Пробы
| Обследуемые функции
| Локализация функции
| Полученные показатели
|
Исследование праксиса
|
Воспроизведение отдельных
кистевых и пальцевых поз
| Кинестетический кистевой
и пальцевый праксис
| Постцентральные (нижнетеменные) зоны мозга
| Балльная оценка кинестетического прак-сиса (от 4 до 1 балла)
|
Воспроизведение серии кистевых и пальцевых поз
| Кинетический (динамический) кистевой и пальцевый праксис
| Премоторная (прецентральная) область левого полушария
| Балльная оценка кинетического праксиса (от 4 до 1 балла)
|
Куб Линка
| Конструктивный праксис
| Темя левого полушария
| Балльная оценка конструктивного праксиса (от 4 до 1 балла)
|
Проба Озерецкого
| Реципрокная координация
| Межполушарные проводящие пути
| Балльная оценка уровня реципрокной координации (от 4 до 1 балла)
|
Цоканье, дутьё
| Кинетический оральный праксис
| Нижнетеменная область левого
| Балльная оценка уровня орального праксиса (от 4 до 1 балла)
|
Исследование гнозиса
|
Узнавание реалистических, перечеркнутых и наложенных предмет-ных изображений
| Зрительный гнозис
| Затылочные доли обоих полушарий
| Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
|
Рисование плана хорошо знакомого пути
| Оптико-пространственный гнозис
| Теменно-затылочная область правого
| Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
|
Исследование речи
|
Импрессивная речь
|
Ситуативный и не ситуативный диалог – ответы на вопросы, выполнение устных инструкций.
| Понимание речи
| Височная доля левого полушария
| Балльная оценка уровня понимания речи (от 4 до 1 балла)
|
Показ редко-употребимых предметов по названиям
| Соотнесение названия с предметом
| Височная область левого полушария
| Балльная оценка номинативной функции речи (от 4 до 1 балла)
|
Экспрессивная речь
|
Оканчивание хорошо известных пословиц, фраз с жестким контекстом, чтение упроченных с детства стихов.
| Автоматизмы порядковой речи
| Спонтанный компенсаторный потенциал мозга в правом полушарии, на подкорковом уровне
| Балльная оценка уровня автоматизмов порядковой речи (от 4 до 1 балла)
|
Повторение слов и фраз
| Повторение
| Премоторная (прецентральная) область левого полушария
| Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
|
Рассказ на заданную тему (по таблицам ТАТ)
| Спонтанная речь в монологе
| Лобные доли. Височная область левого полушария
| Балльная оценка спонтанной монологической речи (от 4 до 1 балла)
|
Спеллинг
| Побуквенный анализ слова
| Лобные доли Височная область левого полушария
| Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
|
Объяснение антонимов
|
Понимание переносного значения слова
|
Лобные доли
| Балльная оценка уровня понимания антонимов (от 4 до 1 балла)
|
Объяснение синонимов
| Балльная оценка уровня понимания синонимов (от 4 до 1 балла)
|
Объяснение метафор
| Балльная оценка уровня понимания метафор (от 4 до 1 балла)
|
Объяснение абстрактных слов
| Балльная оценка уровня понимания абстрактных слов (от 4 до 1 балла)
|
Нейропсихологическое исследование счетных операций
|
Решение простых задач
| Счет
| Лобные доли
| Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
|
Примерные задачи, предлагаемые подросткам в методике «Решение простых задач»: «От карандаша длиной 16 см падает тень на 48 см длиннее карандаша. Во сколько раз тень длиннее карандаша?»; «Одна доярка надоила за день 700 л молока, другая – 595 л. Вторая доярка надоила на 3 бидона меньше, чем первая. Сколько бидонов надоила каждая доярка?»
Степень выраженности выявляемых расстройств оценивается по 4-х балльной шкале (Визель Т.Г., 2005): расстройства отсутствуют (4), легкая (3), средняя (2), грубая (1).