Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 3 Социальная работа как вид практической деятельности.
Социальная работа может вестись как силами профессионалов (профессионализация социальной работы – ведущая мировая тенденция), так и добровольцами-волонтерами. Напомним, что сама профессия появилась на основе добровольческой благотворительной деятельности. Волонтерство рассматривается как добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях. Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях различных сфер (медицина, образование), в том числе и социальной. Успешность социальной работы на современном этапе также зависит от добровольного участия многих людей в деятельности по изменению социальной ситуации. Для выполнения некоторых задач специалисту по социальной работе просто необходимо привлечение волонтеров: при организации групп самопомощи, в работе с общиной, органами местного самоуправления. Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в той или иной помощи и ограниченность возможностей государства удовлетворять потребности своих граждан в социальной поддержке. Поэтому специалисту по социальной работе необходимо на практике осваивать основы волонтерской деятельности и готовиться к сотрудничеству с волонтерами Примерами многолетней и плодотворной деятельности волонтерских организаций может служить Армия спасения, Корпус мира, общество “Невский Ангел”. В Бразилии, где практически не существует системы социальной защиты населения, очень много делается энтузиастами-добровольцами, которые занимаются, в основном, благотворительностью. Социальной работой занимаются государственные учреждения (например, Центры социального обслуживания населения), муниципальные органы (пансионаты и дома престарелых), ее могут вести общественные (например, негосударственный пенсионный фонд) и частные организации. Хотя законом деятельность частных организаций в сфере социального обслуживания разрешена, но подобной практика пока не существует, в то время, как во многих западных странах она есть. В основе деятельности всех организаций и учреждений – работа специалистов-профессионалов, которая направлена на оказание помощи в решении социальных проблем индивидов и групп общества. Профессия – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы. Профессии “Социальный работник” и “Бакалавр социальной работы” созданы для решения социальных проблем человека и общества: социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; эмоциональные и психологические проблемы; нужда и бедность; алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация; этнические и национальные проблемы; преступления и правонарушения; безработица и профессиональная адаптация; инвалидность и одинокая старость; жилищная проблемы; опекунство, попечительство, усыновление; родительская жестокость и др. Уровни социальной работы не равнозначны. Она проводится на личностном уровне, когда происходит непосредственное взаимодействие с конкретной личностью, семьей, группой лиц. Существует также управленческий уровень, в ходе которой работники организуют и координируют деятельность всех сотрудников, являются главными специалистами по различным направлениям (например, по работе с молодежью, инвалидами, правонарушителями и т.д.), отслеживая по вертикали состояние той или иной проблемы, диагностируют ситуацию, выявляют проблемы ипротиворечия, добиваются их разрешения. Деятельность специалиста по социальной работе может быть многопрофильной: общего (широкого) профиля, когда на основе диагностики специалист по социальной работе составляет программу комплексной помощи нуждающимся в ней и реализует ее, привлекая при необходимости других специалистов (психологов, педагогов, медиков, работников правоохранительных органов); конкретного (узкого) профиля, когда на основе диагностики специалист оказывает углубленную помощь по одному из направлений (медико-социальному, психолого-педагогическому, социально-правовому, социально-бытовому). Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению “Социальная работа” определяет, сферами профессиональной деятельности специалиста являются государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п. Объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании. Основные функции социальной работы Поле деятельности специалиста по социальной работе обширно. Как уже показано, эта работа разноуровневая, неоднородная. Уже в силу этого она является многофункциональной. Понятие “функция” пришло в русский язык из латыни и означает “обязанность, круг деятельности, назначение, роль”. Специалисты выделяют следующие основные функции этой работы: диагностическая – изучение особенностей личности клиента, семьи, группы лиц, степени и направленности влияния микросреды, постановка социального диагноза; прогностическая – программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного индивида, семьи, микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности; предупредительно-профилактическая (превентивная) и социально-терапевтическая - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, оказание необходимой помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов и др. в обществе; организационно-коммуникативная – содействие включению общественности, специалистов различных ведомств, учреждений и организаций в социальную службу, привлечение их к оказанию различных видов помощи конкретному человеку семье, группе лиц, сбор информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с клиентами; охранно-защитная - использование всего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов клиента, содействия в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные воздействия на клиента; социально-медицинская – организация работы по планированию семьи, формированию общественного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, овладению основами оказания первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиенических правил, правил безопасности жизнедеятельности; социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей семей, отдельных лиц и их групп в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, семейного туризма и т.д., привлечение к этой работе различных учреждений, организаций, общественно-творческих союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности; организаторская – организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности различного рода объединений и клубов, работа по взаимодействию клиента, семьи, группы лиц с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями; социально-бытовая – содействие в получении нуждающимися клиентами и семьями материальной и другой помощи, улучшении их жилищных условий; психологическая – обеспечение допустимого и целесообразного вмешательства в дела клиента, семьи, в процесс социализации, оказание помощи традиционным институтам воспитания, обеспечение связи между клиентом, семьей и микросредой, личностью и обществом, выполнение роли доверенного лица клиента, семьи.
|