

- одна фирма или группа фирм нанимает основную часть общего количества людей определенной профессии;

- вид труда не имеет высокого уровня мобильности (по причинам географической разобщенности, социальных условий, необходимости приобретать новую специальность);

- также монопсония на рынке труда возникает, если взаимодействуют квалифицированные рабочие, не объединенные, например, профсоюзом, и крупная фирма или группа фирм, которые могут быть нанимателем труда.

Конечно, формирование рынка труда монопсония может контролировать напрямую. И это нередкое явление. Такая ситуация характерна для маленьких городов, в которых существует только один наниматель труда – крупная фирма.

Капитал как фактор производства выражает совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли. В состав капитала входят: здания, сооружения, оборудование, инструменты, технологии, разработки, материалы, сырье, полуфабрикаты.

Различные элементы капитала в процессе производства участвуют по-разному. Одна составная часть капитала используется однократно и полностью потребляется в ходе каждого цикла производства. Другая часть функционирует в течение нескольких лет и постепенно потребляется на протяжении ряда производственных циклов. Первая часть капитала называется оборотным капиталом, а вторая - основным.

К оборотному капиталу относят сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты и т.д.

Рынок оборотного капитала является типичным рынком ресурсов

При оптимизации предприятием спроса на оборотный капитал действует правило МRР = МRС.

Важной особенностью оборотного капитала является то, что его элементы трансформируются в денежные средства. Поэтому оборотный капитал называется оборотными средствами.

Создание любых ценностей предполагает использование основного капитала. Организация нового производства невозможно без капиталовложений в сооружения, здания, оборудование. Функционирование предприятия требует также затрат на обновление и восстановление действующего основного капитала.

Поскольку основной капитал участвует в хозяйственной деятельности в течение нескольких лет, особую важность в функционировании рынка основного капитала приобретает фактор времени.

Равновесие на рынке капитала — это такая ситуация на рынке услуг капитала, когда при определенном уровне рентной оценки капитала (R) возникающий спрос на капитал (DK) сравнивается с предъявляемым предложением на капитал (SK).

График равновесия на рынке капитала представляет собой совмещенные графики спроса и предложения услуг капитала.

На графике показано, что спрос на капитал выравнивается с предложением капитала в точке (E), в которой уровень рентной оценки будет равен RE. Данный уровень рентной оценки изменится в случае изменения потребительских вкусов и предпочтений, введения новых технологий и т.д., в следствии чего произойдет сдвиг кривых спроса или предложения услуг капитала.

Земля как фактор производства впервые стала объектом экономического анализа в теории физиократов. Позднее ее значение как особого фактора производства описали классики. Особенности земли как фактора производства состоят в следующем:

- во-первых, земля – это природный фактор, который имеет неограниченный срок службы и не воспроизводится;

- во-вторых, при рациональном использовании повышается плодородие (производительность).

В экономической теории различают понятие земля в узком и широком смысле. В узком смысле земля – это земельные угодья. В широком смысле земля – это все природные ресурсы, которые используются в производственном процессе.

Природные ресурсы – это совокупность природных условий, которые используются в процессе создания товаров, услуг и духовных ценностей. Природные ресурсы подразделяются на реальные, т.е. разведанные, полезные ископаемые и потенциальные, т.е. прогнозируемые.

Реальные ресурсы влияют на величину национального богатства, уровень жизни, эффективность экономики. Потенциальные создают перспективу успешного развития в будущем.

Природные ресурсы делятся также на возобновляемые и невозобновляемые, заменяемые.

Возобновляемые – это ресурсы, которые по мере расходования воспроизводятся под воздействием природных процессов или сознательных усилий человека.

Невозобновляемые – это природные ресурсы, которые после полного использования восстановить невозможно (все полезные ископаемые).

Заменяемые – ресурсы, которые можно заменить иными, более выгодными экономически.

Различают рынок невозобновляемых и возобновляемых ресурсов.

