Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обеспечение износостойкости пар трения сталкивателяСтр 1 из 4Следующая ⇒
В процессе эксплуатации машин в узлах трения развиваются процессы изнашивания. Основным фактором, определяющим срок службы узла трения, является интенсивность изнашивания. Одним из важнейших внешних факторов является контурное давление на контакте и скорость смещения трущихся поверхностей. Муфты, предназначенные для передачи крутящего момента от одного вала к другому, имеют благоприятные условия работы только при соосном расположении валов. Даже муфты, допускающие некоторую несоосность валов, с увеличением несоосности подвержены более быстрому износу. Поэтому в процессе эксплуатации механического оборудования, и тем более при ремонтах, необходимо следить за расположением валов. Износ муфт и методы восстановления их зависят от конструкции муфт и условий эксплуатации. Интенсивность изнашивания зависит от удельной нагрузки на контакте, скорости скольжения, смазочного материала, конструктивного исполнения узла трения и окружающей среды. Поэтому для оценки величины износа и выбора применяемых мер необходимо рассчитать величину удельной нагрузки, определить ее тип и скорость скольжения на контакте. Зная эти параметры и выявленные условия, в которых работают узлы трения, делается заключение о возможном виде изнашивания, выбирают материал пар трения и, если необходимо, соответствующую упрочняющую обработку. Пара трения «внутреннее кольцо подшипника – вал». На цапфу вала посажен подшипник качения радиально-упорный конический № 7214. Подшипник изготавливается из стали ШХ15, вал из стали 40Х. Рассчитаем величину контурного давления pc для данной пары трения: (31) где Δ н – максимальная величина натяга, м. Для посадки Ø 70k6 Ø 70 (-25; +5) – предельное отклонение внутреннего кольца подшипника класса точности 0 – отверстие ES = 5 мкм EI = -25 мкм Ø 70k6 (+21; +2) – вал es = 21 мкм ei = 2 мкм Наибольший натяг Nmax = es – EI = 21 – (-25) = 46 мкм Наименьший натяг Smax = ES – ei = 5 – 2 = 3 мкм Δ н = 46 мкм = 46·10-6 м d = 70 мм – диаметр цапфы; (32) (33) D = 125 мм – внешний диаметр кольца подшипника; Е = 2, 1·105 МПа – модуль упругости для стали; Согласно расчетам: = 1, 79 Па-1 Сравним полученное значение контактного напряжения с предельно допустимым менее твердой стали, т.е. 40Х, для которой [ σ ]=900 МПа. pс < [ σ ], следовательно, применение в качестве материалов пары трения для подшипника качения (сталь ШХ15) и для вала (стали 40Х) целесообразно. Установим вид контакта, к которому относится полученное значение контурного давления: Ненасыщенный упругий контакт (ННУК): < 5, 4 ·Δ -2·HB 5 ·θ 4 (34) Упругопластический контакт (УПК): 5, 4 · Δ -2 · НВ 5 · θ 4 < pc < 14, 5 · Δ -2 · НВ 5 · θ 4 (35) Ненасыщенный пластический контакт (ННПК): 14, 5 · Δ -2 · НВ 5 · θ 4 < pc < 0, 06 · НВ (36) Насыщенный пластический контакт (НПК): 0, 06 · НВ < pc < 0, 32 · НВ (37) где Δ – комплексная характеристика шероховатости для более твердого из контактирующих поверхностей, определяем по таблице 4.2 /4, стр.174/ и принимаем равной 2, 8·10-2. θ = - упругая постоянная, МПа-1; (38) µ= 0, 3 - коэффициент Пуассона; θ = = 0, 433 · 10-5 МПа-1 Е = 2, 1·105 МПа – модуль упругости менее твердого тела; НВ – твердость менее твердого тела, МПа; Принимаем для стали 40Х – НВ = 3400 МПа. Подставляем известные значения и проверяем неравенства: Ненасыщенный упругий контакт (ННУК) определим по формуле (34): 152, 8 МПа < 5, 4·46-2 · 34005 · (0, 433·10-5)4 МПа 152, 8 МПа < 40, 8 МПа Упругопластический контакт (УПК) определим по формуле (35): 5, 4 · 46-2 · 27005 · (0, 433·10-5)4 < 152, 8 < 14, 5 · 46-2 · 34005 · (0, 433·10-5)4 40, 8 < 152, 8 < 110, 2 МПа Ненасыщенный пластический контакт (ННПК) определим по формуле (36): 110, 2 МПа < 152, 8 МПа < 0, 06 · 3400 МПа 110, 2 МПа < 152, 8 МПа < 204 МПа Насыщенный пластический контакт (НПК) определим по формуле (37): 204 МПа < 152, 8 МПа < 0, 32 · 3400 204 МПа < 152, 8 МПа < 1088 МПа Таким образом, можно сделать вывод, что контактное напряжение входит в пределы ненасыщенного пластического контакта. Так как в данной паре трения реализуется ННПК, то нагрузки будут относиться к высоким нагрузкам. На основании анализа нагруженности и условий эксплуатации можно сделать вывод, что данной паре трения соответствует адгезионное изнашивание 1-го рода, так как скорость скольжения мала и высокие контактные нагрузки, а также для пары трения характерна фреттинг-коррозия, так как этот вид изнашивания наиболее характерен соединениям с натягом. Карта дефектации и ремонта пары трения «внутреннее кольцо подшипника – вал» приведена в таблице 2:
Таблица 2 – Карта дефектации и ремонта пары трения «внутреннее кольцо подшипника – вал»
Предотвратить или замедлить развитие процесса фреттинг-коррозии возможно путем смазывания контактирующих поверхностей маслами с противоизносными присадками, что наиболее эффективно и экономически обосновано в данных производственных условиях. Пара трения «посадка полумуфты на тихоходный вал». Муфты, предназначенные для передачи крутящего момента от одного вала к другому, имеют благоприятные условия работы только при соосном расположении валов. Даже муфты, допускающие некоторую несоосность валов, с увеличением несоосности подвержены более быстрому износу. Поэтому в процессе эксплуатации механического оборудования и тем более, при ремонтах необходимо следить за расположением валов. Износ муфт и методы восстановления их зависят от конструкции муфт и условий эксплуатации. Исходные данные: - диаметр вала d = 65 мм; - диаметр обоймы полумуфты D = 150 мм; - длина посадочной поверхности L = 140 мм; - крутящий момент Мкр = 2, 65 кН·м. Допустимые отклонения для посадки Н7/s7: Ø 65Н7 (+30; 0) – ступица ES = 30 мкм EI = 0 мкм Ø 70s6 (+89; +59) – вал es = 89 мкм ei = 59 мкм Наибольший натяг Nmax = es – EI = 89 – 0 = 89 мкм Наименьший натяг Smax = ES – ei = 30 – 59 = 29 мкм Δ н = 89 мкм = 89·10-6 м Е = 2, 1·105 МПа – модуль упругости для стали; Согласно расчетам: = 2, 3 Па-1 Δ пр= 0, т.к. α =1 – (тепловая посадка). Установим минимально допустимый натяг из зависимости 4.44, /4, стр.191/: Δ н= мкм где fm = 0, 12 – молекулярная составляющая коэффициента трения. Определим контурное давление для посадки с натягом МПа Определим, какой контакт реализуется, т.е. выполнение условие равенства 14, 5 · Δ -2 · НВ 5 · θ 4 < pc < 0, 06 · НВ (39) θ = - упругая постоянная, МПа-1; µ= 0, 3 - коэффициент Пуассона; θ = = 0, 433 · 10-5 МПа-1 Е = 2, 1·105 МПа – модуль упругости менее твердого тела; НВ – твердость менее твердого тела, МПа; Принимаем для стали 40Х НВ = 3, 4·103 МПа µ = 0, 3 Δ = 5·10-3 Подставляем известные значения в формулу (36) и проверяем неравенство: 14, 5 · (5·10-3)-2 · (3, 4·103)5 · (4, 3·10-6)4 < pc < 0, 06 · 3.4·103 90, 1 < 62 < 204. Следовательно, реализуется ненасыщенный пластический контакт, а значит высокие нагрузки. В соединениях с гарантируемым натягом реализуется фреттинг-коррозия. На интенсивность процесса изнашивания существенное влияние оказывает количество циклов нагружения. Характерным признаком процесса фреттинг-коррозии является наличие темных полос по границам сопряжений. В соединении с натягом в местах контактов появляются окисления. Для предотвращения развития процесса изнашивания, в посадке при данном разбеге контурного давления применяем смазывание с противоизносными присадками при сборке.
|