Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Россия: становление правового государства
Правовое государство представляет собой тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существуют развитая правовая система и эффективная судебная власть, реальное разделение властей и действенный социальный контроль политики и власти. Это государство, которое соответствует демократическому устройству политической системы и вся система «власть — общество — гражданин» построена и функционирует на основе принципов, ценностей и норм права. Его характеризуют высокая степень зрелости, правовая форма организации и деятельности публичной власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Другими словами, это — общественное состояние, способ жизнедеятельности, поведение и мышление людей, основанные на правовых идеях, ценностях, принципах и нормах права. Концепция правового государства имеет свою историю, эволюцию. Если Н. Макиавелли (1469-1527), Жан Воден (1530-1596), Томас Гоббс (1588—1679) относили правовое поведение только к обязанности подданных, а верховную власть в государстве считали божественного происхождения, надзаконной (судимой только Богом) и суверенной, то уже Джон Локк (1632—1704), Шарль Луи Монтескье (1689—1755) ставят вопрос о разделении высшей власти в государстве и верховность, суверенитет переносят с власти на государство в целом. Над властью ставится закон, в равной мере обязательный для всех. Еще дальше по пути сближения государства и общества идут Гуго Гроций (1583—1645) и Жан Жак Руссо (1712—1778), выдвинувшие договорную теорию государства. Кроме того, Руссо смещает акценты в суверенитете и на первое место ставит народный суверенитет. Смелый шаг вперед в демократической интерпретации правового государства делают американские федералисты Александр Гамильтон (1755 или 1757—1804), Джеймс Мэдисон (1751—1836) и Джон Лей: они не только признают актуальным горизонтальное разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, но и ее вертикальное разделение (уровни федерации, штатов и местного самоуправления). В результате, как об этом пишет Остром Винсент, сейчас американская система государственной власти включает множество правительств — общенациональное, 50 правительств штатов, минимум 80 тыс. местных правительств, а также огромное число корпораций, союзов, клубов, семей и; кланов, других форм добровольных ассоциаций, управляемых на основе их собственных уставов, правил и взаимопонимания. При [такой конфигурации взаимоотношений сами люди играют решающую роль в управлении своими делами1. Таким образом, поиск мировой общественной мысли и практики наиболее разумного государственно-политического устройства обусловил важнейшие положения правовой основы государственности. К ним можно отнести следующие: 1. Рациональный подход к вопросам государственного устройства, признание права власти и права народа однопорядковыми величинами, в отличие от бытовавших религиозно-традиционных воззрений на власть как дар божий. 2. Естественные права человека доминируют над законами государства, служат основой для их выработки; законы государства создаются властями при наличии согласия между людьми относительно их соответствия естественному праву. 3. Главенство закона; власть основана на законе, а не закон «даруется» властью; все граждане равны перед законом. 4. Ограничение власти, правительства принятым в обществе основным сводом правил и законов, которые способны предотвратить произвол власти, а также обезопасить общество от меняющегося настроения большинства, способного привести к непродуманным действиям. 5. Ответственность должностных лиц государства перед народом, закрепленная законодательно; цель власти — служить обществу, его процветанию. Итак, современная концепция правового государства признает важнейшими следующие принципы его формирования: • верховенство права (право как цель, интерес, стимул поступков и действий); • обеспечение прав и свобод человека и гражданина; • организация государственной власти на основе принципа разделения властей, подчиненности власти праву; • правовая форма взаимоотношений (взаимность прав и обязанностей) индивида, общества и государства. Формирование правового государства может происходить только одновременно на трех уровнях: государственном, общественном, личном. К осмыслению и строительству правового государства современная Россия идет непросто. Можно выделить ряд предпосылок, обусловливающих возможность реализации конституционного курса и содержащих политическую платформу правового государства: 1. Стремление к равенству в правах всех граждан и обеспечение этого в юридических формах. 2. Обращение населения к законодательной фиксации основной функции властей — служению народу, общественному благу, четкому регламентированию действий властей, обеспечению их предсказуемости и подконтрольности. 3. Принятие массовым сознанием и утверждение в нормах общественной морали высших ценностей и идеалов демократии, создание условий и механизма развития правовой и политической культуры. 4. Наличие у большинства членов общества чувства собственного достоинства и индивидуальности, осознание им свободы социально-политического и духовного выбора, готовности самому организовать свою жизнь и нести ответственность за свои хозяйственные и политические поступки. Проблема становления и укрепления правового государства в России — законодательная, институциональная и культурологическая. Создание указанных предпосылок — дело многотрудное, и наш опыт исторического развития, традиции и стереотипы, национальный менталитет повседневно вступают в противоречие с мировым опытом, с имеющимися аналогами правового государственного устройства. Но трудное — не значит нерешаемое. Построение российского правового государства — такой стимул, «свет в конце тоннеля», который может вдохновить и объединить власть и гражданское общество. По каким же чертам, признакам можно определять успехи в формировании правового государства? Обозначим важнейшие ориентиры. • Уважение к праву. Вопрос не только о том, чтобы в государстве были законы и они исполнялись — подобное существовало даже при тоталитарных режимах. Речь идет о самом смысле законов, о том, чтобы они соответствовали праву (причем на уровне мировых стандартов), императивам свободной жизнедеятельности общества, гуманизму общественных отношений, социальной справедливости. • Не только закрепление в законах формальных правил и норм упорядоченного, правового поведения, но и обеспечение практической реализации, опять же посредством правовых процедур, средств. Цель законов должна достигаться только законными путями. • Правозаконность едина и неделима во всех точках пространства и времени, где люди действуют и связываются между собой. • Реализация принципа разделения властей. • Развитое местное самоуправление. • Международный аспект правовой государственности состоит в том, что государство должно строить свои отношения с другими государствами в рамках согласованной (через ООН, ее структуры и договоры) системы международного права. • Реальная демократизация государства и его юридической системы, создание механизмов взаимодействия властных структур с человеком. • Наиважнейшей предпосылкой и одновременно ресурсом и показателем правового государства следует признать действенность гражданского общества.
|