Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение предельно допустимых величин износа в парах трения






Определение минимальной величины натяга в соединении «внутреннее кольцо подшипника – цапфа вала». Соединения с натягом должны гарантировать фиксацию контактирующих поверхностей, предотвращающих относительное проскальзывание. Это реализуется за счет назначения соответствующих натягов. Рассчитаем минимально допустимый натяг в соединении вала и внутреннее кольцо подшипника.

Минимально допустимую величину натяга [Δ н] можно найти из зависимости /4, стр.191/:

н]= Δ пр, (40)

где Δ пр – уменьшение натяга при прессовой сборке. Следовательно, при тепловой посадке Δ пр= 0;

,

,

где D = 0, 125 м – внешний диаметр кольца подшипника;

d = 0, 7 м – диаметр внутреннего кольца подшипника.

Согласно расчетам:

= 1, 72,

Па-1,

l = 0, 052 м – длина контакта;

fm – молекулярная составляющая коэффициента трения, принимается равной 0, 12;

Mm – момент трения;

Mm= Mo + M1, (41)

где fo = 4 – коэффициент, зависящий от типа подшипника и условий смазывания (таблица 4.6 /3, стр.192/);

n – 30 об/мин – частота вращения;

ν = 55 – кинематическая вязкость смазочного масла

при ν ·n ≤ 2000

M0 = 1, 6·10-5 · fo · D0 (42)

D0 – средний диаметр подшипника;

D0 = (43)

D0 = = 97, 5 мм

Подставим значения в формулу (39):

M0 = 1, 6·10-5 ·4 · 97, 53=59, 3 Н·мм

M1 момент трения, зависящий от нагрузки на подшипник, Н·мм;

M1 = f1 · q1 · p · D0 (44)

где q1 · p = 2· Y · Fa (таблица 4.7 /4, стр.193);

Fa = 53·10-13· - осевая нагрузка; (45)

Y=1, 62 – коэффициент осевой нагрузки;

f1 = 4·10-4 - коэффициент, зависящий от нагрузки на подшипник.

Подставим полученные значения в формулу (42):

Fa = 53·10-13· = 0, 6 Н

q1 · p = 2· 1, 62· 0, 6 = 1, 94

M1 = 4·10-4 ·1, 94 · 97, 5 = 0, 076 Н·мм

Таким образом, момент трения по формуле (38) будет равен:

M = 59, 3+0, 076= 59, 3 Н·мм ≈ 0, 06 Н·м

Тогда, по формуле (37) минимально допустимая величина натяга [Δ н] будет равна:

н ]= = 0, 4∙ 10-3 мм ≈ 0, 4 мкм

Выбираем помадку подшипника на цапфу вала k6, которая обеспечивает минимальную величину натяга Δ н.

При сборке соединений с натягом, как правило, реализуется между контактирующими поверхностями либо пластический ненасыщенный контакт (ННПК), либо пластический насыщенный контакт (НПК).

Обработку поверхности выберем точение с комплексной характеристикой шероховатости Δ =0, 15.

При данной обработке поверхности будет обеспечиваться ненасыщенный пластический контакт:

14, 5 · d ∙ Δ -2 · θ 4 · НВ 5 · C < Δ н < 0, 124 · αНВ ∙ d ∙ C, (46)

где d = 0, 7 – диаметр цапфы вала, м;

НВ = 3400 МПа – твердость более мягкой поверхности, Па;

α = 1 – при тепловой сборке.

Подставим значения в формулу (43) получим:

14, 5·0, 07∙ 0, 15-2 ·(4, 3·10-6)4 ·34005 · 0, 43 · 10-5< Δ н < 0, 124·1∙ 3400 0, 07 0, 43 · 10-5

0, 3 · 10-3< 0, 4 · 10-3< 1, 2 мкм

Таким образом, выбранная посадка k6 отвечает всем эксплуатационным и технологическим требованиям, которые предъявляются к данному механизму, для обеспечения его работоспособности.

Пара трения «вал- муфта». Соединения с натягом должно гарантировать фиксацию контактирующих поверхностей, предотвращающих относительное проскальзывание поверхностей. Это реализуется за счет назначения соответствующих натягов. Однако в процессе сборки таких соединений методом запрессовки эти натяги уменьшаются. Более надежными являются соединения, выполненные методом тепловой сборки.

Исходные данные:

- диаметр вала d = 65 мм;

- диаметр обоймы полумуфты D = 150 мм;

- длина посадочной поверхности L = 140 мм;

- крутящий момент Мкр = 2, 65 кН·м.

Допустимые отклонения для посадки Н7/s7:

Ø 65Н7 (+30; 0) – ступица,

ES = 30 мкм,

EI = 0 мкм,

Ø 70s6 (+89; +59) – вал,

es = 89 мкм,

ei = 59 мкм.

Наибольший натяг:

Nmax = es – EI = 89 – 0 = 89 мкм.

Наименьший натяг:

Smax = ES – ei = 30 – 59 = 29 мкм,

Δ н = 89 мкм = 89·10-6 м.

Найдем величину Δ н, характеризующую условие перехода к насыщенному пластическому контакту:

Δ н= ,

Δ н= мкм,

где Е = 2, 1·105 МПа – модуль упругости.

Выберем из справочника для посадки Н7/r6 допустимые отклонения.

Рассчитаем минимально допустимый натяг [Δ н ]:

н]= Δ пр, (47)

н]= = 15, 3 мкм.

Если осуществлять сборку соединения методом тепловой сборки, то при Δ н= 15 мкм передача заданного крутящего момента будет обеспечена.

При диаметре вала меньше, чем d =65, 15 мм производить посадку на вал нельзя. При износе вала до такой величины целесообразно произвести наплавку и упрочнить вал методом закалки в местах посадки полумуфты, что позволит восстановить вал до нужного диаметра.

Пара трения «поверхность ролика и полоса». Определим предельно допустимую величину износа бочки ролика транспортного рольганга по исходным данным:

- диаметр бочки ролика D = 250 мм;

- нагрузка на ролик N = 0, 942 кН;

- ширина полосы 0, 6 м;

- модуль упругости транспортируемого металла = МПа;

- твердость металла НВ = 1000 МПа;

- поверхность бочки ролика обработана по 6-му классу чистоты обработки;

- скорость транспортировки 0, 2 м/с.

Допустимую величину износа находим из зависимости:

(48)

Определяем значение упругой постоянной :

(49)

Значение радиуса микронеровностей r и комплексной характеристики шероховатости находим из табл. 4.2 /4, стр.174/:

r = 20 мкм; Δ =7, 9∙ 10-1.

То есть при диаметре бочки ролика транспортного рольганга, превышающем средний диаметр роликов, находящихся в контакте с транспортируемым металлом, более чем на 3 мм, происходит проскальзывание поверхности роликов относительно транспортируемого металла.

Рассчитаем величину контактного давления pc для данной пары трения:

(50)

где Fр – усилие на ролик, МН;

qS – упругая постоянная, равная 1, 3·10-5 МПа-1;

E=2, 1·105; E=1, 05·105 – модули упругости для стали и полосы, МПа;

r – радиус ролика, м;

l – длина контакта, м.

Подставив в формулу (47) значения получаем:

=1, 12МПа

Установим вид контакта, к которому относится полученное значение контурного давления по формулам (31) - (34), где D – комплексная характеристика шероховатости для более твердого из контактирующих поверхностей при точении, с 6 классом точности и принимаем D=7, 9·10-1; HB – твердость тела, МПа.

Для стали 3 определяем из зависимости:

НВ= 0, 35∙ σ в

где sв – предел текучести соответствует значению 55, 56МПа.

Следовательно, значение твердости:

НВ= 0, 35∙ σ в = 0, 35∙ 55, 56 = 17, 45 МПа

рс < 5, 4∙ (7, 9∙ 10-1)-2 ∙ 19, 45∙ (1, 3∙ 10-5)4 =6, 88∙ 10-13 МПа

6, 88∙ 10-13 МПа < рс < 1, 85∙ 10-12 МПа

1, 85∙ 10-12 МПа < рс < 1, 167 МПа

1, 167 МПа < рс < 6, 224 МПа

Рассчитанное значение контактного давления входит в пределы соответствующие ненасыщенному пластическому контакту. Т.к. в данной паре трения реализуется ННПК, то нагрузки будут относиться к «высоким» нагрузкам.

Из анализа нагруженности и условий эксплуатации следует, что данной паре трения соответствует – абразивное изнашивание, т.к. ролик постоянно контактирует с металлом при высоких нагрузках.

Для повышения износостойкости ролика в условиях абразивного изнашивания необходимо поменять марку стали: Ст3 на Ст45 с предварительным закаливанием, т.к. твердость у предложенной стали выше (HB=3240 МПа), следовательно, износостойкость роликов увеличивается.

Из условия эксплуатации предельно-допустимую величину износа принимаем равной 1 мм.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал