Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международное положение России в конце XVII века.
Россия к концу XVII в. представляла собой огромное по масштабам, но отсталое государство со слабой экономикой и неорганизованной армией, изолированное от Европы и закрытое для новых веяний. На севере оно граничило со Швецией, на юге — с Османской империей. Швеция закрывала России выход в Балтийское море, Турция — в Черное (единственный русский морской порт — Архангельск — из-за своей отдаленности не играл большой роли). Перед новым царем Петром I встала первоочередная задача — преодоление изоляции России и выход в открытое море. Добиться этого можно было двумя путями: отвоевать выход либо к Черному морю, либо к Балтийскому. Начало Северной войны. Подписав мирный договор с Турцией, в соответствии с которым между обеими странами заключался мир на тридцатилетний период, на следующий день (19 августа 1700 г.) Россия объявляет войну Швеции. Но уже к этому моменту Дания выбыла из борьбы. Шведский король Карл XII, молодой и талантливый полководец, действуя быстро и решительно, смог принудить Данию к капитуляции. Единственная морская держава в антишведской коалиции оказалась выведенной из строя. Завершение Северной войны. Северная война продолжилась — сначала в Польше, затем в Финляндии. В 1714 г. была одержана первая крупная морская победа при Гангуте. Создается антишведская коалиция, в рамках которой к России присоединились Англия, Дания и Голландия. Но нерешительность и раздоры союзников побудили Петра выйти из коалиции.
Оценки деятельности Петра I. В отечественной историографии можно выделить несколько основных направлений в оценке преобразований Петра Первого. Сторонники всемирно-исторической теории одобряют деятельность Петра I. Историки «государственной школы» (особенно СМ. Соловьев (1820-1879)) писали о лич-ности и реформах Петра в восторженных тонах, приписывая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике России. Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества. Историки-материалисты (Б.А. Рыбаков, Н.И. Павленко, В.И. Буганов, Е.В. Анисимов и др.), продолжая традицию «государственной школы», считают, что в результате Петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превратилась в европейскую державу. Созданный Петром I абсолютистский режим ничем существенно не отличался от абсолютистских режимов Запада. Преобразования проведены за счет усиления эксплуатации трудящихся. Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности. Либеральная литература (И.Н. Ионов, Р. Пайпс и др.), признавая заслуги Петра в деле европеизации страны, акцентирует внимание на формах и методах его преобразовательской деятельности. По ее мнению, цель Петра — «сделать Восток Западом» — не может быть оправдана теми страданиями, которые вынесла Россия при «ломке» ее устоев. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия. В результате «слепого» заимствования, перенесения чужих идей с Запада (вестернизации) на русскую «почву» утвердился не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии. 17) Эпоха дворцовых переворотов - принятое в историографии название периода с 1725 по 1762 годы, когда в Российской империи после смерти Петра I, не назначившего наследника, верховная власть переходила из рук в руки главным образом путем дворцовых переворотов, которые совершались дворянскими группировками при поддержке и содействии гвардейских полков. Главной причиной политической нестабильности в 1725–1762 гг. являлось отсутствие определенного порядка престолонаследия, т.к. по закону 1722 г. царствующий монарх имел право назначить преемника по своему усмотрению (такое положение дел сохранялось вплоть до принятия “Положения об императорской фамилии” в 1797 г.), в 1730–нач. 1740-х гг. осложнявшегося соперничеством между старшей (потомки Ивана V) и младшей (потомки Петра I) ветвью Романовых. Решающими факторами в достижении власти являлись поддержка одной из придворных группировок и содействие гвардии, способствовавшей воцарению Екатерины I (1725), Елизаветы Петровны (1741), Екатерины II (1762) и занимавшей привилегированное положение в армии. В то же время, отсутствие на престоле «сильной личности» привело к усилению влияния фаворитов-временщиков (А.Д. Меншиков при Екатерине I, Бирон при Анне Иоанновне, А.Г. Разумовский и И.И.Шувалов – при Елизавете Петровне). Появление при Екатерине I Верховного тайного совета, составленного из сподвижников Петра, которых позднее сменили представители старомосковской аристократии князья Голицыны и Долгорукие, привело к падению значения Сената и установлению прямого контроля над коллегиями. В правление малолетнего Петра II политический вес этого учреждения вырос до такой степени, что после его смерти в 1730 г. «верховники» предприняли попытку ограничения самодержавия в интересах аристократии и под определенными условиями возвели на престол курляндскую герцогиню Анну Иоанновну (племянницу Петра I). Однако «кондиции», которые могли бы стать основой для формирования конституционных традиций, не получили поддержки со стороны дворянства и, воспользовавшись этим, Анна Иоанновна смогла их уничтожить. Верховный тайный совет был распущен и его место занял Кабинет министров. Правительство Анны и ее преемников также активно использовало главный орган политического сыска – Тайную канцелярию. В 1740 г. произошло столкновение между ключевыми «кабинет-министрами» А.И. Остерманом и А.П. Волынским, разработавшим проект реформ в интересах дворянства, которые так и не были реализованы. После дворцового переворота 1741 г. и воцарения Елизаветы Петровны Кабинет министров был упразднен и правительственные функции были возвращены Сенату, но после создания по инициативе канцлера А.П. Бестужева-Рюмина «конференции при Высочайшем дворе» (1756–1762) часть властных полномочий перешла к этому институту, на смену которому после смерти Елизаветы Петровны пришел Императорский совет. 18) Просвещенный абсолютизм – политика, проводимая в 18 веке рядом монархичнских стран и направленная на устранение остатков средневекового феод строя в пользу капиталистических отношений Признаки: 1. Масштабная законодательная инициатива 2. Ограничение позиций церкви 3. Ослабление сословных перегородок. 4. Активизация политики в сфере образования, просвещения 5. Масштабное переустройство гос-ного аппарата в целях его совершенствования 6. Содействие буржуазному развитию. Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного абсолютизма были: — созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767—1768).Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили. В декабре 1768 г. императрица распустила Уложенную комиссию и более подобных ей учреждений не создавала; — реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний (300—400 тыс. душ мужского пола), каждая из которых состояла из 10—12 уездов (20—30 тыс. душ мужского пола). Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.; — принятие в 1785г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила все сословные права и привилегии дворян (освобождение от телесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и др.); — принятие в 1775г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов; — реформы 1782—1786гг. в области школьного образования. Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II». И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России. + Дополнение: Внутренняя политика Екатерины Второй. Придерживаясь на словах идей европейского гуманизма и просвящения, на деле правление Екатерины 2 ознаменовалось максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением дворянских полномочий и привилегий. Были проведены следующие реформы: 1. Реорганизация Сената. Сокращение полномочий сената до органа судебной и исполнительной власти. Законодательная ветвь была передана непосредственно Екатерине 2 и кабинету статс-секретарей.
|