Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретический материал для самостоятельной подготовки. Кафедра математики, естествознания и методики преподаванияСтр 1 из 15Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ») Кафедра математики, естествознания и методики преподавания Математики и естествознания
Практикум для самостоятельной работы По курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Составители: Челябинск 2014 ТЕМА I. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА Задания для самостоятельной работы: 1. Изучите теоретическую часть темы по плану: · Организм как единое целое. · Биологическая надежность организма. · Индивидуальное развитие организма человека. · Биологический возраст человека. 2. Выполните практическое задание по определению биологического возраста детей. 3. Оформите результаты и сделайте выводы. Теоретический материал для самостоятельной подготовки Организм человека – сложная целостная саморегулирующаяся и самообновляющаяся система. Клетки и неклеточные структуры этой системы объединяются в ткани, органы, системы органов и целостный организм. Организм человека – единая система. В процессе жизнедеятельности между отдельными его структурами устанавливается тесная взаимосвязь и взаимодействие. Основным свойством живого организма является обмен веществ и энергии. Изменение морфологических и функциональных свойств организма от стадии оплодотворенной яйцеклетки до смерти называется онтогенезом. В онтогенезе выделяют два периода: пренатальный и постнатальный. Первый длится 280 дней и охватывает период от момента зачатия до рождения ребенка. Второй начинается с момента рождения и до смерти. В нем выделяют этапы: ранний, зрелость, старение. Характерной особенностью раннего этапа является рост и развитие. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами любой живой материи. Рост – основная физиологическая особенность организма ребенка. В процессе роста увеличивается либо число клеток (кости, легкие), либо их размеры (нервные клетки, мышечные волокна), вследствие чего увеличивается длина, объем и масса тела детей. Под развитием следует понимать процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Развитие складывается из трех факторов: рост, дифференцировка органов и тканей, формообразование. Дифференциация органов и тканей – это способность выполнять какие-то определенные функции, свойственные только этим тканям, этим органам. Формообразование - это приобретение организмом характерных, присущих ему форм. Выделяют три периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 13 лет. После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки органов и тканей, определяющий степень созревания органов и систем. Поэтому наиболее значительные качественные изменения происходят от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет. Гармоничность – это соответствие строения и функционирования всех органов и систем данному возрастному периоду. Возраст – это продолжительность жизни от момента рождения, до какого – либо определенного момента времени. Возраст бывает календарный и биологический. Календарный возраст имеет четкие границы. Биологический возраст определяется по степени созревания организма и его систем. Он может не соответствовать календарному. В отличии от календарного (паспортного), где межвозрастной интервал равен одному году, биологический возраст охватывает ряд лет жизни человека, в течении которых происходят определенные анатомо – физиологические изменения. В связи с этим весь цикл жизни человека делят на периоды. Возрастные периоды не имеют четких границ, но определение возрастных периодов необходимо, так дети одного и того же календарного возраста, но различного биологического возраста по-разному реагируют на физические и умственные нагрузки. Возрастная периодизация – разделение жизненного цикла человека на периоды или этапы. Каждый период характеризуется своими особенностями. При отборе критериев возрастной периодизации за основу берутся: - скорость роста и дифференцировка тканей и органов; - созревание половых желез; - скелетная зрелость (время появления точек окостенения и наступление неподвижного соединения костей); - степень развития ЦНС и др. В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. На VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии, биохимии предложена следующая схема возрастной периодизации: 1. Новорожденность 0 – 4 недели; 2. Грудной возраст 4 недели – 1 год; 3. Раннее детство 1 – 3 лет (ясельный возраст); 4. Первое детство 4 – 7 лет (дошкольный возраст); 5. Второе детство 8 – 12 лет (отрочество, младший школьный возраст); 6. Подростковый возраст 12 – 16 лет (пубертатный период, старший школьный возраст); 7. Юношеский возраст 16 – 21 год. (юность); 8. Зрелый возраст 22 – 60 лет (1 период: 22 – 35 лет, 2 период: 36-60 лет); 9. Пожилой возраст 61 – 74 года; 10. Старческий возраст 75 – 90 лет; 11. Долгожители свыше 90 лет. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени зависит от наследственных и социальных факторов. Переход от одного возрастного периода к другому является критическим периодом. Критические периоды развития ребенка: от 3 до 4 лет, в 7-8 лет, с 11 до 14 лет у девочек, с 12 до 15 лет у мальчиков. Кроме критических периодов выделяют периоды повышенной чувствительности организма к действию факторов внешней среды. Эти периоды называют сензитивными (до 1 года, 4-5 лет, 7-8 лет, 12-15 лет). Показатели роста и развития детей одного календарного (паспортного) возраста могут существенно различаться. Учитывая возможности задержки или опережения развития детей необходимо учитывать биологический возраст человека. Его называют возрастом развития. Он отражает рост, развитие, созревание, старение организма и определяется совокупностью его структурных, функциональных и приспособительных особенностей. Биологический возраст можно определить по ряду показателей морфологической зрелости: - зубной зрелости (сроки прорезывания молочных и коренных зубов); - степени развития вторичных половых признаков; - скелетной зрелости (порядок и сроки окостенения скелета). При оценке биологического возраста учитывают так же физиологические и биохимические показатели (уровни обмена веществ, особенности сердечно-сосудистой и других систем организма), уровень психического развития индивида. При определении биологического возраста показатели развития ребенка сопоставляют со стандартными, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. При этом берутся наиболее информативные показатели, характерные для каждого возрастного периода. Например, в дошкольном и младшем школьном возрасте – это смена молочных зубов на постоянные, в пубертатном – развитие вторичных половых признаков, в юношеском – окостенение скелета.
|