Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Предмет Истории Средних веков






Конспект лекций

Электронные ресурсы:

https://vk.com/library.online ( книги, учебники)

https://vk.com/page-23433303_44027789 (можно начинать сразу отсюда)

https://vk.com/pages? oid=-23433303& p=Атласы_и_карты

https://www.vostlit.info/ (переводы письменных источников по истории Средних веков, включая Византию и Ближний Восток).

https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/

Http: //www.hist.msu.ru/ER/sources.htm

Лекция 1. Предмет Истории Средних веков

 

Терминология. Термин «Средние века» впервые применили в XIV в. итальянские гуманисты для обозначения периода европейской истории, отделявшего их время от времени Римской империи.

На этой основе в XVII в. возникло деление истории на Древнюю, Средневековую и Новую. Поскольку на латинском языке, которым пользовались гуманисты, «средние века» звучат как «medium aevum», постольку научная дисциплина, занимающаяся изучением Средних веков, называется медиевистикой.

Термин «феодализм» ввели в употребление во Франции в XVIII в. в эпоху Просвещения идеологи дворянства и буржуазии, отстаивавшие интересы своих классов накануне Великой французской революции.

И те, и другие называли феодализмом общественные порядки, которые действовали во Франции в Средние века, и при которых главной фигурой являлся феодал, собственник феода – привилегированного земельного надела. Но первые хвалили, а вторые хулили феодализм.

Предмет медиевистики. В XIX в. изучение Средних веков привело к возникновению научной дисциплины, предметом которой является история возникновения, расцвета и упадка феодализма в странах Западной Европы, в неславянских странах Центральной и Юго-Восточной Европы и в Византии.

Под Западной Европой в данном случае понимается западная оконечность Евразии, населённая народами, говорящими на германских или романских языках (исключениями являются Ирландия и Финляндия, относящиеся соответственно к кельтской и финно-угорской семье языков), и принадлежащими к католической и протестантской ветвям христианства. Неславянские страны Центральной и Юго-Восточной Европы – это Венгрия, Румыния и Молдавия. Византия – это империя, существовавшая с 395 по 1453 г. на Балканах и в Малой Азии со столицей в Константинополе.

Эволюция общественных отношений, подобных феодальным и имевшим место в Средние века у других народов и на других территориях, является предметом изучения особы научных дисциплин, например, «История стран Азии и Африки в Средние века» или «История южных и западных славян».

Хронология и периодизация.Началом истории Средних веков считается формальное упразднение в 476 г. Западной Римской империи, завершением – Английская буржуазная революция в середине XVII в.

Средние века делятся на три периода. В Раннее Средневековье (X-XI вв.) сложились основы феодализма. В Классическое, или Развитое, Средневековье (XI-XV вв.), начавшееся с возникновения городов и завершившееся открытием Америки и морского пути в Индию, феодализм достиг расцвета. Классическое Средневековье в свою очередь делится на два этапа, которые разделяет «Чёрная смерть» 1347-1453 гг. В Позднее Средневековье (XVI-первая половина XVII в.) происходила деформация феодализма под воздействием зарождавшихся раннекапиталистических отношений. Эти века также называются Ранним Новым временем.

Источники: общая характеристика.Историческими источниками называются первичные носители информации о времени и объекте изучения. Исторические источники подразделяются на два основных типа: вещественные и письменные.

К вещественным источникам относятся ландшафты, флора и фауна изучаемой эпохи и артефакты – предметы, изготовленные людьми.

К письменным источникам относятся тексты, созданные современниками изучаемой эпохи, а также их копии или пересказы.

Разработкой теории и практических методик изучения текстов занимается источниковедение – специальная научная дисциплина, которую формируют следующие компоненты. Во-первых, эвристика – выявление источников. Во-вторых, прочтение текста – установление основного или первоначального текста и дополнений к нему. В-третьих, идентификация источника – установление автора, времени, подлинности, обстоятельств и целей его создания. В-четвёртых, герменевтика – анализ, включающий в себя установление полноты, достоверности и точности сведений, определение политической и социальной направленности источника. В-пятых, источниковедческий синтез – выявление гносеологических связей источников, их сопоставление.

Выделяют три главных класса письменных источников: нарративные, или повествовательные (лат. narratus – рассказ), законодательные, или юридические, и документальные. Для первых характерна субъективность в плане отбора, точности изложения и трактовки материала. Вторые более объективны, но их информационное поле ограничено правовыми вопросами. Третьи наиболее достоверно отражают прошлое, но содержат сведения преимущественно социально-экономического плана.

Внутри названных классов существуют виды и разновидности источников.

Нарративные средневековые источникивключают в себя произведения римской историографии. Наиболее известные из них «Записки о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря (100-44 до н. э.), «Германия», «История» и «Анналы» Публия Корнелия Тацита (55-120) и «Res gestae» Аммиана Марцеллина (ок. 330-ок. 400).

