Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпочтения потребителя и полезность
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ основана на гипотезе о сопоставимости полезности самых разнообразных благ. При заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями.
Цель потребителя
| потребление товаров и услуг для получения
удовлетворения и удовольствия
| основа достижения
| получение полезности
| получение удовлетворения, удовольствия или исполнения запросов от потребления товаров или пользования услугами
| способ достижения
| максимизация полезности
| максимизация удовлетворения, удовольствия или исполнения запросов от потребления товаров или пользования услугами
| основные факторы
| потребительские предпочтения
| экономические факторы
| · ранжирование альтернативных потребительских возможностей в соответствии с уровнем получаемой полезности;
· транзитивность предпочтений;
· предпочтение большего количества товаров или услуг меньшему.
| · цены товаров;
· доход, имеющийся в распоряжении потребителя для расходования в определенный период.
|
Рис. 6.1. Выбор потребителя
Полезность
| то удовольствие, удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров или пользования услугами
| основные подходы к анализу полезности и спроса
| количественный
(кардиналистский)
| порядковый
(ординалистский)
| особенности
| обладает свойством порядковой измеряемости, когда альтернативы могут быть ранжированы
| не имеет свойства количественной измеряемости, когда люди могут придавать определенное значение в единицах полезности каждой альтернативе
|
Рис. 6.2. Полезность в экономической теории и проблема ее измерения
Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса
| основа
| измерение полезности различных благ в гипотетических единицах –
ютилах (от англ. utility – полезность)
| совокупная полезность (TU)
| предельная полезность (MU)
| полезность, получаемая в результате потребления товаров или пользования услугами
| полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы блага
| функцияобщей полезности
| TU=f(QA, QB, …, QZ),
где QA, QB, …, QZ – объемы потребления товаров А, В,..., Z в единицу времени.
| характер функции общей полезности
| закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)
| Рис. 6.3. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса
Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)
| закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы некоторого блага
| утверждает
| каждая последующая порция данного блага приносит в данной ситуации потребления все меньший прирост общего уровня благосостояния данного потребителя, т.е. предельная полезность любого данного вида благ уменьшается по мере роста количества потребляемого данного вида благ (количество потребляемых благ других видов остается неизменным)
| графическое изображение
| кривая общей полезности
| кривая предельной полезности
| взаимосвязь между количеством потребляемого блага и общей полезностью
| взаимосвязь между количеством потребляемого блага и предельной полезностью
| Свойства функции TU:
· имеет возрастающий характер, т.е. каждая дополнительная единица блага увеличивает общую полезность до некоторой точки насыщения.
· каждая следующая, единица товара приносит меньшее увеличение общей полезности, чем предыдущая, т.е. по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность имеет тенденцию к уменьшению.
| Максимум удовлетворения TU достигается в точке А, когда MU становится равной нулю (благо полностью удовлетворяет потребность).
Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то TU снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках). Т.к. MU экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.
|
Рис. 6.4. Закон убывающей предельной полезности
Максимизация полезности
| способ достижения
| выбор такого потребительского набора, при котором отношение предельной полезности к цене одинаково для всех благ
| правило максимизации полезности (второй закон Госсена)
| заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида товаров, приносил бы одинаковую предельную полезность
| формула
| для всех реально покупаемых товаров А, В, С,...
| где
MUA, MUВ, MUС – предельные полезности
товаров А, В, С;
l – некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег.*
| для всех непокупаемых товаров Y, Z,...
| результат
| потребительское равновесие
| положение, при котором потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки разных товаров (при имеющемся бюджете), и которое означает, что любое увеличение полезности от потребления одного блага будет требовать сокращения полезности от потребления другого блага
| * Величина l показывает, на сколько ютилов увеличивается общая полезность при увеличении дохода потребителя на 1 руб.
Рис. 6.5. Правило максимизации полезности (второй закон Госсена)
и потребительский выбор
Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса
| основа
| от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения, достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности»
| аксиомы
| 1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности
| Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений:
предпочтения (>) и безразличия (~).
т.е. для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что
либо А> В (А предпочтительнее, чем В),
либо В> А (В предпочтительнее, чем А),
либо А ~ В (А и В равноценны).
| 2. Аксиома транзитивности
| Если А > В > С, или А ~ В > С, или А > В ~ С, то А > С,
это гарантирует согласованность предпочтений, исключая возможность:
А > В, В > С и одновременно С> А.
| 3. Аксиома ненасыщения
| Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В.
| 4. Аксиома независимости потребителя
| Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемыхим благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими
| Рис.6.6. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса
При порядковом подходе используются кривые безразличия и карта кривых безразличия.
Кривая безразличия
| кривая, отражающая изменяющиеся сочетания двух разных благ в условиях, когда их общая полезность для потребителя остается неизменной
| Карта кривых безразличия
| множество кривых безразличия
| графическое изображение
|
характеристики
| · имеют отрицательный наклон;
· не пересекаются;
· выпуклы: их наклон уменьшается по мере движения вниз и вправо вдоль этих кривых;
· абсолютная величина наклона кривой безразличия в любой точке (предельная норма замещения – MRS) есть отношение предельной полезности блага (MUD), отсчитываемого по горизонтальной оси, к предельной полезности блага (MUC), отсчитываемого по вертикальной оси, таким образом, MRS= MUD/ MUC= – DQC/DQD;
· кривые, расположенные выше, соответствуют более высоким уровням полезности и соответственно наборы на кривых, более удаленных от начала координат, предпочитаются наборам, расположенных на менее удаленных кривых.
| типы кривых безразличия
| Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров MRS=const,
кривые безразличия – прямые линии (линия U1U1)
| Для жестко дополняющих друг друга товаров (левый и правый ботинок)
кривая безразличия – два взаимно перпендикулярных отрезка (кривая U2U2 )
| Если чем больше потребитель имеет какого-либо товара, тем больше он хотел бы иметь его. В этом случае кривая безразличия вогнута к началу координат и предельная норма замещения возрастает (кривая U3U3).
| графическое изображение
|
Рис. 6.7. Кривые безразличия и карта кривых безразличия
|