Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доцент, декан факультета






Визель Т.Г.

Сенкевич Л.В.

Янышева В.А.

Железнова А.К.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ:

Теории и эксперименты

Факультет повышения квалификации

Московского городского психолого-педагогического университета

 

Визель Т.Г.

Сенкевич Л.В.

Янышева В.А.

Железнова А.К.

Девиантное поведение подростков:

Теории и эксперименты

Монография

Тула, 2007.

 

Факультет повышения квалификации

Московского городского психолого-педагогического университета

 

Научный редактор –

Б.Н.Рыжов, доктор психол. наук, профессор, заведующий лабораторией МГПУ, ведущий научный сотрудник ГНЦ Института медико-биологических проблем РАН.

 

Рецензенты –

Д.И.Чемоданова – доктор пед. наук, доктор психол. наук, профессор кафедры социальной педагогики РГСУ.

Е.А.Орлова – доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и профессиональной деятельности МГОУ.

 

В монографии освещаются актуальные вопросы клинико-психологической и психолого-педагогической диагностики предпосылок, проявлений и факторов отклоняющегося поведения подростков, рассматриваются типологии и классификации нарушенного поведения, анализируются психолого-педагогические характеристики микросоциальных условий жизни девиантных подростков. В работе представлены результаты экспериментально-психологического исследований социально-средовых и эндогенных факторов отклоняющегося поведения несовершеннолетних, проведенных с помощью патопсихологических, нейропсихологических и проективных методов диагностики познавательной и эмоционально-личностной сферы подростков.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Специальная и клиническая психология», психологов, дефектологов, учителей, социальных работников.

 

Содержание

Предисловие

Введение

Глава 1. Основные теории и подходы к проблеме девиантного поведения подростков.

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста.

1.2. Определения и классификации отклоняющегося поведения подростков.

1.3. Вандализм как вид отклоняющегося поведения подростков.

1.4. Факторы девиантного поведения подростков

1.5. Неблагополучная семья как фактор девиантного поведения подростков.

1.6. Клинический подход к проблеме девиантного поведения.

1.7. Профилактика, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения: психолого-педагогический подход.

Глава 2. Агрессия и аутоагрессия подростков как виды девиантного поведения.

2.1. Определения и классификации агрессии.

2.2. Теории агрессии.

2.3. Факторы агрессивного поведения.

2.4. Депрессия и самоповреждения как виды аутоагрессивного поведения.

2.5. Суицидальное поведение.

2.6. Особенности суицидального поведения подростков.

2.7. Исследование личностных особенностей подростков-суицидентов.

Глава 3. Клинико-психологическое исследование девиантного поведения подростков.

3.1. Организация и методы исследования.

3.2. Характеристика испытуемых.

3.3. Результаты исследования акцентуаций характера девиантных подростков с помощью ПДО А.Е.Личко-Н.Я.Иванова.

3.4. Особенности личностной сферы подростков с нарушенным поведением

3.5. Нейропсихологической исследование познавательной сферы подростков с отклоняющимся поведением

Заключение

Список использованной литературы

Предисловие

О подростках сейчас пишут очень много, и у нас, и за рубежом. Интерес к этому возрасту в целом и к так называемой «группе риска» – трудным подросткам - не случаен. Подростковый период в жизни человека – это время «второго рождения личности», перестройки мотивационно-потребностной сферы, бурного развития самосознания, окончательного формирования характера, преодоления личностной нестабильности. По мнению клиницистов, это один из сензитивных периодов (наряду с ранним детством), т.е. наиболее чувствительный к разного рода воздействиям социума, в том числе негативным. Поэтому в отрочестве нередко возникают отклонения в психическом развитии и проблемы, приобретающие социальное звучание.

С другой стороны, подростковый возраст – это период, в течение которого для развития личности особенно значим нормативный исторический фактор. Если время, в которое нам довелось жить, достаточно трудное, эти трудности в первую очередь «бьют» по подросткам. Сейчас в нашей стране после разрушения старой идеологии еще не устоялась новая система ценностей, в средствах массовой информации – много насилия и рекламы «красивой» жизни, безудержного потребления и легких отношений. Выглянув из окна нашего факультета, расположенного в самом центре Москвы, можно увидеть огромный плакат, занимающий половину торца соседнего дома, с фотографией пресыщенного, утомленного «мачо» и огромной надписью: «Я предпочитаю пять долларов трем долларам. Вот, пожалуй, и все». Выйдя из института и перейдя улицу, можно оказаться в развлекательном центре с игровыми автоматами. Деньги и удовольствия становятся важными ориентирами для молодежи и подростков. Усваивается уже достаточно широко распространенная в обществе криминальная субкультура.

В предлагаемой Вашему вниманию монографии поднимается много остро актуальных и дискуссионных вопросов, связанных с неблагоприятными линиями развития в подростковом возрасте. В первую очередь это вопрос о роли конституциональных и социальных факторов в возникновении отклоняющегося поведения подростков.

Авторы не абсолютизируют значение ни эндогенных, ни экзогенных факторов, прослеживая данные о предпосылках и проявлениях девиантного поведения в различных его формах у разных категорий подростков – с акцентуациями характера и психопатиями, с суицидальными наклонностями, воспитывающихся в семьях с разными стилями детско-родительских отношений и др. Становится очевидной комплексная детерминация девиантного поведения. Поясним это на примере акцентуаций характера, как крайнего варианта нормы, или соответствующих типов психопатий, при которых социальная дезадаптация становится устойчивой.

Существуют наследственные предпосылки к развитию определенных черт характера, но насколько эти черты будут выражены, зависит от воспитания (А.Е.Личко, 1977). Воспитание, как мощный социальный фактор развития, может сгладить черты характера, а может и усилить, способствуя их «заострению». При воспитании, неадекватном характеру ребенка, на конституционально обусловленное ядро характера могут наслаиваться другие негативные черты. Дисгармоничность характера увеличивается при неблагополучных социальных условиях – безнадзорности (отсутствии любви, внимания, контроля и заботы), конфликтах или отчужденности, преобладании асоциальных установок и ценностей в семье или неформальной группе. Так, сформировавшаяся, под воздействием конституциональных и социальных факторов акцентуация или психопатия, способствует появлению девиантного поведения в подростковом возрасте. При этом форма девиантного поведения может быть одна, а причины, ее непосредственно вызвавшие (мотивация) – разные при разных типах характера.

Делинквентное (противоправное) поведение как разновидность девиантного поведения свойственно подросткам, имеющим «заостренные» черты характера разного типа.

Неустойчивые подростки совершают правонарушения, стремясь развлечься – покуражиться над людьми, покататься на чужом мотоцикле, разгромить ларек или просто украсть деньги, чтобы напиться. По-другому развлекаться они не умеют.

«За компанию» включаются в групповые кражи и драки конформные подростки, не имеющие собственных убеждений, четких моральных принципов, не знающие, чем занять себя, и плывущие по течению – идущие на поводу у более самостоятельных сверстников.

Истероидные подростки создают вокруг себя много шума, их задача – привлечь к себе внимание, заставить о себе говорить окружающих, заставить переживать близких. Для этой цели одинаково хороши и вызов «скорой помощи» при имитации попытки самоубийства, и наряда милиции. Они добиваются необходимого внимания, заботы и, кроме того, как «герои дня», получают удовольствие от суеты вокруг них. Их делинквентность, чаще всего, – своеобразная «игра».

Эпилептоидные подростки обычно совершают противоправные поступки из мести или по корыстным мотивам. Дерутся жестоко, с присущей им агрессивностью. Они могут натворить что-то неожиданное и серьезное в состоянии алкогольного опьянения. Нередко, напившись «до отключения», они все крушат, бьют и ломают на своем пути.

Гипертимные подростки – лидеры в неформальных группах. Они могут стать инициаторами драк, краж, угонов и других приключений. К делинквентности их приводит склонность к риску и авантюрам, а также буйная энергия – если она не находит достойного применения.

Шизоидные подростки – одиночки. Если они встали на асоциальный путь, то долго вынашивают план кражи или другого правонарушения. Кражи совершают с помощью отмычек собственного изготовления, искусного выпиливания дверных замков и других сложных приемов. В поле зрения милиции они попадают намного позже, чем группы подростков, отправляющиеся развлекаться любыми доступными им способами.

Еще одна разновидность девиантного поведения – суицидальное поведение. Суициды, как известно, могут быть истинными, демонстративными и аффективными (возникающими на волне чрезмерно сильных, неконтролируемых эмоций в травмирующей ситуации). Для подростков с разными типами акцентуаций и психопатий характерно разное суицидальное поведение. Сензитивные и циклоидные подростки (последние – во время субдепрессивной фазы) способны на истинный суицид, приходя к решению об уходе из жизни и находя надежный способ и время, когда им никто не помешает. Возможен здесь и аффективный суицид. Демонстративное суицидальное поведение используется как способ привлечения к себе внимания, как способ шантажа или мести истероидными и эпилептоидными подростками.

Таким образом, рассматривая девиантное поведение подростков, необходимо учитывать его мотивацию и комплекс глубинных причин, эту мотивацию порождающих.

В монографии излагаются различные точки зрения на девиантное поведение и его детерминацию, анализируются разные формы отклоняющегося поведения – делинквентное, в том числе вандализм, разнообразные проявления агрессии, суицидальное (аутоагрессия), ранняя алкоголизация и наркомания. Приводятся яркие примеры, позволяющие читателю лучше понять и «почувствовать» обсуждаемые на теоретическом уровне вопросы.

Кроме систематизации имеющихся в психологической литературе данных, монография содержит новый материал, полученный авторами, проводившими в последние годы эмпирические исследования различных категорий учащихся с нарушенным поведением. Это своеобразный срез, позволяющий увидеть современных подростков с девиантным поведением из неблагополучных и благополучных семей, специфику их развития.

Монография будет интересна и полезна студентам психологических и педагогических факультетов вузов, практическим психологам, работающим с данной категорией школьников, всем, кого затрагивают и беспокоят подростковые проблемы.

И.Ю.Кулагина,

кандидат психологических наук,

доцент, декан факультета


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал