![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определения и классификации отклоняющегося поведения подростков.
Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И.Гилинский ввел в употребление сам термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение» (Краснова М.А., 2005). Девиантное поведение (ДП) на сегодняшний день - понятие весьма размытое. Так, под ДП понимаются: 1) поступки, действия, не соответствующие «официально установленным» или «фактически сложившимся» в данном обществе нормам и ожиданиям; 2) социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Гилинский Я.И., 2000). Я.И.Гилинский констатирует, что социальные отклонения могут иметь для общества двоякое значение. Одни из них - позитивные – служат общественному прогрессу и развитию личности в целом: например, такое девиантное (отклоняющееся) поведение, как высокая социальная активность на благо общества, талант, гений, одаренность – это тоже социальные отклонения от нормы. Другие же - негативные – нарушают существование или развитие общества (Гилинский Я.И., 2000). Можно сказать, что основной причиной социальных отклонений является противоречие между требованиями нормативной системы и интересами действующих субъектов. Как пример социального отклонения можно рассматривать морально-нравственную позицию субъекта с глубокими религиозными убеждениями, но находящегося в обществе воинствующих атеистов (Васкэ Е.В., 2000). Таким образом, критерии ДП оказываются приложимыми к чрезвычайно широкому кругу поведений и социальных явлений, а критерий позитивности/негативности носит настолько субъективный характер, что одно и то же поведение/явление можно с равными основаниями оценить и как позитивное, и как негативное. Быстро подхваченный педагогикой, психиатрией и медицинской психологией термин ДП стал обретать новые оттенки. Так, появилось понятие патологических вариантов ДП. Причем, для одних это – такие формы девиантности как суицид, преступность, разные формы наркотизации, сексуальные девиации, к которым относят и проституцию; для других девиантное поведение при психических расстройствах; для третьих - поведенческие девиации, достигающие по силе и тяжести патологического уровня. Не более определенно и мнение о соотношении ДП и делинквентного, асоциального и антисоциального поведения, социальной и психологической дезадаптации (Каган В.Е., 1996). Есть несколько определений социальной нормы. С точки зрения социальной философии, социальная норма – неотъемлемый элемент общественного управления, одно из средств ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением (Васкэ Е.В., 2000). Также «норма социальная» определяется как обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества, основными свойствами которого являются: объективность отражения действительности; однозначность (непротиворечивость); историчность (преемственность); обязательность воспроизводства; относительная устойчивость (стабильность); динамичность (изменчивость); формальная определённость (внешняя завершённость); степень распространённости, обращённость в будущее; оптимальность; возможность её измерения; организующая, регулирующая способность; превентивность; коррекционно - воспитывающая способность (Клейнберг Ю.А., 1997). Усвоение индивидом социальных норм, например, моральных, проходит ряд последовательных стадий. Но при этом может и не быть достигнуто полное соответствие между нормативными позициями личности и требованиями социальных норм. Необходимо учитывать, что нормы в целом относительно стабильны, а жизненные ситуации, опыт личности и т.п., значительно изменчивей и разнообразней. Субъект может быть несогласен с рядом социальных норм в силу своей незаурядности, нешаблонности мышления, одаренности, в силу более высоких требований, которые он предъявляет как к самому себе, так и к обществу. Если социальную норму принять за эталон поступка, то отклонения от этого эталона могут происходить в самых разных направлениях. Поступок может не соответствовать социальной норме по объективным или субъективным признакам, по целям и мотивам, по прямым или косвенным результатам. Социальное отклонение представляет собой систему поступков, линию поведения, образ жизни. Под социальным отклонением можно понимать любое отклоняющееся поведение субъекта, при котором взаимодействуют три группы явлений: социальные нормы, свойства личности, особенности конкретной ситуации. В дисгармонии этих элементов и лежат основные причины отклонений. Одна из основных причин социальных отклонений – несоответствие нормы требованиям жизни, вторая – несоответствие требований жизни интереса данной личности (Васкэ Е.В., 2000). В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе нет единого мнения относительно девиантного поведения несовершеннолетних. Существует целый ряд терминологических определений, близких по смыслу и содержанию, но звучащих по-разному. Наряду с девиантным поведением используется синоним отклоняющееся поведение, а нередко его называют делинквентным, асоциальным, антисоциальным, дезадаптивным, аддиктивным, неадекватным, деструктивным, нестандартным, акцентуированным, психопатичным, саморазрушающим, социально неадаптированным, патологией поведения и т.д.; а самих детей называют детьми группы риска, «трудными» подростками, педагогически запущенными, социально «запущенными», трудновоспитуемыми (Ганишина И.С., 2004). В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают девиантных подростков: · с педагогической запущенностью; · с социальной запущенностью (нравственно испорченных); · с крайней социальной запущенностью (Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский В.К., 1990). С.А.Беличева выделяет три группы девиантных подростков: · глубоко педагогически запущенные подростки; · подростки с аффективными нарушениями; · конфликтные (неуживчивые) (Беличева С.А., 1994). Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы подростков с отклоняющимся поведением: · Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность. · Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее. · Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия. · Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм (Семенюк Л.М., 2005). В зарубежной психологии и криминологии имеются следующие трактовки, например, понятие «девиантное поведение» определяется в психологической науке США и Великобритании чаще всего как«акт нарушения любых социальных норм» (Коэн А., 1966, С.123), как «достижение цели незаконными средствами, которое влечёт за собой изоляцию, тюремное заключение и другие наказания» (В.Фокс, 1980, С. 173-184), как «отклонение от норм, принятых, фактически сложившихся и существующих в обществе» (Смелзер Н.Дж., 1991, С. 116).В понятие «девиантное поведение» вкладывается проявление нарушений в социальной регуляции поведения, дефектность психической саморегуляции. Зарубежные ученые нередко отождествляют девиантное и делинквентное поведение. Отечественные учёныеопределяют девиантное поведение следующим образом: - каксоциальное отклонение от существующих социальных норм, их нарушение (В.Н.Кудрявцев, 1982); - как отклонение от нравственных норм данного общества в случаях отсутствия клинически проявляющейся пограничной патологии (Королев В.В., 1992); - как сложное социальное явление, в котором проявляется одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации, принимаемой в разных ситуациях патогенный, психосоциальный и асоциальный характер (Беличева С.Л., 1994). Л.Б.Шнейдер подразделяет девиантное поведение на две большие категории: 1) Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. 2) Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении (Шнейдер Л.Б., 2005). На основании ключевых положений работ отечественных (А.А.Александров, В.В.Королев, В.Н.Кудрявцев, А.Е.Личко, В.Д.Менделевич, И.А.Невский, В.Ф.Пирожков, В.Г.Степанов) и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки, Р.Фаррингтон) следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности). Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению преступлений предшествует аморальное поведение. Как ни различны виды девиантного поведения, И.С.Кон утверждает, что они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлеченность подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность совершения им и других. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья (Кон И.С., 1989). М.И.Еникеевсчитает девиантное поведение социально неадаптированным и выделяет следующие виды данного поведения: - асоциальное поведение — разновидность отклонений поведения, являющееся нарушением нормального человеческого общения, социальных обязанностей, стандартов поведения, не влекущее за собой уголовной ответственности: пренебрежение к культурным и моральным ценностям, социальная индифферентность, плохое понимание окружающей действительности, субъективизм, низкий уровень самоконтроля; - антисоциальное (преступное) поведение- поведение, которое находится в противоречии с общественной идеологией, политикой и общечеловеческими истинами (Еникеев М.И., 1996). В.Д.Менделевичопределяет девиантное поведение как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющееся в виде несбалансированных психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного или эстетического контроля за своим поведением. Он подразделяет девиантное поведение на: - делинквентное- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние; - аддиктивное— проявляется в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ); - патохарактерологическое - обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания; - психопатологическое - основанное на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлением тех или иных психических расстройств и заболеваний; - отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей - игнорирование реальности (Менделевич В.Д., 2001). А.Е.Личко и Ю.В.Поповсчитают наиболее приемлемым к девиантам термин «саморазрушающее поведение». Имеются также толкования делинквентного поведения как продолжения девиантного (Личко А.Е., Попов Ю.В., 1988). Так, согласно В.К.Андриенко, Ю.В.Гербееву и И.А.Невскому, существуют следующие стадии развития асоциального поведения: - неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство); - порицаемое поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей); - девиантное поведение (нравственно отрицательные явления и проступки); - делинквентное (предпреступное) поведение; - преступное поведение; - деструктивное поведение (Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский В.К., 1990). Психологи США и Великобританиивыделяют следующие симптомы (поступки, совершаемые за период около шести месяцев), по которым можно с полной уверенностью судить, является ли поведение подростка девиантным или нет: 1) частые прогулы школы (безделье); 2) частое «заимствование» у других людей их вещей без разрешения; 3) жульничество в играх с другими людьми или в учебе; 4) побеги из дома, не менее двух раз (не считая побегов как реакцию на физическое или сексуальное насилие); 5) частое инициирование физической борьбы; 6) использование оружия в более чем одной драке; 7) принуждение кого-либо к сексуальным контактам; 8) физическая жестокость с животными или людьми; 9) намеренное уничтожение чужого имущества; 10) добровольные сексуальные контакты, необычно ранние для данной культуры; 11) намеренное провоцирование драки; 12) регулярное употребление табачных изделий, алкоголя и наркотиков или необычайно раннее начало их употребления; 13) частая ложь; 14) проникновение в чужие дома и машины; 15) воровство из дома без нападения в более чем одном случае; 16) воровство с нападением; 17) приобретение хитростью благ: проезд «зайцем» в общественном транспорте, бесплатное проникновение в театр, кино (Kazdin A., 1987). А.Е.Личко выделяет пять форм нарушения поведения: 1) Делинквентное поведение - мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег и т. п. 2) Побеги из дома и бродяжничество. 3) Ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение. 4) Девиации сексуального поведения. 5) Суицидальное поведение (Личко А.Е., 1999). В.В.Ковалев выделяет девять форм отклоняющегося поведения: 1) Уклонение от учебной и трудовой деятельности. 2) Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах. 3) Антиобщественные насильственные действия (агрессия, драки, грабеж, порча и уничтожение имущества). 4) Антиобщественные корыстные действия (мелкие кражи, спекуляция, вымогательство). 5) Антиобщественные действия сексуального характера. 6) Злоупотребление алкоголем. 7) Употребление наркотических и токсических веществ. 8) Уходы из дома и бродяжничество. 9) Азартные игры (Ковалев В.В., 1995). Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделяют: 1) суицидальное поведение — характеризуется повышенным риском самоубийства; 2) конформистское - лишенной индивидуальности, ориентированной исключительно на внешние авторитеты; 3) нарциссическое - чувство собственной грандиозности; 4) фанатическое - слепая приверженность идее, взглядам; 5) аутическое - отгороженность от людей и окружающей действительности (Короленко Ц.П., Донских Т.А., 1990). В.Д.Менделевич определяет следующие клинические формы девиантного поведения: агрессия; аутоагрессия (суицидальное поведение); злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.); аномалии сексуального поведения; безнравственное и аморальное поведение и др. (Менделевич В.Д., 2001). Е.В.Змановская выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: - антисоциальное(делинквентное) - включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, разрушение имущества, поджоги, физическое насилие, торговля наркотиками; - асоциальное(аморальное) - уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, граффити, субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки), агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, гомосексуализм, эксгибиционизм), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество; - аутодеструктивное(саморазрушительное) - суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, виктимное поведение, занятие экстремальными видами спорта (Змановская Е.В., 2004). И.С.Ганишина, проанализировав отечественные и зарубежные источники по проблемам отклоняющегося поведения, выделяет следующие основные формы проявления девиантного поведения подростков: бродяжничество, попрошайничество; тунеядство, нежелание учиться; употребление спиртных напитков; употребление наркотиков; токсикомания; курение; повышенная агрессия, жестокость; раннее начало половой жизни; воровство; хулиганство; участие в криминальных группax; суицидальное поведение; вандализм; наличие судимости, приводы в милицию, пребывание на учете в ИДН (Ганишина И.С., 2004). Педагогический подход к проблемам девиантного поведения подразумевает под этим понятием отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. При медицинском подходе девиантное поведение определяется как отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. Психологический подход трактует девиантное поведение как отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе. В самом общем виде отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Шнейдер Л.Б., 2005). В нашем исследовании мы будем исходить из следующего определения отклоняющегося поведения: девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией (Е.В.Змановская, 2004).
|