Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности личностной сферы подростков с нарушенным поведением






 

Особенности развития эмоционально-личностной сферы девиантных проводилось с помощью проективных методов MIM (незаконченных предложений), предложенного Ж.Ньюттеном в 1981 г. и адаптированного Натальей Николаевной Толстых в 1988 г., Теста тематической апперцепции и проективной методики «Пиктограмма».

Качественный анализ протоколов «Метода мотивационной индукции» подростков экспериментальной и контрольной группы привел к следующим результатам.

В 75% случаев в высказываниях испытуемых экспериментальной группы зафиксированы проявления высокой агрессии. Причем, в большинстве случаев эта агрессия направлена на насыщенные отрицательным содержанием образы значимых Других. Например, один из подростков заканчивает предложение «Я надеюсь…» следующим образом «Я надеюсь вырубить директора». Другие подростки экспериментальной выборки заканчивают фразы следующим образом «Я хочу убить свою сестру», «Я планирую пусть мой брат-ублюдок сдохнет», «Я стремлюсь уменьшить клюв Кульпиной», «Я мечтаю пусть училка сдохнет», «Я буду очень доволен, если моя сестра умрет», «Я мечтаю убить хохла и поработить мир», «Я хочу стать террористом» и т. п. Для сравнения: в контрольной выборке высокий уровень агрессии в высказываниях MIM встречается всего в 5% случаев, и еще в 10% случаев зафиксирована слабовыраженная агрессия. Типичные высказывания подростков из контрольной группы: «Я надеюсь окончить школу на золотую медаль», «Я планирую стать футболистом», «Я не хотел бы чтобы была война».

В 40% случаев в протоколах MIM подростков с нарушениями поведения встречается высокий уровень аутоагрессии, вплоть до суицидальных тенденций (для сравнения: в контрольной выборке только в 10% случаев встречаются слабовыраженные аутоагрессивные - депрессивные - тенденции). Вот наиболее часто встречающиеся высказывания подростков экспериментальной группы: «Я хочу умереть», «Я не хотел бы рождаться», «Я стремлюсь к моргу».

В протоколах подростков контрольной группы в 90% случаев встречается высокая учебная мотивация: «Я планирую хорошо учиться», «Я не хотел бы быть плохим учеником», «Я буду очень доволен если буду лучше учиться», «Я хочу быть образованной», «Я стремлюсь к золотой медали». В то же время высокая учебная мотивация у девиантных подростков встречается только в 10% случаев. В 30% случаев учебная мотивация в экспериментальной группе отсутствует, в 40% протоколов зафиксировано крайне отрицательное отношение к учебе: «Я буду очень доволен если школу взорвут», «Я планирую что не буду ходить в школу», «Я не хочу учиться».

В большинстве случаев протоколы испытуемых контрольной группы свидетельствуют о долгосрочных и реалистичных планах на будущее: «Я намереваюсь завести семью», «Я не хотел бы провалиться на экзаменах в институт», «Я хочу двоих детей», «Я стремлюсь работать в туристическом агентстве». В отличие от этого планы на будущее девиантных подростков сиюминутны, часто носят антисоциальный характер, свидетельствуют о превалировании аутистического мышления над реалистическим: «Я стремлюсь нажраться». «Я хочу набухаться, накуриться», «Я имею определенное намерение пукнуть», «Я хочу покурить травы». Если планы на будущее связаны с образами значимых Других, в том числе и «кумирами» - персонажами кинофильмов, шоу-звездами – они манифестируют примитивной сексуальной агрессией, неадекватны, свидетельствуют о глубокой некритичности девиантных подростков, как мальчиков, так и девочек: «Я мечтаю переспать с Сергеем Безруковым», «Я имею определенное намерение очаровать Сергея Безрукова», «Я хочу трахнуть Памелу Андерсон», «У меня есть большое желание трахнуть сучку-Светку во все места», «Я хотел бы отыметь психолога». Проявления агрессивной гиперсексуальности встречаются в протоколах девиантных подростков в 60% случаев, в высказываниях подростков контрольной группы – только в 5% случаев.

Если же планы на будущее девиантных подростков долгосрочны, они абсолютно нереалистичны. Так, второгодник, практически не посещающий школу, мечтает «стать юристом». Другой испытуемый экспериментальной группы хочет «купить кадиллак». Подростки хотят быть похожими на своих сверстников, исполняющих роли «отрицательных лидеров. Так, один из подростков пишет «Моя заветная мечта стать правой рукой Е-ва». Шестнадцатилетний Егор Е-в возглавляет антиобщественную группировку старших подростков в Павловской средней школе Московской области, состоит на учете в ИДН, замечен в распространении наркотиков. Другая девочка пишет «Я гоню от себя мысли о том, что не буду зарабатывать как Я-ва». Надя Я-ва – «подруга» Егора Е-ва, занимающаяся проституцией, и неоднократно задерживавшаяся за это милицией «на месте преступления».

В протоколах девиантных подростков встречается большое количество высказываний, свидетельствующих о страхах и высоком уровне тревожности. На первом месте стоит страх болезней (преимущественно, венерических) и смерти; затем – страх одиночества и сексуальной неполноценности («я боюсь, что я импотент», «я боюсь, что стану геем»). Кстати, это последнее высказывание – в протоколе 16-летнего Андрея К-ва (школа № 660 г. Москвы), который регулярно алкоголизируется с 11 лет, курит с 9 лет. Абсолютно некритичен к последствиям своих поступков, крайне агрессивен. Грубит преподавателям, нецензурно ругается, злопамятен. Неоднократно госпитализировался в детские психиатрические клиники с диагнозом F 92 «Смешанное расстройства поведения и эмоций».

Приведем наиболее яркие примеры протоколов MIM, свидетельствующих о серьезных нарушениях личностного развития девиантных подростков. (Мы оставляем без коррекции орфографические и грамматические ошибки, исключая только нецензурную лексику).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал