Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод бухгалтерского учёта и его элементы
Метод бухгалтерского учёта – это система приёмов (способов), обеспечивающих сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение и обобщение в денежном выражении объектов учёта. Элементы бухгалтерского учёта: - в процессе наблюдения: 1. документация – способ оформления хозяйственных операций. Каждая хозяйственная операция оформляется документами, таким образом, осуществляется сплошное и непрерывное наблюдение за движением имущества организации. 2. инвентаризация – способ проверки имущества организации путём сравнения фактического его наличия с данными бухгалтерского учёта. - в процессе измерения: 3. оценка – способ выражения в денежном измерителе имущества организации. 4. калькуляция – подсчёт всех затрат и исчисление в денежном измерителе стоимости произведённой продукции. - в процессе регистрации: 5. бухгалтерский счёт – способ отражения информации о наличии и движении какого-либо объекта учёта – имущества организации. 6. двойная запись – способ одновременного отражения хозяйственной операции по дебету одного счёта и кредиту другого счёта в одной и той же сумме. - в процессе обобщения: 7. бухгалтерский баланс – способ обобщения показателей о состоянии имущества организации в денежном измерителе на определённую дату. 8. бухгалтерская отчётность – система экономических показателей, характеризующих деятельность организации за определённый промежуток времени (месяц, год, полугодие). Основная форма бухгалтерской отчётности – бухгалтерский баланс.
Контрольные вопросы:
ТЕМА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС Цель темы: ознакомиться с назначением и строением бухгалтерского баланса, видами балансов, изучить группировку статей актива и пассива баланса в соответствии с экономической классификацией хозяйственных средств и источников формирования, рассмотреть типы изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций.
Понятие, строение и содержание бухгалтерского баланса. Виды бухгалтерского баланса Бухгалтерский баланс – это заключительный приём учёта, позволяющий в обобщённом стоимостном виде представить данные о предмете учёта – имуществе организации, находящемся в его распоряжении на определённую дату. Как правило, датой составления баланса является первое число каждого месяца (квартала). Слово «баланс» означает равновесие, равенство каких-либо двух сторон, показателей, итогов и т.д. Название его происходит от двух латинских слов: bis – дважды и lanx – чаша весов, т.е. две чаши весов. В бухгалтерском учёте баланса означает равенство, равновесие. Это равенство возникает на основе двойной классификации одного и того же предмета учёта – средств организации: по их виду (роли в воспроизводстве) и по источникам формирования (по принадлежности). Схематический баланс представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая часть, которой называется актив и служит для отражения имущества организации по виду и роли: основные средства, товары, денежные средства, дебиторская задолженность и т.д. Правая часть баланса называется пассив и в нём отражаются источники образования имущества организации: собственные и заёмные. Пассив отвечает на вопрос «Откуда?» появились средства, а актив «Куда?» эти средства вложены. Так как в балансе записываются одни и те же средства, только по двум группировкам – по составу и размещению и источникам образования, то актив всегда должен быть равен итогу пассива баланса. Все имущество (средства) в активе баланса и источники его образования в пассиве баланса представлены в сгруппированном виде. Основным элементом бухгалтерского баланса является статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику формирования имущества. Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования и обязательств организации. Статьи баланса объединяются в группы, группы — в разделы, исходя из их экономического содержания. Существует следующий порядок формирования показателей бухгалтерского баланса: В графе 3 «На начало отчетного года» бухгалтерского баланса показываются данные на начало года, которые должны соответствовать данным графы 4 «На конец отчетного периода» предыдущего года. В графе 4 «На конец отчетного периода» бухгалтерского баланса показываются данные о стоимости активов, об источниках собственных средств, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год). В современном активе баланса выделяют два раздела: I. Долгосрочные активы – отражается имущество долгосрочного использования (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения в долгосрочные активы, долгосрочные финансовые вложения и прочие долгосрочные активы). II. Краткосрочные активы – отражается имущество краткосрочного использования (материалы, издержки производства и обращения, готовая продукция и товары, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность и прочие краткосрочные активы). В пассиве бухгалтерского баланса выделяют три раздела: III. Собственный капитал – отражаются собственные источники организации (уставный капитал, прибыль, добавочный капитал, резервный капитал, целевое финансирование и другие). IV. Долгосрочные обязательства – отражаются долгосрочные заёмные источники образования имущества организации (долгосрочные кредиты и займы). V. Краткосрочные обязательства – отражаются краткосрочные заёмные источники образования имущества организации (краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность). В зависимости от назначения, содержания и порядка составления и т.д. различают несколько видов балансов. Сальдовый баланс в денежной оценке характеризует имущество организации и источники образования имущества по состоянию на определенную дату. Сальдовый баланс составляется бухгалтерией организации путем подсчёта остатков (сальдо) по счетам. Оборотный баланс, помимо остатков средств и источников образования на начало и конец периода, содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. Балансы также классифицируются по следующим признакам: I. По времени составления: 1) вступительный (начальный) баланс — первый баланс, составляемый в начале деятельности организации. В его активе отражается состав имущества организации, полученного при его создании, а в пассиве — источники формирования имущества. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющегося у организации имущества; 2) текущие – составляются периодически. Они в свою очередь подразделяются на месячные, квартальные и годовые; 3) заключительный баланс - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности организации за определенный период – составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчётов); 4) ликвидационный – составляется для характеристики имущественного состояния организации на дату прекращения ее деятельности как юридического лица; 5) санирующий – составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. Санирующий баланс составляется с помощью аудитора ещё до окончания отчётного периода с целью оценки реального состояния дел в организации; 6) соединительный – составляется при объединении нескольких организаций в одну; 7) разделительный – составляется в момент разделения организации на несколько более мелких. II. По объему информации балансы бывают: 1) единичные, отражающие деятельность только одной организации и составляемые по данным текущего бухгалтерского учёта; 2) сводные, получаемые путем сложения сумм по статьям единичных балансов и подведения общих итогов актива и пассива всех организаций в целом. III. По источникам составления: 1) инвентарный баланс – составляется на основе данных инвентаризации; 2) книжный баланс – составляется на основе данных текущего бухгалтерского учёта; 3) генеральный баланс – составляется на основе данных бухгалтерского учёта и данных инвентаризации.
|