Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия неандертальцев






Религия настолько органично присутствует в жизни современного человека, что создается впечатление, будто она сопровождает человечество на протяжении всей истории его существования и развития. Но эта точка зрения является ошибочной, поскольку сохранившиеся до наших дней археологические данные позволяют зафиксировать примерное время возникновения еще примитивных, но уже религиозных обрядов. Впервые наличие подобных обрядов обнаруживается у Homo sapiens neandertalis (Человек разумный неандертальский), которого в обыденной речи часто называют просто неандертальцем. Этот подвид человечества стал тупиковой ветвью развития, а его исчезновение приблизительно 40 тыс. лет назад многие исследователи объясняют как раз деятельностью предков современного человека. В рамках истории религии неандерталец служит объектом пристального исследования, поскольку именно к нему археологические данные позволяют отнести первые известные нам проявления религиозных чувств. Как же способствовали возникновению религии те природные и социальные условия, в которых существовал неандерталец?

Обитали неандертальцы небольшими группами по 30–40 человек, занимались собирательством и охотой, вели кочевой образ жизни, но кочевали по достаточно ограниченной территории в поисках наиболее плодородных полей и богатых дичью лесных или лесостепных угодий. Знаменитые пещеры на юге Франции, в которых была впервые обнаружена наскальная живопись, позволяют с полной достоверностью утверждать, что посещались эти места и дополнялись свежими рисунками на протяжении многих поколений людей, которые явно принадлежали к одному или нескольким родственным племенам. Во главе каждой такой группы стоял вождь, который имел весьма ограниченные функции, чаще всего касающиеся охоты, поэтому в обыденной жизни племени его роль была невелика. Периодически случались столкновения с соседними племенами, что приводило к гибели в схватке или ранениям, которые в тяжелых условиях первобытной жизни оборачивались той же самой гибелью, только более мучительной. Смерть сопровождала неандертальца по пятам, да и продолжительность его жизни была невелика: большинство сохранившихся до наших дней черепов неандертальцев принадлежит 30—40-летним людям, а многие заканчивали свою жизнь и еще раньше – смерть в детском и юношеском возрасте была обычным событием.

Историкам бывает сложно реконструировать мышление человека, чья жизнь отделена от сегодняшних дней несколькими сотнями лет. Что же можно сказать о мышлении неандертальца, существование которого оказалось отделено настолько большим временным барьером, что выпало из исторической памяти человека современного типа на много тысячелетий? Судить о тех процессах, которые протекали в голове у неандертальца, мы можем по немногочисленным свидетельствам, сохранившимся до наших дней, причем надо учитывать, что такая реконструкция в любом случае является гипотетической. Итак, свидетельствами существования зачатков религии уже в эпоху неандертальцев являются:

1) наличие определенного похоронного обряда. Возможно, первичной функцией похорон являлась чисто утилитарная забота о гигиене местообитания, однако такая забота не была обязательной в случае кочующих племен, поэтому сохранившиеся погребения позволяют достоверно утверждать, что первобытный человек заботился о покойнике. Разумеется, на основании археологических данных восстановить погребальный обряд не представляется возможным, но сохранившиеся следы позволяют утверждать, что умершего хоронили в определенной позе (как правило, лицом на восток – навстречу поднимающемуся Солнцу), а место погребения посыпали красной охрой. Особое отношение к мертвым проявлялось в том, что первобытный человек верил в сохранение некой формы жизни после смерти, боялся вреда со стороны умерших членов племени и стремился этого не допустить с помощью проведения обрядов;

2) ритуальные наскальные изображения. На протяжении XX в. было обнаружено несколько подобных пещер, самой знаменитой из которых является пещера Ласко в Южной Франции. Первоначально исследователи предположили, что изображения животных и людей не несли дополнительной смысловой нагрузки, а являлись прообразом возникновения искусства. Но многочисленные насечки и углубления на рисунках животных позволили реконструировать тот обряд, который совершался в подобных пещерах и сохранился практически в неизменном виде до наших дней у аборигенов Австралии. Непосредственно перед охотой мужчины первобытного племени «разыгрывали» свои последующие действия, поражая нарисованных животных и тем самым обеспечивая себе удачу в настоящей охоте. Очевидно, в тех же пещерах происходили и примитивные обряды инициации (посвящения), которые должны были приобщить юношей к взрослой жизни. Только после совершения такого обряда эти юноши могли считаться взрослыми людьми, их биологический возраст имел к возрасту социальному лишь опосредованное отношение.

Несмотря на то что неандертальцы не являются прямыми предками человека, сходство зачатков их религиозных воззрений с обрядами и мифами первобытных племен Человека разумного несомненно. Из этих примитивных форм выросло все многообразие религиозных проявлений, которые существовали у первобытного человека и в дальнейшем оказались объединены в рамках уже сложившихся религий. В частности, некоторые черты первоначальных религиозных форм оказались сохранены у жителей Экваториальной Африки и аборигенов Австралии. Однако религиозность в примитивных обществах сводилась не только к выполняемым обрядам и ритуалам, но и к словесному сопровождению этих ритуалов – мифам.

У современного человека миф до сих пор выступает синонимом чего-то несбыточного и волшебного, реально не существующего. Эта точка зрения была впервые сформулирована философами эпохи Просвещения, создавшими культ науки, базирующейся на рациональности, с позиций которой сохранившиеся остатки древнегреческой мифологии, дошедшие большей частью в вольном пересказе античных авторов, являлись не заслуживающими доверия баснями и сказками. Знаменитый русский филолог В.Я. Пропп (1895–1970) в своей работе «Исторические корни волшебной сказки» рассматривает соотношение сказки и мифа и приходит к выводу, что сказкой является только миф, утративший свою функцию, т. е. переставший служить словесным сопровождением какого-либо ритуала или объяснять установленный социальный порядок. В примитивном обществе миф своей функции не теряет, он тесно связан с религиозными представлениями и ритуалами. Применительно к религиям Древнего мира сложно говорить о разработке стройных теологических (богословских) учений, поскольку основная часть религиозных воззрений, особенно распространенных в низших слоях населения, продолжала существовать в виде мифов. Мифы рассказывались родителями своим детям и так передавались от поколения к поколению. Чем дальше удалялись мифы от тех уходящих в прошлое обрядов, которые их когда-то породили, тем более несуразными и преувеличенными деталями постепенно они насыщались, превращаясь из формы религиозного чувства в развлекательный рассказ.

В наиболее кратком, но полном виде специфика первобытной мифологии представлена у американского исследователя первобытной религии и мифологии Самуэля Хука. Он выделяет следующие типы мифов:

1) обрядовый миф – вероятно, наиболее древняя форма мифа, родившаяся из словесного сопровождения ритуала и призванная объяснить непосвященным основные моменты происходящего действа. Первоначально ритуал сопровождался песнопениями и заклинаниями, которые позволяли усилить влияние выполняемых действий, имея призывающий или повелевающий характер. Постепенно отдельные выклики и магические формулы приобретали характер связного рассказа, комментирующего каждый шаг совершающегося обряда;

2) культовый миф. Он является разновидностью мифа обрядового, но связан с более развитой формой религиозного мышления, при котором рассказывание мифа не сопровождает ритуал, а служит способом пробуждения религиозных чувств в момент отмечания какого-либо праздника, имеющего сакральное значение. Культовый миф сохраняет историю племени или государственного образования, привязывая ее к определенной религии или культу отдельного божества;

3) этиологический миф (миф происхождения) – сравнительно поздний вариант мифа, получающий развитие в обществе, уже утратившем непосредственную связь с ритуальными практиками и пытающемся оправдать существование ритуала с помощью псевдоисторического или религиозного объяснения. Например, египетский миф об Осирисе и Изиде, вступающим в брак, несмотря на существующую между ними кровнородственную связь, является попыткой оправдать существование старинного обычая, согласно которому египетские фараоны брали в жены своих сестер;

4) эсхатологический миф (миф о конце света). Зарождение этого типа мифов обыкновенно связывается с иудаизмом, но содержатся религиозные взгляды о конце света уже в вавилонских мифах. Если в примитивном обществе господствует циклическое представление о протекании времени (это связано с тесной зависимостью первобытного человека от природы, подчиняющейся циклической смене времен года), то эсхатологический миф служит проявлением уже несколько иного отношения к времени – линейного. Линейное время, в отличие от циклического, не замыкается в круг и имеет четкую точку начала и, естественно, точку конца, к которому следует готовиться заранее. Именно этот миф лег в основу иудаизма, а впоследствии и христианства;

5) миф престижа. Он служит обычным для примитивных обществ способом подчеркнуть превосходство своего рода, племени или города над остальными путем приписывания божественного вмешательства в рождение героя или создание государства. Так, жители Афин всегда с гордостью подчеркивали, что их город носит свое название в честь богини Афины, явившейся его основательницей и распространяющей на этот город свою божественную защиту.

24. КУЛЬТУРА ВОРОНКОВИДНЫХ КУБКОВ И ШАРОВИДНЫХ АМФОР. Культура воронковидных кубков, КВК - мегалитическая культура (4000 — 2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита.

Происхождение

Воронковидный кубок

В рамках гипотезы М. Гимбутас рассматривалась как староевропейская; согласно другой точке зрения, представляла собой гибрид первой волны индоевропейских завоевателей с носителями предыдущей культуры Эртебёлле.

Поселения

Культуру воронковидных кубков (КВК) характеризуют укрепленные поселения до 25 га. В основном они локализованы на побережье близ селений ранее существовавших культур Эртебёлле и Нёствет-Лихульт. Состоят из домов, построенных из глинобетона, размером примерно 12 х 6 м, рассчитанных на одну семью.

Сооружения возводили вокруг монументального погребения, находящегося в центре поселения. Погребения разнообразны: в простых земляных могилах, дольменах (рёсе), коридорообразных гробницах, в курганах, но ингумация преобладала. Самые древние могилы представляли собой камеру из дерева внутри длинного могильного холма, которую сверху закрывали кучей земли, а вход заваливали камнем. По сравнению со сходными мегалитическими сооружениями Ирландии, Франции и Португалии погребения TRB возникли поздно и, по-видимому, представляют собой традицию, привнесенную откуда-то с запада. Предполагают, что они не были предназначены для всех носителей культуры, и в них помещали только тела элиты общества. В могилы также помещали керамику, вероятно, с пищей, и изделия из камня. Такие же изделия находят в реках и озёрах близ поселений TRB, и практически все 10 тыс. топоров этой культуры, найденных в Швеции, были утоплены в водоемах.

Кроме могил возводили большие культовые центры, окруженные палисадом, рвами и валами. Самый большой из них, территория которого занимала 85 000 m², найден на острове Фюн. Считают, что на его сооружение было потрачено 8000 человекодней. Площадь другого, расположенного близ города Лунд, — 30 000 m².

Артефакты

Культура получила название из-за характерной формы керамики: стаканов и амфор с верхушкой в виде воронки, по-видимому, предназначенных для питья. На одной из них имеется древнейшее изображение колесной повозки (четыре колеса на двух осях), возраст которого — ок. 6 тыс. лет. Каменные боевые топоры по форме напоминают распространенные в то время в Центральной Европе топоры из меди. Известен плуг.

Артефакты культуры КВК (TRB)

Боевой топор, найденный в провинции Даларна, Швеция.

Боевой топор, найденный в провинции Сконе, Швеция.

Кремневое топорище, найденное в провинции Нерке, Швеция.

Кремневое топорище, найденное в провинции Сконе, Швеция.

Воронковидный кубок, найденный в провинции Сконе, Швеция.

Хозяйство

Разводили овец, коз, свиней, крупный рогатый скот, но не пренебрегали также охотой и рыболовством. На небольших полях высевали пшеницу и ячмень. Из-за истощения почвы часто переселялись с места на место, но на небольшие расстояния, оставаясь в одном и том же регионе. В районе Мальмё занимались горным делом, добывая в шахтах кремень и обменивая его на продукты других культур Швеции. Импортировали изделия из меди, особенно ножи и топоры, из Центральной Европы.

География и генетические связи

Ареал КВК на юге достигал Чехии, на западе — Нидерландов, на севере шведского города Уппсала, на востоке — устья Вислы.

В центре этого региона предшественницей КВК была субнеолитическая культура Эртебёлле, которую она полностью заместила. Происхождение КВК остается предметом дискуссий. Неясно, является ли КВК результатом окончательной неолитизации местной культуры, или она возникла в результате иммиграции какого-то пришлого населения. Современное население южной Скандинавии наряду с генетическими маркерами автохтонного населения имеет гены иммигрантов с юга и востока. В частности, вместе с культурой TRB у местного населения появились гены, позволяющие взрослым переваривать лактозу.

В начале III тысячелетия до н. э. КВК в течение всего двух поколений была замещена культурой боевых топоров. Быстрота перемен и предварительное наличие смешанных погребений предполагают внутренние подготовительные изменения КВК, возможно, связанные с проникновением индоевропейского населения из степей юго-востока Европы.

Баальбергская культура на территории Германии рассматривается либо как локальный вариант КВК, либо (среди сторонников неиндоевропейского происхождения КВК) как связанная с индоевропейскими вторженцами.

Культура шаровидных амфор — археологическая культура, существовавшая в период около 3400-2800 гг. до н. э. Занимала большинство территории прежней культуры воронковидных кубков, а в центральной части делила территорию с культурой шнуровой керамики. На юге и западе соседствовала с баденской культурой, на северо-востоке с нарвской культурой. Название предложил археолог Густаф Коссинна в связи с характерной керамикой, шаровидными сосудами с 2-4 ручками.

Распространение

Наиболее ранние поселения найдены на территории Беларуси. Культура локализуется от бассейна Эльбы на западе до Вислы на востоке, распространяется на юг до середины Днестра и на восток до Днепра. Шаровидные амфоры, как заимствование соседними культурами, встречаются на гораздо более широкой территории, достигая Осетии. К западу от Эльбы несколько шаровидных амфор найдено в мегалитических погребениях. Находки, связанные с культурой шаровидных амфор, в степной зоне Украины и России, обычно связываются с поздним этапом её распространения около 2950—2350 гг. до н. э. из центра в Волыни и Подолии.

Хозяйство

Экономика была основана на выращивании различных животных, причём на ранней стадии преобладали свиньи, в отличие от культуры воронковидных кубков, отдававшей предпочтение крупному рогатому скоту. Поселения — редкие, удалённые друг от друга, и обычно в них обнаруживаются только фундаментные ямы. Более-менее идентифицируемые останки домов до сих пор не обнаружены. Предполагается, что некоторые из поселений были населены не круглый год, или были временными.

Погребения

В основном культура известна по погребениям. Погребения происходили путём положения трупа в саркофаг или в колодец. Сохранилось большое количество погребальных даров, включая части животных (например, челюсть свиньи) или даже целых животных, например, быков. Среди погребальных даров наблюдаются и типичные для данной культуры шаровидные амфоры и каменные топоры. Имеются также погребения скота, нередко парами, в сопровождении погребальных даров. Кроме того, данная культура совершала подзахоронения в построенные носителями предшествующей культуры воронковидных кубков мегалитические гробницы.

Интерпретация

Помещение в могилы животных М. Гимбутас рассматривает как устойчивый культурный элемент, полученный от носителей Майкопской культуры. Практика сати, наличие которого предполагала Гимбутас, также рассматривается как очень устойчивый культурный элемент. Сторонники Гимбутас и её курганной гипотезы указывают на эту отличительную погребальную практику и считают, что данная культура представляет собой вторую волную миграции в Европу индоевропейцев.

В советской и польской археологии ещё в середине XX в. считалось, что племена шаpовых амфоp были пpедками не только славян, но и геpманцев и балтийцев без каких-либо заметных внyтpенних гpаниц междy ними. В настоящее время эта точка зрения считается устаревшей, а культура шаровидных амфор ассоциируется скорее с одной из групп «кентумных» языков (кельты, италики, венеты или иллирийцы).

25. ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА. Трипольская культура (рум. Cultura Cucuteni, укр. Трипільська культура, Кукутені культура) — энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы ямной культуры.

История открытия

Культура носила название «Кукутень» по названию села в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и теракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года.

Исследования памятников, позднее отнесённых к трипольской культуре, имели место на Западной Украине в 70-е годы ХІХ в. Археолог Викентий Хвойка открыл первое трипольское поселение на территории Российской Империи в 1893—94 гг. в Киеве по ул. Кирилловской, 55 (ныне ул. Фрунзе). Он презентовал свои находки в августе 1899 года на ХІ археологическом съезде в Киеве. В 1896—1897 годах несколько поселений с материалами, подобными киевским находкам, Хвойкою были найдены в окрестностях села Триполье Киевского повета (ныне село Триполье Обуховского района Киевской области). В Галиции в XIX — до 1939 г. ее именовали «культурой мальованой (расписной) керамики», «галицкой расписной керамики», «украинской расписной керамики». В советских, российских, украинских, молдавских и др. публикациях для памятников с территории Украины и Молдавии распространено название «Трипольская культура». В последние десятилетия для обозначения археологических памятников на территории Молдовы местные и румынские исследователи используют термин «культура Кукутень».

Со временем стало понятно, что археологическая культура Кукутень на территории Румынии, «расписной керамики» на территории Австро-Венгерской монархии и Трипольская культура на территории Российской Империи относятся к одному и тому же культурному комплексу.

Ареал распространения

Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии. Трипольская культура — энеолитическая (медно-каменный век).

Происхождение и связь с другими культурами

Трипольская культура была генетически связана с энеолитическими культурами Балкано-Дунайского региона, среди которых особая роль принадлежала носителям культур Боян, старчево-кришской, линейно-ленточной керамики, Винча, Тисаполгар.

" Трипольская культура возникла благодаря смешению населения неолитических земледельческих культур балкано-карпатского региона: Криш, Линейно-ленточной, Боян, Хаманджия, Петрешть"

Основные отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство. Л. Л. Зализняк и ряд других исследователей трипольской культуры связывают её с волной мигрантов из неолитической Анатолии.

Периодизация

По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:

Ранний этап (Триполье A) — средина V – вторая половина IV тысячелетия до н.э. Жилища — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные креслица, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).

Средний этап (Триполье B – Триполье C1) — средина IV тысячелетия до н. э. – 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных раковин или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.

Поздний этап (Триполье C2) — 3150 – 2650 до н.э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных раковин с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.

Хозяйство

Начало и большая часть времени существования трипольской культуры совпадает по времени в климатическом отношении с мягким, теплыми влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надежный семенной фонд.

Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.

Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных), свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры. В отличие от региона степной Андроновской культуры, базирующейся на распространении влияния культуры северного причерноморья (ямная, скифов, сарматов, ариев, трипольцев), трипольцы имели преимущества в одомашнивании лошади с ранним одомашниванием предваряя на 1, 5-2 тыс. лет молочным товарным производством молока и стойловым содержанием животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы. Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь — получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания. Это подтверждается применением в пищу взрослых животных, в отличие от охоты, когда в кухонных остатках встречаются кости молодняка.

Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собиранием. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские поселки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причем отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров.

Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.

Поселения

Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали так же и верховные вожди союзов племён.

Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянки — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.

Культура и духовная жизнь

Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини (см. Старая Европа), священным животным была собака, важным предметом культа были глиняные монокли, бинокли и тринокли.

28. СРУБНАЯ КИО. Сру́ бная культу́ рно-истори́ ческая о́ бщность — этнокультурное объединение эпохи поздней бронзы (XVIII—XII, по другим оценкам, XVI—XII веков до нашей эры), распространённое в степной и лесостепной полосе Восточной Европы между Днепром и Уралом, с отдельными памятниками в Западной Сибири и на Северном Кавказе. Была изначально выделена как культура в 1901—1903 годах российским археологом В. А. Городцовым, но в 1970-х годах Н. Я. Мерперт и Е. Н. Черных обратили внимание на локальные различия внутри культуры и ввели в научный оборот понятие «срубная культурно-историческая общность». Представлена памятниками покровской (XVIII—XV века до нашей эры) и бережновско-маёвской (XVII—XII века до нашей эры) срубных культур, представляющими собой поселения, некрополи, мастерские, рудники, клады и единичные находки. Жилища — землянки, полуземлянки и наземные. Некрополи представлены курганными и грунтовыми могильниками. В курганной стратиграфии срубные погребения занимают верхнее положение по отношению к могилам ямной и катакомбной общностей. Обряд предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны также случаи кремации. Погребальный инвентарь представлен острорёберными и баночными сосудами, реже — изделиями из металла. Изменение климатических условий, истощение природных ресурсов и перенаселение привели к резкому сокращению численности населения и культурной трансформации племён срубной общности.

История исследования

Василий Алексеевич Городцов (первооткрыватель срубной культуры)

Первооткрывателем срубной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил своё внимание на скорченные погребения в деревянных рамах — срубах. В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения выделенная им культура получила название срубной.

Концепцию происхождения культуры от полтавкинских памятников Заволжья и миграции её на позднем этапе разработала в середине 50-х годов XX века О. А. Кривцова-Граков. В 70-х годах Н. Я. Мерперт и Е. Н. Черных обратили своё внимание на локальные различия внутри срубной культуры, но выделение отдельных локальных вариантов или культур, по их мнению, на тот момент было проблематичным.

Позднее, в ходе научных исследований, ряд исследователей обратил своё внимание на антропологические, хронологические и культурные различия степных и лесостепных памятников, что подтвердило гипотезу о локальных различиях в среде срубной культуры. Н. Я. Мерпертом и Е. Н. Черныхом в научный оборот вводится понятие «срубной культурно-исторической общности», что отражает её культурную неоднородность. В середине 70-х годов Н. К. Качалова по материалам Нижней Волги выделила бережновский тип памятников, а И. Ф. Ковалёва по материалам Маёвского могильника (г. Днепропетровск) — маёвский тип памятников. В 90-х годах Н. М. Малов и О. В. Кузьмина на основе материалов Покровского могильника выделяют отдельную покровскую культуру.

Общие черты погребального обряда бережновского и маёвского типов памятников позволили В. В. Отрощенко объединить оба типа в отдельную бережновско-маёвскую культуру в составе срубной культурно-исторической общности эпохи поздней бронзы. В это же время он разработал и концепцию развития срубной культурно-исторической общности от синташтинской, доно-волжской абашевской, бабинской культур и памятников потаповского типа Среднего Поволжья в процессе их этнокультурных взаимодействий. Ю. М. Бровендер выделил в среде бережновско-маёвской срубной культуры степановский тип памятников. Таким образом, в среде срубной культурно-исторической общности эпохи поздней бронзы выделяют покровскую и бережновско-маёвскую срубные культуры и степановский тип памятников, что отражает её культурную неоднородность и особенности формирования.

Происхождение срубной общностиВопрос происхождения срубной культуры

По вопросу о происхождении срубной общности в научной среде не наблюдается единства. Существуют три основные точки зрения:

Срубная культура носит автохтонный характер, она сформировалась на базе более ранних культур Северного Причерноморья (Н. Н. Чередниченко);

Срубная культура сформировалась в Нижнем Поволжье, откуда её носители мигрировали на запад (О. А. Кривцова-Гракова);

Область формирования срубной культуры — запад Сибири, а её первые носители родственны андроновцам, впоследствии они откочевали на запад от Урала (В. В. Отрощенко).

Проблема происхождения срубной культуры (позднее срубной культурно-исторической общности) была поставлена ещё В. А. Городцовым в 1907 году, почти сразу после открытия на Северском Донце подкурганных захоронений в срубах. Исследователь сформировал миграционную концепцию происхождения, которая была окончательно оформлена в середине 50-х годов XX века О. А. Кривцовой-Граковой. Исследовательница считала, что срубная культура сформировалась в Поволжье на основе полтавкинской культуры среднего бронзового века. Одним из вариантов этой гипотезы является концепция волго-уральского культурогенеза В. С. Бочкарева.

Миграционная теория не получила абсолютной поддержки в научном сообществе. Н. Н. Чередниченко высказался за автохтонное происхождение срубной культуры. По его мнению, все локальные варианты срубной культуры синхронны, и единого центра происхождения культуры не было, а формирование каждого варианта следует объяснять, исходя из специфики местной археологической ситуации.

В. В. Отрощенко разработал в 90-х годах концепцию развития срубной культурно-исторической общности от синташтинской, доно-волжской абашевской, бабинской культур и памятников потаповского типа Среднего Поволжья в процессе их этнокультурных взаимодействий. В соответствии с ней исследователь выделил в среде общности покровскую и бережновско-маёвскую срубные культуры, которые сложились, по его мнению, на разной основе. Покровская срубная культура складывается в лесостепном междуречье Дона и Волги вследствие политических и культурных влияний носителей синташтинской культуры на позднеабашевское население, откуда и распространяется в другие регионы.

Протобережновские памятники распространены в Нижнем Поволжье, где, по мнению исследователя, на позднекатакомбное население наслаивается пришлый с востока новокумакский этнический компонент. Позднее племена покровской срубной культуры продвигаются на Левобережье Северского Донца, где полностью ассимилируются носителями бабинской культуры. В результате ассимиляции покровского населения бабинскими племенами формируется бережновско-маёвская срубная культура.

Покровская срубная культура

Покровская срубная культура (XVIII—XV века до нашей эры) распространена в степной и лесостепной полосе от Северского Донца до Волги. Отдельные памятники представлены на Урале. Эпонимным памятником является Покровский могильник в саратовском Поволжье, который был исследован П. С. Рыковым в 20-х годах XX века у г. Покровск (ныне — Энгельс). Выделена в начале 90-х годов Н. М. Маловым и О. В. Кузьминой как покровская культура. Сформировалась на базе доно-волжской абашевской культуры при непосредственном влиянии синташтинской и памятников потаповского типа Среднего Поволжья. Памятники представлены поселениями, могильниками, кладами, рудниками, мастерскими и случайными находками. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на небольших возвышениях. Наиболее изученные поселения — Усово озеро, Мосоловка, Капитаново, Янохино, Рубцы и Проказино.

Жилища — наземные, землянки и полуземлянки каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, бревен, редко — камня. В больших постройках жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов, ямы, иногда колодец. Погребальные памятники представлены курганными и грунтовыми могильниками. Размещаются преимущественно на террасах или возвышенностях по берегам рек, реже — на водоразделах. Курганные могильники покровской культуры включают небольшое количество насыпей — от 2 до 15. Одиночные курганы и огромные некрополи являются редкостью.

Курганная насыпь возводилась после совершения последнего захоронения. Количество погребений в кургане варьирует от 1 до 100. Усопших хоронили в подпрямоугольных ямах, иногда в срубах в скорченном положении на левом боку, в позе адорации, головой на север. В качестве погребального инвентаря выступают сосуды, реже — оружие и украшения. В могилах также фиксируются кости животных — остатки мясной пищи. Наиболее изученные могильники — Покровский, Староябалаклинский и Новопавловский[30]. Керамический комплекс культуры представлен преимущественно острорёберными горшками с геометрическим орнаментом. Орудия труда и оружие из камня представлены разнообразными топорами и булавами, наконечниками стрел, скрёблами, молотами, ножами, наковальнями, рудотёрками и абразивами. Известны и украшения — фаянсовые бусины, желобчатые височные подвески и браслеты. Широко распространены изделия из кости: псалии, шилья, лощила, проколки, иглы, спицы, наконечники стрел. Орудия из металла представлены топорами, серпами, тёслами и долотами, проколками, черенковыми ножами с широким ромбическим перекрестием и кинжалами с прилитой рукоятью. Распространены и украшения из бронзы, сурьмы и золота: кольца, височные серьги, бляшки и браслеты. Основу хозяйства носителей покровской культуры составляло стойловое и отгонное скотоводство. Население покровской срубной культуры в этническом плане представляет индоиранскую этническую группу и имело определённые признаки индоарийского этноса на раннем этапе её развития.

Бережновско-маёвская срубная культура

Бережновско-маёвская срубная культура (XVII—XII века до нашей эры) распространена в степной и лесостепной полосе от Ингульца до Волги. Эпонимными памятниками являются Бережновский курганный могильник в Поволжье и Маёвский могильник у г. Днепропетровск. В 70-х годах ХХ века Н. К. Качаловой был выделен бережновский тип памятников, а И. Ф. Ковалёвой — маёвский. Общие черты погребального обряда позволили В. В. Отрощенко объединить оба типа в отдельную бережновско-маёвскую культуру в составе срубной культурно-исторической общности. Ю. М. Бровендер выделяет в её среде степановский тип памятников. Сформировалась на базе бабинской и покровской срубной культур. Памятники представлены поселениями, курганными и грунтовыми могильниками, рудниками, мастерскими, кладами и случайными находками. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на небольших возвышениях. Жилища представлены землянками, полуземлянками и наземными постройками с каменными основаниями стен. Для отопления жилищ использовали очаги.

Погребальные памятники представлены курганными и грунтовыми могильниками. Курганные некрополи размещаются преимущественно на террасах или возвышенностях по берегам рек, реже — на водоразделах. Включают небольшое количество насыпей, как правило, с несколькими досыпками. Практиковалось сооружение длинных курганов. Усопших хоронили преимущественно в подпрямоугольных ямах, иногда каменных ящиках, в срубах в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Известны также и кремации. Грунтовые могильники бережновско-маёвской культуры размещаются преимущественно на краях коренных берегов, первых надпойменных террасах и на небольших природных возвышенностях в пойме — в непосредственной близости от рек и синхронных им поселений. Погребения представлены ингумациями и кремациями. Захоронения по обряду ингумации совершались в подпрямоугольных ямах и каменных ящиках. Погребений в срубах на территории грунтовых могильников не зафиксировано. Усопшие располагались в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Кремации представлены погребениями в сосудах-урнах и в небольших грунтовых ямках. В качестве погребального инвентаря выступают сосуды, реже встречаются изделия из металла.

Керамика представлена баночными, горшковидными и острорёберными сосудами с геометрическим орнаментом в виде горизонтальных и наклонных линий, каннелюров, зигзагов, ёлочек и прочих геометрических фигур. Иногда на сосудах, преимущественно в их верхней части, встречаются шнуровой орнамент и разнообразные знаки в виде крестов, солярных знаков, прямоугольников, схематических антропоморфных и зооморфных изображений. Ряд исследователей видит в них примитивное пиктографическое письмо. Содержание этих знаков пока не расшифровано. В погребениях встречается также и деревянная культовая посуда, порой с бронзовыми оковками. Орудия труда и оружие из камня представлены разнообразными топорами и булавами, скреблами, молотами, ножами, наковальнями, рудотёрками и абразивами. Широко распространены изделия из кости: псалии, шилья, лощила, проколки, иглы, спицы, наконечники стрел. Орудия из металла представлены топорами, серпами, тёслами и долотами, проколками, иглами, черенковыми ножами с выделенным перекрестьем и кинжалами с кольцевым упором.

Распространены и украшения из металла: кольца, височные серьги, подвески из проволоки. Основу хозяйства составляло стойловое и отгонное скотоводство, которое дополняло земледелие. В этническом плане носители бережновско-маёвской культуры представляют ираноязычную группу индоевропейской языковой семьи. В последнее время активно ведется научная дискуссия относительно верхнего хронологического предела срубной культурно-исторической общности. Некоторые исследователи продлевают её время существования вплоть до IX—VIII веков до нашей эры.

Тип хозяйства

Тип хозяйства носителей срубной культурно-исторической общности базировался преимущественно на стойловом и отгонном скотоводстве, которое у населения бережновско-маёвской срубной культуры частично дополняло земледелие. В Днепро-Донецком междуречье обнаружены единичные зёрна культурных злаков, что свидетельствует о наличии пойменного земледелия в хозяйстве срубных племён. В предкавказских и прикаспийских степях и полупустынях, возможно, практиковалось полукочевое скотоводство. Тем не менее, основой хозяйства оседлого срубного населения эпохи поздней бронзы являлось стойловое и отгонное скотоводство.

Приоритетным являлось разведение крупного рогатого скота, меньший процент в стаде составляли лошади. Важную роль в хозяйстве населения срубной культурно-исторической общности занимало горно-металлургическое производство, которое базировалось на медистых песчаниках Приуралья (Каргалинское месторождение) и Донецкого кряжа (Бахмутское месторождение), использовались и рудопроявления Среднего Поволжья. Базовое производство изделий из металла преимущественно располагалось в нескольких посёлках металлургов-литейщиков — Усово озеро (Подонечье), Мосоловка (Подонье), Липовый Овраг (Среднее Поволжье), Горный 1 (Приуралье).

Орудия, необходимые для металлообработки, представлены топорами, молотами, молотками, рудотёрками, плоскими и желобчатыми тёслами и долотами, черенковыми ножами «срубного» типа и кинжалами. В позднесрубное время срубные кузнецы овладевают секретом получения кричного железа, из которого отковываются первые немногочисленные изделия, преимущественно небольших размеров и слабые по качеству изготовления. Встречаются украшения из золота.

Этническая принадлежность

Отсутствие письменных источников значительно осложняет решение вопроса об этнической принадлежности племён срубной культурно-исторической общности эпохи поздней бронзы. Таким образом, основным методом определения этнической принадлежности является установление связи ареала племён срубной общности с распространением индоиранских гидронимов и топонимов. Их доскифское происхождение было убедительно доказано лингвистом В. И. Абаевым. Позднее Н. Л. Членова проследила иранские гидронимы в степной и лесостепной полосе от Днепра до Оби, что полностью совпадало с ареалом распространения племён срубной и андроновской культурно-исторических общностей и доказывало их принадлежность ираноязычной группе индоевропейской языковой семьи.

Носители срубной культуры хронологически предшествовали скифам и киммерийцам. По этой причине срубная культура зачастую рассматривается как археологический аналог первых иранских диалектов Северного Причерноморья. Иными словами, носители культуры — предшественники скифов и родственных им народов. Однако существует и другая точка зрения: ареал срубной культуры — плацдарм, из которого происходила миграция древних иранцев на северо-запад современного Ирана. Согласно этой точке зрения, полукочевые скотоводческие племена срубной и андроновской культурно-исторических общностей представляют иранскую группу индоевропейской языковой семьи на раннем этапе её развития.

Историческая судьба

Ранняя и средняя фазы эпохи позднего бронзового века в Восточной Европе совпадают с благоприятными климатическими условиями — преимущественно влажная и тёплая погода. Наблюдается резкий подъём производящих форм хозяйства. Соответственно, в XVIII—XIII веках до нашей эры наблюдается максимальная плотность заселения всех регионов восточноевропейской степи и лесостепи. Рождается срубная культурно-историческая общность, которой суждено было завершать традицию образования великих этнокультурных объединений в Восточной Европе в эпоху бронзы. Демографический взрыв в среде срубной общности, пик которого приходится в лесостепи на XVI—XV века до нашей эры, а в степи на XIV—XIII века до нашей эры, привёл к истощению природных ресурсов и распаду срубной культурно-исторической общности.

Изменение климатических условий на сухую и прохладную погоду совместно с тотальным перенаселением привело к катастрофическим последствиям. Резко сокращается численность населения, что по археологическим данным фиксируется в уменьшении количества поселений и их культурной трансформации. Носители срубной культурно-исторической общности приняли непосредственное участие в формировании белозерской и бондарихинской культур финального этапа эпохи бронзы и оказали заметное влияние на население лесной полосы Восточной Европы в лице поздняковской и приказанской культур.

33. ГАЛЬШТАТ. Гальшта́ тская культу́ ра — археологическая культура железного века, которая господствовала в течение 500 лет (примерно с 900 до 400 до н. э.) в Центральной Европе и на Балканах. Названа по могильнику около г. Гальштат (Хальштатт, нем. Hallstatt), который исследовал в 1846 г. австрийский горняк Иоганн Георг Рамзауэр. Основными носителями гальштаттской культуры были кельты, на Балканах — также иллирийцы и фракийцы.

Генетические связи

Развилась на основе культуры полей погребальных урн, вытеснив ряд автохтонных культур — элпскую и др.

Ближе к IV в. до н. э. гальштатская культура распадается, постепенно сменяясь в западных районах латенской культурой. Если гальштатская культура по своему составу была кельто-иллирийской, то латенская — кельто-дако-фракийской, а кельто-иллирийское единство сохранилось лишь у занимавшей относительно небольшую территорию атестинской культуры в Италии.

География

Можно выделить две основные области распространения Гальштатской культуры:

восточную (современная Австрия, Югославия, Албания, частично Чехия и Словакия), которая совпадает с территорией расселения племен, которых относят к древним иллирийцам

западную (южные части Германии, прирейнские департаменты Франции), где их связывают с племенами кельтов.

Гальштатская культура была распространена также в восточной части долины реки По в Италии, в Венгрии и части Западной Украины существовал местный вариант — Гава-голиградская культура, которая, вероятно, принадлежала фракийцам.

Торговля

Изделия гальштатских мастеров были предметом торговли. Например, их находят в Прибалтике. Такие нововведения, как бронзовые удила и упряжь, орнаментированные подвески (многие клады, обнаруженные в прибрежной зоне между Одером и Земландом, содержат такое же оружие, конскую упряжь и украшения, как на северо-западе и в центре Европы). Первые железные предметы поступали в Прибалтику (находки в Померании, Восточной Пруссии и Западной Литве) благодаря посредничеству славян-лужичан. Находки из металла VIII и VI веков до н. э. указывают на продолжение связей с лужичанами в Центральной Европе и германскими племенами. Назад шли изделия из янтаря.

Культура

Для каждого из этих локальных типов Гальштатской культуры характерны особенные формы похоронного обряда. Переход от бронзы к железу происходил постепенно, причем на начальном этапе гальштатской культуры (900—700 до н. э.) имело место сосуществование бронзовых и железных инструментов при все большем преобладании последних. В хозяйстве все большее значение приобретало земледелие. Распространялось плужное земледелие. В общественных отношениях происходило разложение рода и переход к отношениям классового общества. Жилища гальштатской культуры — деревянные столбовые дома, а также полуземлянки и палевые дома. Наиболее распространенный тип поселения — слабо укрепленное село с правильной планировкой улиц. Хорошо исследованы соляные шахты, медные рудники, железоплавильные мастерские и кузни.

Характерные предметы: бронзовые и железные мечи с рукояткой в виде колокола или в виде дуги, повернутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые конические шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями, панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу, различной формы бронзовая посуда, особого типа фибулы, лепная керамика, ожерелья из непрозрачного стекла. Искусство племен гальштатской культуры было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к богатой росписи, роскоши; разнообразные украшения из бронзы, золота, стекла, кости, фибулы с фигурками зверей, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором, керамическая посуда — желтая или красная, с полихромным, резным или штампованным геометрическим орнаментом.

Использовался гончарный круг. Появилось и образотворческое искусство: надгробные стелы, статуэтки из глины и бронзы, украшавшие посуду или составляющие композицию (каменная статуя хиршланденского бойца, бронзовая колесница из Штретвега в Австрии со сценой жертвоприношения, 800—600 до н. э.); гравированные или тисненные фризы на глиняной посуде, поясах и цебрах (ситулах) изображают пиры, праздники, воинов и хлеборобов, иногда людей или зверей, поединки, сцены войны и охоты, религиозные ритуалы. Захоронения гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати.

34. ЛАТЕН. Латенская культура — кельтская археологическая культура железного века (V-I вв. до н. э.), распространённая по всей центральной и западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, Малой Азии, Британии и Ирландии. Названа по селению Ла-Тен (La Tè ne) в Швейцарии, в нескольких километрах от Нёвшателя.

Латенская культура — прежде всего, культура многочисленных кельтских племён: галлов, бриттов и многих других. Однако в ряду её создателей также иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы; к примеру, котёл из Гундеструпа сочетает в себе кельтские изобразительные элементы с типичной фракийской технологией изготовления.

Латенская культура является наследником гальштатской культуры в западных регионах распространения последней. Плавный переход к ней происходит в V веке до н. э. К I веку н. э. Латенская культура в основном подавляется римской провинциальной.

Строительство

Памятники Латенской культуры — поселения и погребения. Поселения в ранний период представляют собой крепости, посёлки и зачатки городов, а к концу эпохи многие из них превращаются в крупные центры торговли и ремесла, например города Бибракте (площадь 135 гектаров) и Алезия (площадь 97 гектаров) во Франции. Укрепления этой эпохи — прежде всего «галльская стена», описанная ещё Цезарем: деревянные клети, заполненные землёй и камнем и с внешней стороны обложенные камнем или сырцовым кирпичом. Такое устройство делало стену гибкой (устойчивой к таранным ударам), но в то же время огнеупорной (из-за каменной обкладки). Жилища Латенской культуры — первоначально небольшие прямоугольные наземные дома со стенами из прутьев, обмазанных глиной, на цоколе из камня и с соломенными крышами, или округлые землянки с такими же крышей и стенами. Позднее появились жилища с двойными утеплёнными стенами.

В Латенской культуре преобладают (в отличие от Гальштатской) бескурганные захоронения; более того, со временем курганов становилось всё меньше и меньше. Практиковались как трупоположение, так и кремация. В раннем и среднем латене встречаются погребения на колесницах. Для латенских погребений характерно то, что вещи, положенные в могилы, часто преднамеренно портили — гнули, ломали. Видимо, таким образом их «убивали», чтобы они последовали за своим владельцем.

Предметы, относящиеся к латенской культуре

Оружие — практически всё делалось из железа. Латенские мечи длиннее гальштатских; со временем они из колющих становятся режущими. Клинок делался в основном из мягкого железа, о чём свидетельствуют находки в погребениях свёрнутых в восьмёрку и даже в спираль мечей. Также известны кинжалы, копья с наконечниками длиной до 0, 5 метра, боевые топоры — как проушные, так и топоры-кельты. Стоит отметить латенские шлемы, вначале представлявшие собой подражание греческим и римским, но впоследствии приобретшими знаменитую полушарную форму с полыми рогами. Конское снаряжение — кельты, как и гальштатцы, использовали и повозки, и верховую езду, а значит, псалии и упряжь. Кроме того, они использовали железные подковы.

Из кельтских украшений следует выделить гривны, или торквесы — бронзовые или золотые, полые, витые или ложновитые незамкнутые ожерелья с утолщениями на концах. Часто встречаются также браслеты, бусы и застёжки-фибулы.

Керамика латенской культуры сделана в основном на гончарном круге. Это как серебристые (с добавками графита в глину), так и красного цвета сосуды с орнаментом или изображениями животных, людей. Также встречаются бронзовые сосуды, в том числе известные ещё в гальштатской культуре ситулы и цисты.

Основой латенской экономики было плужное земледелие, в связи с чем мы находим много металлических частей плугов и других земледельческих орудий труда.

Кроме того, кельты переняли у греков и римлян практику изготовления монет. Вначале это грубые подражания, однако потом на монетах стали появляться собственно кельтские изображения, а также имена вождей, записанные латиницей.

Для искусства латенской культуры характерен орнамент с растительными, животными и геометрическими мотивами.

Религиозные представления создателей ЛК известны нам из римских источников и по находкам святилищ. Судя по всему, у кельтов выделялся культ мёртвой головы, а также множество божеств — Цернуннос (бог изобилия), Таранис (бог, аналогичный Юпитеру), Эпона (богиня лошадей). Кроме того, судя по деталям орнамента, присутствует солярный культ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал