Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение Раскола






B русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности. О Расколе писали многие. Историки - каждый по-своему толковали его причины и разъясняли последствия. Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия».

Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь сохранила «древнее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф.М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос о об их объединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против посольских поработителей, приобрел в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными православными церквями.

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти изменения получили значение большого события. К тому же выяснилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызвали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. К Расколу примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими стремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы - коломенский Павел, вятский Александр и другие), некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку и в среде высшей светской знати. Но наибольшую часть сторонников Раскола составляли крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнета и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе. Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология Раскола. Раскол защищал старину, отрицал нововведения, проповедовал принятие мученического венца во имя «старой веры», во имя спасения души, и в то же время резко обличал в религиозной орме феодально-крепостническую действительность. Различным слоям общества были выгодны различные стороны этой идеологии.

В народной массе живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю. Раскол стал одновременно имением консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знамением антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью. Массовый характер движение аскола приобрело после церковного собора 1666-1667 гг., предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы; движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного «антихристом».

14)

Экономическое развитие

· После окончания интервенции понадобилось несколько десятилетий для восстановления разрушенного хозяйства.

· Укреплялось положение феодальных землевладельцев; особенно выросло дворянское землевладение (дворяне требовали не только новых земель, но и упрочения прав на землю, чтобы превратить свои поместья в вотчинные владения).

· Больше половины населения России находилось в крепостной зависимости. Крестьяне дворцовых и черносошных волостей и посадское население тоже не были свободными людьми, подвергаясь эксплуатации со стороны государства.

· Возрастали барщина, натуральные и денежные оброки феодалам, а сверх того, многочисленные налоги и повинности в пользу государства.

· Более широкое развитие в помещичьих имениях получала барщина, т.е. работа крестьян на господском поле, в барском хозяйстве.

· Развитие товарного производства, т.е. производства, рассчитанного на рыночный сбыт. Продукты сельского хозяйства, ремесленные изделия все чаще стали поступать в продажу. Предмет первой необходимости – хлеб – повсеместно становится товаром. Развитие товарного производства обостряло отношения между помещиком и крестьянином.

· Рост городов, которые все более становятся центрами промышленно-торговой жизни страны.

· Выделение новых ремесленных специальностей внутри отдельных видов производства.

· Ремесленники работают на сырье, доставленном из других, подчас отдаленных районов.

· Расширялись хозяйственные связи между отдельными областями страны, возросла зависимость ремесленников от рынка.

· Производство промышленных товаров развивалось не только в городах, но и в сельских местностях.

· Жители некоторых деревень занимались уже не сельским хозяйством, а ремеслом.

· Специализация районов по выработке тех или иных изделий создавала базу для торговли.

· Возникают крупные предприятия – мануфактуры (первые – в черной металлургии).

· Внутренняя торговля в России значительно возросла: проводились ежегодные ярмарки (Москва имела широкие торговые связи), из Сибири везли меха, с Нижней Волги – рыбу, с Севера – соль, из Орла – хлеб.

Социально-политическое развитие:

· Ослабление самодержавия в начале XVII века.

· Значение в государстве феодальной знати оставалось весьма большим.

· На смену старой выросла новая аристократия. При решении государственной вопросов все большее значение стали приобретать думные дворяне.

· Наряду с Боярской думой в первой половине XVII века часто собирались Земские соборы из выборных представителей различных сословий.

· С укреплением царской власти созывы Земских соборов к концу XVII века прекратились.

· Существовала разветвленная система приказов.

· Вооруженные силы – предмет постоянных забот правительства. Были сформированы постоянные солдатские полки «нового строя».

· Было усилено вооружение армии.

Во внешней политике:

· налаживание нарушенных международных отношений.

· Отражение нападений с юга.

· Восстановление государственного единства русских земель.

· Московское правительство начало войну за возвращение Смоленска (1632-1634).

· 1648 год – в Москве произошло крупное восстание.

· 1650 год – произошли крупные восстания в Новгороде и Пскове, которые обнаружили классовое размежевание в среде горожан.

· 1649 год – Земским собором был принят новый свод законов, который получил название Соборного уложения.

· Зарождение абсолютизма.

· Теперь, когда усилилось дворянство и выросло купечество, значение Боярской знати в государстве уменьшилось.

· Церковный раскол (появление течения старообрядцев. Люди выходили из подчинения официальной церкви под предлогом борьбы за сохранение старой веры).

Пояснения:

Начало XVII века в истории России было ознаменовано крупнейшими политическими и социально-экономическими потрясениями. Это время историками было названо Смутой. Последствием смутного времени был мощный регресс экономического и социально-политического положения по сравнению с достигнутым к концу XVI века.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал