![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аргон газообразный. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Выпускается согласно ГОСТ10157-85 марки «А», «Б», «В» (в зависимости от содержания кислорода и азота). Билет №30. В криог.si-мах из-за разности температур м/у КТ и ОС происходят пр-ссы теплообмена в резервуарах, баках, арматуры. Следовательно, происходят фазовые превращения. Зависимость теплообмена усложняет методики расчета криог.si-м. Пр-сс кипения при фазовых превращениях опред-ся разностью температуры поверх-ти (Тс) и температуры насыщения (Тн). 1)пузырьковый 2)пленочный 3)переходный Пр-сс кипения происходит слеб.образом: с возрастанием разности температур При пузырьк.режиме При пленочном режиме q> q=α * α =коэф.теплоотдачи Экспер-ые зав-ти предст-ся: α = Также в криог.ЗС при переходных режимах работы возникают гидроудары, определяющие повышением давл-ия.
ρ – плот-ть; α – скорость звука в жид-ти; Билет №32. Заправка баков КРТ. Время заправки и кол-во КРТ задается в ТЗ на созд-ние si-мы заправки, где указыв-ся темпер-ра заправляемого продукта и расход заправки. Пр-сс заправки делится на этапы: 1)подготовка si-мы заправки 2)захолаживание si-мы и баков РН 3)заправка Захолаживание. Перед подачей жид-ти в ракету наз.ЗС должны быть захоложены до темпер-ры жид-кой фазы КРТ. При этом происходят теплообменные пр-ссы, связанные с фаз.переходом из жид-ти в пар, и при этом возникают гидроудары различной в-ны. Если резер-ры хран-ща теплые, они захолаж-ся первыми (исп-ся передвиж.ср-ва) Подачи жид-ти на охлаждение si-мы и баков РН осуществляются вытеснением газовнаддува или с насосных агрегатов. При этом охлаждение ЗС может проводиться совместно, так и раздельно. Пары сбрасываются в дренаж. Коммуникации охлаждаются нейтр.газом(продуктом), но д.б. исключены взрывоопасные ситуации. Во избежание негативных возд-ий (пр-ссов) заправки захолаживание начинается с подачи жид-ти самотеком при откр-тых дренаж-ных устр-вах. А затем вкл-ют насос.агрегат. Для каждой si-мы заправки свои условия захолаживания. Время охлаждения опред-ся с учетом сохранения энергии и массы. Как показали эксперименты наиболее опасным явл-ся давл-ние, возникающее при подаче криог.жид-ти в отепленный трубопровод, и при этом резко увел-ся скорость потока жид-ти, а давление в трубопроводе может превысить давл-ие в 1, 5-2 раза. И в рез-те возникают термич-ие напряжения, приводящие к разруш-нию констр-ции. Билет №36. Высококип-щие КРТ наибольшее применение нашли в боевых РК, не смотря на более низкие баллист.хар-ки. Это связано с возможн-тью длит-го хран-ия этих КРТ при обычных теипер-рах и наз.ЗС, и также связано способ-тью самовоспламеняться при их контакте. Заправка баков КРН этими КРТ осуществл-ся из емкостей, предвижных грунтовых и ж/д агрегатов или стац-но расположенных в строит.сооружениях ЗС и СК. Заправка осуществляется по объему или весу подаваемого КРТ, т.е. заправка может осуществл-ся в двухступенчатом режиме, сначала с большим расходом подачи КРТ и сигнализацией на датчик уровня (в баке РН), и с малым расходом (осущест-ся на CК). СЗ осуществляют насосную СПТ и вытеснительную. При насосном способе для обеспечения запуска и бескавит-ой работы проводят наддув емкостей СГ до давл-ия 0, 07-0, 29 МПа. В отдельных случаях заправка может осуществл-ся самотеком комп-тов. Для ЗС в ТЗ головного КБ должны быть оговорены след.задачи для обеспечения: 1)доставки высококип-щих КРТ на CК 2)накопление необх-го кол-ва КРТ и хранения их в заданных параметрах 3)нагрева или охлаждения КРТ 4)заправка баков РН КРТ 5)слив КРТ из магистралей при отстыковке от ракеты 6)слив КРТ из баков РН 7)повторная заправка при необх-ти 8)прием КРТ в резер-ры при несостоявшемся пуске. Билет №38. Емкости испол-ся для приема, хранения КРТ и последующей их выдачи в пр-ссе заправки (расходные емкости) Сливные емкости использ-ся для приема небольших кол-в КРТ. Мерные емкости – для точного отмеривания кол-ва комп-тов, подаваемых в баки РН. Наибольшее применение получили цилиндр.емкости гориз. и верт.типа. Горизонт.расположение упрощает соор-ия хранилищ, обеспечивает легкий доступ к арматуре и для подвижных агрегатовгориз.емкости удобно вписать в ж/д габарит. Выбор мат-ла для изготовления емкостей зависит от физико-хим.св-в КРТ. Для агрессивных сред применяются Al или нержавеющие стали, для неагрес-х сред – низкоуглеродистые стали. Для уменьшения инерционных нагр-ок на днища емкостей подвижных агрегатов внутри устанавливают волнорезы – прперечные перегородки с отверстиями, кот-ые делят внутр.простр-во на отсеки. При наличии волнорезов при торможении заправ-х агрегатов на переднее днище будет действовать сила инерции не всей жид-ти, а только ее части. Проектирование емкостей вкл-ет в себя определение раб.геом.объема, выбор формы мат-ла, расчет на прочн-ть, тепл.расчеты, тепл.изоляция. Билет №40. Арматура, используемая в системе заправки – устр-ва, предназначенные для перекрытия потока КРТ в трубопроводах, регулирования расхода в них и поддержания заданного давл-ия в составных частях оборуд-ия si-мы, предохранения от повышения давл-ия и т.д. Трубопроводная арматура по функц-му назначению подраздел-ся на запорную, регулирующую, распределительно-смесительную, предохранительную и защитную. По хар-ку взаимодействия раб.органа с потоком КРТ делится на задвижки, клапаны, краны-затворы. По способу управления – на управляемую и действующую автоматически. Дистанц.управление имеет различные виды приводов – механические, электр-ие, поршневые и мембранные. Подсоединения м.б. фланцевым, под приварку и т.д. Мат-лы, используемые: нелегированные, легир-ые, высоколегир-ые стали, спец.ме, сплавы и полимеры. В СЗ широко использ-ся пневмоклапаны, предохранит-ые, вентили, обратн.клапаны и т.д. Вентили подраздел-ся на проходные, угловые, прямоточные. Простота констр-ции, обслуживания, ремонта, но высокое гидравлическое сопротивление. Предохранит-ые клапаны подразделяются на откр. и закр.типа (пружинные). Билет №41. Физ.способность газов изменять свой объем в зависимости от давл-ия и темпер-ры позволяет хранить их в сжатом состоянии и в широком диапазоне давл-ий и расходов. Это полож.св-во газов, а также возможность во вне технолог.время накапливать и длит-но хранить их при высоких давл-ях исполз-ся в РКТ при создании газ-х si-м. На ЗС использ-ся при выполнении технолог-х операций по заправке РБ и КА, а на СК в технолог.операциях подготовки к пуску. Основные технолог.операции, выполняемых на CК и ЗС: 1)заправка и подпитка борт.баллонов ракет 2)наддув баков и продувка ПО ракет 3)продувка заправ-х магистралей 4)проверка работоспособности отдельных si-м ракет 5)отстыковка разъемных соед-ий и отвод площадок ср-в обслуживания от РН 6)подача управляющего давл-ия газов в гидро, пневмо аппаратуру, для обеспечения ее работы в составе ЗС 7)обеспечение СГ СУ и навигац-хприборов ракет, а также наз.ср-в термостатирования, охлаждения или нагревания КРТ. Ср-ва газоснабжения (схема): I.Источник питания 1)система получения СГ 2)система контроля параметров газа II.Линии системы газоснабжения 1)изд-лия пневмоавтоматики 2)трубопров.линии связи 3)контрольно-измерит.аппаратура а)регулир-щая пневмоаппаратура б)предохран.арматура в)запорно-распределит.арматура г)ср-ва очистки газа III.Потребители 1)блок управления
Билет №10. Конструкция ракеты Р-7 принципиально отличалась от всех ранее разработанных ракет своей компоновочной и силовой схемами, габаритами и массой, мощностью двигательных установок, количеством и назначением систем и т.п. Она состояла из четырех боковых блоков, которые крепились к центральному блоку. По внутренней компоновке как боковые, так и центральный блок были аналогичны одноступенчатым ракетам с передним расположением бака окислителя. Топливные баки всех блоков являлись несущими. Двигатели всех пяти блоков начинали работать с земли. На каждом блоке устанавливался унифицированный четырехкамерный ЖРД с тягой 80 - 90 тс. Следует отметить, что стартовый комплекс ракеты Р-7 (разработчик ГСКБ «Спецмаш», Гл. конструктор В.П.Бармин) не имеет аналогов в мировой практике. Ракета не опиралась на стартовый стол хвостовой частью, как другие подобные изделия, а подвешивалась за «карманы» боковых блоков на специальных фермах с верхним сектором. При движении ракеты вверх фермы выходили из «карманов» и отбрасывались противовесами в стороны. Все это размещалось на поворотном круге для наведения ракеты по азимуту. Тут же находились две нижние и одна верхняя кабель-мачты для подвода коммуникаций. Поворотный круг диаметром 18 м размещался на отметке «-2 м» на мощной клепаной мостовой конструкции («воротник») с круглым проемом, в котором повисала ракета. Основа сооружения - монолитный железобетонный остов, состоящий из фундаментной плиты, четырех пилонов для опоры верхней части сооружения и наклонного криволинейного отражательного лотка, покрытого чугунными плитами 1x1x0, 2 м. Внутри мостовой конструкции, в двух кольцеобразных помещениях - «четырехграннике» и «шестиграннике» - располагались силовые и контрольные кабели, трубопроводы сжатых газов и другое оборудование. Пункт управления предстартовыми операциями и запуском ракеты находился в подземном бункере на глубине около 8 м в 200 м от старта. В самом большом из пяти помещений, снабженном двумя морскими перископами, вдоль стен были установлены пульты контроля боковых и центрального блока, контроля и зарядки интеграторов, пожаротушения, а позже и пульт спутника. Второе большое помещение предназначалось для членов Госкомиссии по испытаниям Р-7, почетных гостей и Главных конструкторов. Оно также имело два перископа. В остальных помещениях бункера размещалась контрольная аппаратура систем телеметрии, управления заправкой, стартовыми механизмами, вспомогательные комнаты для связистов и охраны.
|