Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эффект дохода и эффект замещения
Закон спроса может трактоваться как порождение здравого смысла. Действительно, если цена продукта падает, то реальный доход того, кто покупает этот продукт, увеличивается. Это увеличение реального дохода проявляется в росте объема покупок разнообразных товаров и называется ЭФФЕКТОМ ДОХОДА (рис. 6.10.).
| Эффект дохода
| | увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, уменьшение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цены
| | графическое изображение
|
|
особенности
| | сдвиг бюджетной линии
| |
снижение дохода сдвигает бюджетную линию внутрь,
увеличение дохода сдвигает ее вовне,
новая бюджетная линия всегда параллельна старой
| Рис. 6.10. Эффект дохода
Снижение цены продукта означает, что теперь он стал дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром другие продукты, которые стали теперь относительно дороже. Это явление известно под названием ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ (рис. 6.11.).
| Эффект замещения
| | снижение цены продукта делает его относительно более притягательным и, следовательно, ведет к росту склонности потребителя к замещению этим продуктом всех иных продуктов
| | графическое изображение
|
|
особенности
| | сдвиг бюджетной линии
| |
рост цены на товар А сопровождается сокращением покупки его покупки и увеличением покупки блага В, которым можно заменить подорожавшее благо А
| Рис. 6.11. Эффект замещения
| Действие эффектов дохода и замещения на величину спроса, предъявленного
покупателями на товар
| | основные виды
| | на нормальный товар
| на низший товар
| | основные формы
| | действие
отрицательное
| действие
положительное
| действие
положительное
| действие
отрицательное
| | основа
| | увеличение цены любого блага
| падение цены
любого блага
| влияние эффекта дохода выше, чем эффекта замещения
| влияние эффекта замещения выше, чем эффекта дохода
| | результат
| | сокращение величины предъявленного спроса со стороны любого потребителя
| увеличение величины предъявленного спроса со стороны любого потребителя
| увеличение величины предъявленного спроса со стороны любого потребителя
| сокращение величины предъявленного спроса со стороны любого потребителя
| Рис.6.12. Воздействие эффектов дохода и замещения на кривую спроса
|