Истории крупные произведения, авторы которых описывали современные им политические события. В их числе «О происхождении и деяниях готов», или «Getica», Иордана (VI в.). «Historia gentis Langobardorum» Павла Диакона (ок. 720-799), «История франков» Григория Турского (538–594), «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного, «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского.

Биографии – классическим произведением этого жанра считается «Жизнеописание Карла Великого» Эйнгарда (770-840).

Анналы – запись наиболее значительных событий по годам, которые велись обычно в монастырях и по названию которых соответственно именуются. Это Фульдские анналы 860–901, Сен-Бертинские анналы 741–882, Реймские анналы X в. Были вытеснены более полными и подробными хрониками.

Агиографические сочинения – описания подвижнической жизни, мученичеств, видений и чудес персон, причисленных церковью к лику святых. Содержат огромное количество достоверной и конкретной информации о быте, нравах, географии, генеалогии, судебных и классовых конфликтах, экономике, материальной культуре.

Трактаты, – например, «О дворцовом и государственном управлении», написанный в конце IX в. Реймским архиепископом Гинкмаром для короля Карла Простоватого, и «Об управлении империей» византийского императора Константина Багрянородного (X в.).

Энциклопедии – наиболее известная «Этимологии» (или «Origines» – «Начала») в 20 книгах архиепископа Исидора Севильского (ок. 570-ок. 636), дающие на основе объяснения, нередко фантастического, значения слов сводку тогдашних знаний.

Хроники – наиболеераспространенный вид средневековых нарративных источников. В Раннее Средневековье большое распространение получили всемирные, или универсальные хроники. Изложение событий в них начиналось «от сотворения мира». Материал до времени жизни самого хрониста заимствовался им из предшествовавших хроник. Современные ему события хронист описывал на основе личных впечатлений. Самыми известными всемирными хрониками считаются «Большая хроника» Исидора Севильского и хроника “De duabus civitatibus» (О двух государствах) Оттона, епископа Фрейзингенского (1111-1158).

В Развитое Средневековье начали составляться хроники, относящиеся к истории отдельных стран. «Англо-саксонская хроника», рукописи которой восходят к XI-XII вв., излагает историю Англии от завоевания Британии Цезарем. В XIII в. начали создаваться своды хроник, отражавшие становление национальных государств. Это «Большие Французские хроники», «Большая хроника» Матвея Парижского (1200-1259), монаха Сент-Олбанского монастыря, который поведал об английской истории в период с 1066 по 1259 год, «Всеобщая испанская хроника», которую начали составлять по воле кастильского короля Альфонса X Мудрого.

В центре внимания хронистов могли находиться отдельные исторические события. Например, Крестовым походам посвящены такие известные хроники как «Деяния Бога, осуществленные через франков» аббата Гвиберта Ножанского (1053-1124), «Взятие Константинополя» маршала Шампани Жоффруа де Виллардуэна и «Завоевание Константинополя» рыцаря иколо де Клари.

Мемуары как особый жанр появились во второй половины XIII в. Наиболее известны «Мемуары» Жана сира де Жуанвиль (ок. 1224-1317), сенешала Шампани, и личного друга короля Людовика IX Святого и «Мемуары» Филиппа де Коммина (ок. 1440-1511), советника короля Людовика XI. В Византии историко-мемуарные произведения создали Иоанн VI Кантакузин (XIV в.) и Георгий Сфрандизи (XV в.).

Законодательные источники. Для Раннего Средневековья это «Свод гражданского права» (Corpus juris civilis) императора Юстиниана I Великого.

Записи обычного права в варварских королевствах – Судебники, или Правды: Бургундская, Вестготская, Рипуарская, Салическая, Тюрингская, Фризская.

Капитулярии – законы и распоряжения франкских королей из династии Каролингов, разделявшиеся на небольшие параграфы (лат. capitula). В их числе «Капитулярий о поместьях» и «Капитулярий по делам Саксонии» Карла Великого.

В Классическом Средневековье виды юридических источников умножились. Это «Свод канонического права» (Corpus juris canonicis), вобравший в себя важнейшие акты церковного законодательства.

Императорские новеллы в Византии, привилегии, патенты и мандаты императоров Священной Римской империи, королевские ордонансы во Франции и хартии королей Англии, «Партиды» – свод законов кастильского короля Альфонса X.

Парламентские акты и статуты в Англии, протоколы заседаний Генеральных и провинциальных штатов во Франции, акты германских имперских собраний, решения кастильских и арагонских кортесов.

Записи феодального права провинциального уровня: французские кутюмы: Кутюмы Бовези, немецкие зерцала: Саксонское зерцало, испанские фуэрос.

Законы государств крестоносцев в Палестине: «Иерусалимские ассизы», и на Балканах: «Ассизы Романии» в ико.

Памятники муниципального уровня: городские хартии и статуты, сельские хартии вольностей. Например, «Книга прав Генуэзской Республики».

Памятники корпоративного характера: статуты ремесленных цехов, торговых корпораций, университетов, уставы монастырей. В их числе, византийская «Книга эпарха», французская «Книга ремёсел города Парижа», уставы цехов немецких Кёльна, Любека, Франкфурта.

Документальные источники (грамоты, хартии, или акты) Раннего Средневековья немногочисленны. Главным техническим носителем информации в раннесредневековой Западной Европе был пергамен, изготовлявшийся из овечьих шкур, так что на одну книгу нужно было перевести не одну отару овец. Писцы нередко оказывались перед необходимостью соскабливать с пергаментного листа старый текст, чтобы нанести на него новый, представлявшийся более важным для текущего момента. В источниковедении такие памятники получили особое наименование «палимпсет» (от греч. «снова» и «стираю»).

Основные виды раннесредневековых хартий: Картулярии (от лат. charta – грамота) – сборники копий документов, переписанных иногда с сокращениями и вставками, которые называются интерполяциями.

Формулы – образцы для составления грамот, юридически оформлявших различного рода сделки и отношения. Примерами этой разновидности документальных источников Раннего Средневековья могут служить Вестготские формулы, Анжерские или Анжуйские формулы, формулы Маркульфа.

Дипломы – документы делопроизводства, которые фиксировали постановления королевских и княжеских судов, личные распоряжения и пожалования монархов, акты дарений, купли-продажи, обмена и предоставления в держание земли, вступления в зависимость, а также некоторые процедуры церковной жизни: избрание аббатов, освещение церквей и т. д.

Полиптики (с др.-греч. – многоскладчатый, многолистный) – инвентарные описи церковных поместий. Самый известный – составленный в IX в. полиптик Ирминона, аббата Сен-Жерменского монастыря под Парижем.

В Классическое Средневековье документальные источники становятся массовыми и разнообразными, превосходя в этом отношении любые другие виды источников.К публичным актам относятся грамоты и дипломы монархов, светских и духовных сеньоров. К грамотам подвешивались печати, которые давали название самому документу: золотая императорская византийская печать – хрисовул, свинцовая папская римская печать – булла.

К частным актам относятся документы, составленные и заверенные нотариями, юридически образованными и уполномоченными на это лицами. Нотарии составляли документы по строго определенным образцам для различных типов отношений. Нотариальные акты сохранились в виде копий или кратких записей о них, так называемы минут, в составе картуляриев, сдававшихся на хранение в городские архивы.

Земельные описи и кадастры, первой и самой знаменитой из которых является английская «Книга Страшного суда» 1086 г., составлялись с фискальными целями. Византийские земельные описи назывались практиками.

Основная масса средневековых источников написана на латыни и греческом языке, и лишь незначительное число – на национальных европейских языках.

Наиболее авторитетным научным изданием разных видов средневековых источников считается немецкая Monumenta Germaniae Historica (Памятники истории Германии), публикация которой началась в 1826 г. и продолжается до настоящего времени.

Источники периода Раннего Средневековья очень немногочисленны, практически все они выявлены, учтены и глубоко изучены. Гораздо более многочисленные источники периода Классического Средневековья выявлены в основной своей массе и достаточно хорошо изучены.

В Раннее Новое время в связи с резким и стремительным нарастанием интенсивности общественных процессов произошло многократное количественное увеличение письменных памятников. Во-первых, жизнь потребовала от людей огромного количества документов, совершенно необходимых для фиксации деловых, коммерческих, финансовых и иных сделок, для обслуживания бюрократических учреждений государства и международных связей, для правового оформления новой социальной и политической практики и её оценки общественным сознанием. Во-вторых, с распространением грамотности, производства бумаги и книгопечатания открылись новые возможности для самовыражения людей через письменные тексты, а также появились технические условия для их создания и тиражирования в широких масштабах. В-третьих, развитие архивного и библиотечного дела значительно облегчило задачу хранения документации.

В этой связи источниковая база Раннего Нового времени стала поистине необъятной. Появились многие новые разновидности источников, в частности мемуарная литература дополнилась дневниками. Принципиально новым видом повествовательных источников явилась публицистика. Западную Европу впервые в её истории захлестнула волна печатных брошюр, памфлетов, так называемых пасквилей, листовок, в их числе и рисованные, предвосхищающие современные комиксы.

Появились первые периодические издания, освещавшие события общественно-политической жизни: нидерландский «Франко-бельгийский Меркурий», издававшийся в Германии в 1580-х гг., и «Gazette de France», основанная кардиналом Ришелье.

Большинство письменных источников Раннего Нового времени записано на национальных языках. Латынь сохранила свои позиции в международных договорах, дипломатической переписке, корреспонденции представителей политической и интеллектуальной элиты, в некоторых научных трактатах и произведениях исторического жанра, а также как официальный язык церкви.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал