Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные цели, задачи и функции социального обслуживания. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Соц обслуживание – деятльеность по оказанию разл видов соц услег, предоставляется на льготных условиях лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Три компонента соц обслуживания: 1. системно-инфроструктурные стационарные учреждения: - дома интернаты для престарелых и инвалидов - дома интернаты для психохроников - детский дом интернат для умственно отсталых детей - детский дом интернат для детей с физическими недостатками. Общие функции: - функции бытовых устройств и мед помощи - обеспечение трудовой деятельности 2. системно-организационное, нормативно правовое, законодательно, кадровое обеспечение 3. системно-содержательный (принципы, виды, соц обслуживание) Принципы: - адресность - доступность - добровольность - гуманность - приоритетность (детей и несовершеннолетних) - конфиденциальность - профилактическая направленность Потранажное соц обслуживание: КЦО, ЦСО, ЦСПС, ЦД Основные виды соц обслуживания - соц потранаж (обслуж вне стационара - стационар - временный приют бомжам, детям, подросткам - реабилитационные услуги Цель соц обслуживания – организация разнообразных форм реабилитации Функции соц обслуживания: 1. выявление и учет семей, отдельных граждан, нуждающихся в соц поддержке. Профилактика бедности, создание семьям условий для самостоятельного обеспечения, содействие в развитии нетрадиционных форм воспитания (дошкольного, школьного, внешкольного), организация вынужденного временного пребывания ребенка вне семьи. 2. консультирование. Участие в подготовки молодежи в выборе профессии, подготовка к браку, консультирование по соц вопросам 3. соц реабилитирование и проектирование: социальное и психологическое 4. информирование населения, изучение прогноз соц служб, направление, предоставление инфы для решения сложной жизненной ситуации, распространение среди населения медико-психологичсеких, педагогических знаний, изучение потребностей клиента 5. участие в организации по преодоления чрезвычайной ситуации. Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъемлемой частью государственной системы СЗН, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы. Оно уже не может рассматриваться только как компенсационная форма социальной защиты в виде различного рода услуг, только как организационная форма социальной работы, как разновидность социальных технологий, поскольку это сужает содержание этого понятия. Социальное обслуживание — это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную- ситуацию или находятся в социально опасном положении, а всех людей — от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития. Сегодня формирующаяся система социального обслуживания — это важнейшая, отрасль социальной сферы общества, облегчающая тяжелую участь миллионов людей в условиях переходного периода при помощи различных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию, просто выживание отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей, попавших в трудную* подчас кризисную ситуацию. Вполне естественно, что при обсуждении проблемы социального обслуживания необходимо учитывать всю совокупность мнений по поводу этого феномена цивилизованной жизни. На современном этапе становления системы социального обслуживания населения есть все основания утверждать, что социальное обслуживание можно рассматривать как социально-гуманистическую ценность, как формирующую систему, как процесс предоставления социальных услуг и как результат этой специфической социальной деятельности, как важнейшую часть СЗН и ее организационно-правовую форму. Социальное обслуживание как объект системного обоснования и комплексного развития не может рассматриваться вне международного опыта и национальных традиций. Необходимо признать, что не во всех странах социальное обслуживание понимается одинаково, имеет свою философию и четко выраженные практические действия. Имеются расхождения в понимании логики его научного обоснования, различен менталитет в системе ценностей и целей социальною обслуживания. Существенно различается стандартизация в социальном обслуживании. Совершенно очевидно, что в разных странах неодинаково развито правовое поле социального обслуживания. Нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании (1982) под социальным обслуживанием понимается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества»*. В Словаре социальной работы Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для нормального развития, людям, зависящим от других, которые не могут сами о себе позаботиться Современное состояние социального обслуживания в России свидетельствует о дефиците теоретического обоснования его сущности и содержания как ведущего направления системы СЗН. Не разработаны теоретико-методологические и технологические основы адаптации и социальной реабилитации клиентов социальных служб. Нет достаточно глубоких обоснований структуры и функций территориальных комплексов социальных служб. В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности отдельных типов учреждения социального обслуживания населения. Слабо проработаны стандарты и нормы профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, критерии и показатели эффективности предоставления гражданам социальных услуг как учреждениями, так и отдельными специалистами социальных служб. Для понимания роли и места социального обслуживания в системе СЗН целесообразно исходить из того, что этот вид социальной деятельности характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях Российской Федерации, а совокупностью таких составляющих, как определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различных слоев населения; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания; определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями; финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению; многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных социальных служб; степень сформированности нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников этих служб; соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся прежде всего в степени удовлетворения клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг. Нуждается в разработке и обосновании проблема взаимосвязи и взаимодействия социального обслуживания и социальной работы. Новое представление о сущности социального обслуживания населения как направления СЗН внесли Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995 г. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ст. 1) подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». В Законе раскрывается основное содержание видов социального обслуживания—материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан, семей и др. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» существенно дополняет и.конкретизирует представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп общества, регулирует отношения в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов. В Законе предмет деятельности определяется таким образом: «социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах». Социальное обслуживание включает в себя совокупиость социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от! форм собствеин©оти.Иредусмотреиа возможность получения достаточных для удовлетворения основных-жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг. Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания. Определяется, что социальное обслуживание — это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом посредством сети социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных услуг. Поэтому с методологической точхи зрения представляет познавательный и практический интерес уяснение сути такого понятия, как «социальные службы». В отечественной научной литературе социальная служба рассматривается обычно как организационная форма социальной работы*. При этом подчеркивается, что служба столь же сложна, как и то социально-пространственное образование, внутри которого она создается. Она многофункциональна и представляет собой определенную систему, элементы которой адекватно отражают все основные сферы жизнедеятельности населения. Внутри службы социальной защиты множество подсистем и элементов, несущих разнообразную функциональную нагрузку, которые находятся в сложном взаимодействии, обеспечивающем ее результативность. С одной стороны, функционируют службы семьи, социально-^медицинской помощи, психологической помощи, социального обеспечения, правовой помощи, экологические службы, службы занятости, социальные службы помощи детям и молодежи, с другой — территориальные социальные службы (межведомственные), муниципальные и т.п. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» понятие «социальные службы» включено в число основных: «социальные службы- предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица». Социальные службы (учреждения) становятся важнейшей формой социальной защиты населения Вопрос о их создании должен рассматриваться с позиции как территориальности, таки ведомственности. Социальные службы различных министерств и ведомств видятся неотъемлемым компонентом (или сектором) территориальной социальной сети. Такая территориальная сеть сегодня еще не является системной. Учреждения социального обслуживания населений имеют двойное административное подчинение и нередко множество источников финансирования. Однако практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств: здравоохранения, образования, МВД, службы занятости и т.д. Сущность социального обслуживания' как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры видов, форм и методов Социальных уСЛуг, структуры отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем п элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным 'обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное). Структура перечисленных подсистем и элементов характеризует систему социального обслуживания с точки зрения устойчивости, стабильности, качественной определенности, делающих ее эффективным направлением социальной защиты населения. Безусловно, это важная, но недостаточная характеристика. Поэтому сущность социального обслуживания раскрывается посредством анализа функций учреждений социального обслуживания населе-ния> различных субъектов социальной раорты и постижения сущности функционирования социальных служб в целом. Существуют две группы функций системы социального обслуживания: • сущностно-деятельные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж); • нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая). Практическая реализация этих функций неразрывно связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро- и микроуровнях и отражают сущность социального обслуживания. Свойства социальных служб различаются в зависимости от их целевой предназначенности, сферысуществования и, конечно, специфики контингентов клиентов социальных служб. Итак, социальное обслуживание населения включает в себя виды, типы методы, организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания, результат предоставления социальных услуг. Основу критериев социального обслуживания составляют степень сложности и продолжительности социальных услуг, их адекватности социальным потребностям и нуждам различных категорий населения. С точки зрения управления социальным обслуживанием важно учитывать уровень развития социальных служб, комплексность и интегративность учреждений социального обслуживания, их автономность и управляемость, самоуправляемость и адаптивность к изменяющейся ситуации в стране. Другие критерии позволяют оценить результативность социального обслуживания с точки зрения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по уровням иерархии подсистем социального обслуживания.
|