Рынок невозобновляемых ресурсов характеризуется следующими особенностями:

- ограниченностью ресурсов, их высокой общественной значимостью;

- собственники невозобновляемых ресурсов могут активно воздействовать на экономические процессы общества (немедленное использование невозобновляемых ресурсов расширяет текущее потребление и позволяет получить средства для инвестирования; консервация ресурсов увеличивает эффективность их использование в будущем, так как по мере истощения месторождений, стоимость единицы ресурса будет возрастать);

- для собственника природный ресурс одинаково эффективен при использовании и неиспользовании (аренда).

Равновесная цена и равновесие на рынке невозобновляемых природных ресурсов имеет долговременную тенденцию к возрастанию.

Основу теории рынка возобновляемых ресурсов составляет теория рынка земли. Особенностью возобновляемых ресурсов (земли) является:

- сохранность плодородия и высокой производительности земли;

- тесная связь с природно-климатическими и почвенно-биологическими условиями;

- экономические процессы в сельском хозяйстве переплетаются с естественными;

- имеет место длительность цикла сельскохозяйственного производства;

- господствующее положение занимают не монополии, а мелкие и средние фирмы (пространственная протяженность земли, ограниченность плодородных земель)

- действует монополистическая и совершенная конкуренция;

- существует тесная связь с банковской системой и кредитными операциями.

Перечисленные особенности формируют по поводу землевладения и землепользования особые экономические отношения, которые порождают земельную ренту (доход).

Рента – доход, получаемый любым собственником земли.

Рентные доходы складываются как доходы по поводу землевладения и землепользования. Рента – это экономическая форма реализации собственности на землю. Различают экономическую и земельную ренту.

Экономическая рента – это плата за ресурс, предложение которого ограничено.

Факторы производства представляют собой ресурсы, необходимые для производства народно-хозяйственных товаров. Это земля (включая; все природные ресурсы), труд (включая всю работу и способности людей), капитал (включая все деньги, активы» оборудование, сырье и т.д.) и предпринимательские способности (включая умение организовать и управлять, а также изобретательность, готовность рисковать).

Каждый из этих факторов имеет цену, а именно: арендная плата за землю, заработная плата за труд, процент за капитал, прибыль за предпринимательство.

Земля как фактор производства. Первым фактором производства является земля. Одной из важных характеристик земли является ее ограниченная площадь. Человек не в состоянии изменить ее размеры по своему желанию, землю невозможно «производить». Использование определенного участка земли представляет изначальное условие всего, что человек может делать.

Надо помнить, что термин «земля» употребляется в широком смысле слова. Он охватывает все ресурсы, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые!!!

Свойства земли можно разделить на данные изначально, т.е. естественные, и созданные искусственно. Человек может определенным образом воздействовать на плодородие земли, но подобное воздействие не безгранично. Рано или поздно придет время, когда дополнительная отдача, получаемая от дополнительного приложения труда и капитала к земле, сократится настолько, что перестанет вознаграждать человека за их приложение. Мы подходим к важному закону, касающемуся земли, — закону убывающей отдачи (при этом имеется в виду отдача в количественном выражении), или убывающей доходности.

Закон убывающей отдачи применим к земле лишь потому, что, в отличие от других факторов производства, она обладает одним важным свойством — ограниченностью. Землю можно обрабатывать более интенсивно, но нельзя безгранично увеличивать площадь обрабатываемых земель, поскольку запас земель, пригодных к обработке, неизменен.

Предложение участков землевладельцами и спрос на них арендаторов можно наглядно представить графически (Рис. 1)

Предложение земли абсолютно неэластично (вспомним ограниченность земли) и потому изображено на графике вертикальной линией. Спрос на землю представлен кривой с отрицательным наклоном, поскольку он диктуется величиной предельного продукта в денежной форме, который арендатор может получить в результате использования фактора земля в своем производстве. Пересечение обеих кривых устанавливает уровень равновесной арендной платы.

Если величина арендной платы выше уровня равновесия, то количество арендаторов, которые в состоянии заплатить ее, уменьшается. Спрос на землю падает, что вызывает уменьшение арендной платы до равновесного уровня. Если арендная плата отклоняется от точки равновесия вниз, то число желающих арендовать землю превышает ее предложение, обостряется конкуренция между арендаторами за участки. Это вызывает увеличение арендной платы до ее равновесного состояния.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал