![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5. Политическая власть.
План. 1. Природа и сущность политической власти. 2. Понятие легитимности политической власти. 1. Природа и сущность политической власти. Проблема политической власти является одной из основных в политологии, многие видят в борьбе за власть сущность политики, а сущность политической власти в отношениях господства и подчинения. Власть – это способность, право или возможность одних людей оказывать воздействие на поведение или деятельность других людей. Политическая власть – форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социальных субъектов (индивидов, социальных групп, общностей) подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных ресурсов. В политологии в связи сложностью, многозначностью феномена политической власти нет единого мнения о ее природе. В зависимости от выбранного подхода можно выделить следующие определения природы власти: 1. Телеологические определения (от «телеос» - цель) характеризуют власть как способность достижения поставленных целей. 2. Бихевиористски е определения рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, другие подчиняются. 3. Психологические определения раскрывают субъективную мотивацию поведения людей. Основное направление данного подхода – психоанализ (З. Фрейд, Г. Юнг), который рассматривает волевую природу власти как естественное состояние человека. 4. Социологический подход определяет власть как социальное отношение, проявляющееся в навязывании одними людьми другим своей воли. 5. Системные подход рассматривает власть как производное не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Характеризует власть как способность системы обеспечивать ее элементами достижение коллективных целей. 6. Структурно-функциональный подход рассматривает власть как свойство социальной организации, основанное на разделении функций управления и исполнения. Элементы политической власти 1. Субъект власти – тот, кто управляет (индивиды, группы, элиты) 2. Объект власти – тот, кто подчиняется. 3. Ресурсы – средства, при помощи которых субъект влияет на объект. Виды ресурсов 1. Организационные – организационные структуры управления. 2. Нормативные – нормы, законы, влияющие на ценностные ориентации. 3. Экономические – материальные ценности, деньги. 4. Социальные – способность повышения или понижения социального статуса: должность, образование, престиж, социальное обеспечение. 5. Принудительные – силовые институты: армия, милиция. 6. Информационные – информация и средства ее получения и распространения (СМИ, образование, наука).
2. Понятие легитимности политической власти. Легитимность власти – общественное признание законности и справедливости власти. Легитимность обеспечивает повиновение граждан, поддержку власти, их политическое участие без принуждения. Понятие легитимности в политологии было обосновано М.Вебером. Вебер выделил три главных типа легитимности власти в зависимости от мотивов подчинения. 1. Харизматический тип легитимности основан на авторитете лидера, вере в исключительные качества, харизму вождя. Характерен для периодов революций, кризисов. 2. Рационально-правовой тип легитимности, или легальный основан на признании законности, формальных правил формирования политических институтов. Наиболее развитая форма данного типа - конституционное государство. 3. Традиционный тип легитимности – основан на традициях, обычаях, привычке повиноваться власти, наиболее характерен для монархий.
|