Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Археология Урарту
В начале I тысячелетия до н. э. образовалось рабовладельческое государство Урарту, которое на протяжении всего тысячелетия занимало главенствующее положение среди других государств Передней Азии. Под его политическим и культурным влиянием находилось множество народов Кавказа и Передней Азии. Ученых давно привлекали урартские памятники. Изучение их начали еще в прошлом веке. В середине XIX в. на скале, на берегу oз. Севан, была обнаружена первая урартская надпись, сделанная по приказу царя Русы I. жившего в VIII в. до н. э. Позднее около Еревана, на холме Кармир-Блур, был найден обломок плиты, с надписью На плите значилось имя одного из последних урартских царей. Дальнейшие поиcки привели к открытию в этом месте города. Оказывается, здесь находился укрепленный урартский город Тейшебаини, построенный царем Русой II приблизительно в 675—650 гг. до н. э. Многолетние раскопки раскрыли картину хозяйственной и политической жизни этого города. В центре его находилась сложенная из громадных, грубо обработанных камней и глиняных блоков крепость, занимавшая около 4 га. Вокруг нее лежали городские кварталы, застроенные одинаковыми каменными домиками. В цитадели были обнаружены развалины дворца урартского наместника. Дворец представлял собой огромный комплекс строений, возведенных из сырцового (необожженого) кирпича; он расположен уступами на склоне холма и состоял более чем из ста комнат. Естественно, что лучше всего сохранилась нижняя часть В одной из кладовых крепости было открыто множество бронзовых чаш с надписями. Среди предметов, найденных во дворце, было много украшений, привезенных из Ассирии и Египта. Среди прочих предметов найдено значительное количество глиняных табличек с клинописными текстами. Это наводит на мысль, что в крепости хранился клинописный архив. Вероятно, на холме Кармир-Блур располагался административный центр северной части страны, крепость, в которой жил наместник и находился военный гарнизон. Большое количество археологических материалов раскрыло и другое назначение этого центра - город был не только административным и военным, но и хозяйственным центром. В огромных кладовых, в специально вделанных в пол громадных сосудах хранились большие запасы зерна пшеницы, ячменя, проса, фрукты. В одном из подвалов обнаружены сосуды со специальными соломенными фильтрами внутри, служившие, видимо, для варения пива. В отдельной кладовой хранилось вино. Глиняные сосуды для вина поражают колоссальными размерами, емкость некоторых из них доходила до 1500 л. В ходе раскопок найдены и сельскохозяйственные орудия труда, с помощью которых производились все эти продукты. В подвалах были обнаружены железные серпы и мотыги, грубые зернотерки, состоящие из двух камней, заменявших собой жернова, массивные ступки-крупорущки и другой сельскохозяйственный инвентарь. Очевидно, огромные запасы продовольствия стекались в подвалы крепости с обширной подвластной территории. Вокруг крепости раскопаны жилища простых общинников, которые дают представление об их повседневной жизни. Дома были построены целыми кварталами. Отдельное жилище состояло из двух-трех помещений. Одно из них до половины было покрыто кровлей, которую поддерживали столбы. Другая половина имела вид глухого дворика, в котором был устроен врытый в землю очаг. Удалось установить, что обитатели этих домов не имели своих постоянных хранилищ для продуктов, не держали около домов скота. В урартских домах не было почти никакой мебели, что характерно не только для Урарту, а для всех стран Древнего Востока. Домашнюю утварь составляли в основном глиняные сосуды, в которых хранили продукты, мелкие вещи. В каждом доме находились поделки из кости и дерева: ложки, совки, коробочки. Пища приготовлялась из ячменя, проса, бобовых растений и растительного масла. Широко использовались виноград и изюм. Считают, что в жилищах, расположенных за пределами цитадели, жили ремесленники, воины и рабы, которые не вели собственного хозяйства. В Закавказье известны и другие урартские крепости. Остатки двух урартских крепостей сохранились на берегу оз. Севан. Одна из них находится недалеко от г. Нор-Баязера на высокой скале, другая — на южном берегу озера. На правом берегу Аракса, на Армавирском холме находилась одна из древнейших столиц — город Аргиштихинили. В развалинах этого города найдено много клинописных надписей, повествующих о постройке крепостей, храмов, о сооружении оросительных каналов. Строительство каналов имело очень большое значение, если учесть, что земледелие на засушливом Армянском плоскогорье было основано на искусственном орошении. Впрочем, эта черта характерна вообще для древневосточного земледелия, которое во всех странах Древнего Востока развивалось или на заливных прибрежных землях, или на искусственно орошаемых. При царе Аргишти в 783 г. до н. э. был заложен самый древний в нашей стране из ныне существующих городов — Эребуни (Ереван). Остатки древнейших построек Еревана обнаружены на окраине современного города. Найдена была клинописная надпись: «Бога Халда величием, Аргишти, сын Менуа, эту крепость мощную построил, закончил, городом Эребуни назвал, для могущества страны Биайны (Урарту) и на устрашение вражеских стран». Так была установлена дата возникновения города, насчитывающего более 2700 лет своей истории. Все известные урартские крепости имели примерно одинаковую планировку: крепость, склады, храм и жилые помещения. Это связано с назначением этих городов. В разбросанных по всей стране царских крепостях жили наместники с гарнизонами воинов; здесь же находились склады фуража для лошадей, хлеба и другого продовольствия для войска, винные кладовые, оружие и ремесленные мастерские, в которых ковались железные доспехи и сельскохозяйственные орудия труда. Раскопки показали, что в урартских городах значительно было развито ремесло. Среди ремесел наибольшего совершенства достигла обработка металлов. Особую область ремесла составляло изготовление оружия: мечей, шлемов, защитных панцирей, наконечников пик и кинжалов. Урартийцы уже в начале I тысячелетия до н. э. были знакомы с железом и широко использовали его. Они были первым народом на территории СССР, широко освоившим изготовление железа и распространившим его среди других народов Кавказа. Качественно новым у них было и гончарное ремесло. Урартская глиняная посуда сделана на гончарном круге, в то время как у других народов СССР, находившихся на стадии первобытнообщинного строя, она лепилась руками, (произведения урартского искусства очень близки к ассирийским. Это объясняется не столько постоянным культурным влиянием Ассирии, сколько общей, более древней основой этого искусства, у истоков которого лежит искусство Древней Вавилонии. То же можно сказать и об урартской клинописи, в основе которой; лежала древняя вавилонская система письма. Как государственное и политическое объединение Урарту перестало существовать в VI в. до н. э. в результате экспансии Мидии и опустошительных вторжений скифов. Эти события подтверждаются археологическими материалами. Например, во время раскопок крепости Тейшебиани найдено огромное количество скифских бронзовых стрел. Многие из них торчали снаружи прямо в стене и свидетельствовали о жестокой осаде крепости. Урартское государство сыграло значительную роль в формировании народов Закавказья, и в частности населения Армянского нагорья. Археологическое изучение Урарту первоначально проходило только в окрестностях города Ван на Ванской скале и на Топрах-Кале. В 1879 году там проводила раскопки экспедиция Британского музея, в 1898—1899 годах — германская экспедиция. Эти экспедиции обнаружили и скопировали много наскальных урартских надписей, включая летопись царя Аргишти I и ряд предметов материальной культуры Урарту, которые попали в Британский музей и в Ближневосточный музей Берлина. С 1911 по 1916 годы, когда значительная часть территории Урарту находилась под контролем Российской империи, серию раскопок осуществляла Русская археологическая экспедиция под руководством академиков И. А. Орбели и Н. Я. Марра. В нише Ванской скалы им удалось найти второй важнейший документ по истории Урарту — летопись царя Сардури II. Дальнейшие раскопки в восточной Турции были затруднены в связи с мировыми войнами, продолжающейся политической нестабильностью и борьбой курдов Турции за независимость. Некоторые урартские памятники (например, Топрах-кале) до сих пор используются регулярной армией Турции в качестве опорных пунктов. Раскопки на этой территории всё ещё находятся, выражаясь словами современных исследователей Урарту, в «зачаточном состоянии». Археологические раскопки памятников урартской культуры в Иране долгое время были затруднены в связи с произошедшей там революцией, однако в последние годы ситуация изменилась, и в Иране одновременно идут раскопки на нескольких урартских городищах. Значительно активнее и квалифицированнее шли исследования на северо-восточной окраине Урарту на территории современной Армении, где с 1939 года по настоящее время продолжаются систематические археологические раскопки. Раскопки на холме Кармир-Блур дали самый богатый материал для изучения Урарту по сравнению с любым другим урартским городом. Это было связано и с тем, что город был разрушен внезапно в результате ночного штурма, и с тем, что раскопки велись очень скрупулёзно. Руководитель раскопок на Кармир-Блуре, Б. Б. Пиотровский внёс очень большой вклад в изучение Урарту, и его книга «Ванское царство», переведённая на несколько языков, на долгие годы во всём мире была наиболее полной и «классической» книгой по истории Урарту. 36. АРХЕОЛОГИЯ СКИФОВ. Население Каменского городища оставило немало разных предметов ремесла и домашнего хозяйства. Городище было по преимуществу населено металлургами, вырабатывающими металл из криворожской руды. Это пока что единственный известный крупный центр металлургического производства у скифов. В результате раскопок обнаружены многочисленные остатки железного шлака, кусков кричного железа, заготовок, застывших капель бронзы, наконец, самих изделий и инструментов металлургов и кузнецов. Металл скифы выплавляли в специальных глинобитных печах и высоких цилиндрических тиглях. Основные орудия труда делались из железа. Известны скифские железные серпы, топоры, очень похожие по форме на современные колуны, ножи, к которым приделывалась рукоятка из кости или дерева. Известно, что скифы пользовались железной пилой. Довольно многочисленны орудия труда ремесленников. Это молотки, зубила, стамески, клещи, наковальни, пряслица и иголки.
Многочисленны предметы скифского вооружения. Хорошо известен скифский меч — акинак, сделанный из железа, короткий, клиновидный, а также бронзовые наконечники стрел. Самые ранние образцы — плоские с втулкой (специальным отверстием для надевания на древко) и с шипом. Но больше всего стрел трехгранных или трехлопастных. Кроме того, известны железные наконечники копий, крючки для колчанов, железные чешуйки от панцирей, всевозможные предметы конского снаряжения. На Каменском поселении обнаружены предметы, свидетельствующие о различных домашних занятиях и промыслах. Например, в погребениях скифских женщин и на поселении найдено множество пряслиц, что говорит о значительном развитии прядения и ткачества. Прядение и ткачество было самым привычным трудом женщин в древности. Однако не менее широко в быту скифов применялись кожи и шкуры, из которых шили башлыки, безрукавки, шаровары. На городище найдены земледельческие орудия труда: это железные серпы с крючком на конце для прикрепления к деревянной ручке, обгорелые зерна ячменя, зернотерки в виде овальных плоских плит. Зерновое хозяйство, производство хлеба было широко развито у скифов. Они производили зерно не только для себя, но и на вывоз. Скифское зерно скупали греки, жившие по соседству в городах Причерноморья, и перепродавали в греческую метрополию. Итак, Каменское городище было в основном поселением ремесленников. В металлургическом или в другом каком-либо производстве объединялась большая патриархальная семейная община. Обиход и обстановка такой семьи были незатейливы: своя лепная посуда, нож, шило, игла, простые украшения из меди и железа. Крюки, гвозди, скобки, прибитые к стенам, служили для подвешивания одежды и нехитрого инвентаря. Ремесленник, скотовод, возможно, и земледелец продавали изделия своего ремесла, покупав греческое вино, нужные им вещи. Живший в Каменке металлург был универсалом, он отливал и выковывал все — начиная от художественных украшений и огромных котлов до шила и иголки; он обслуживал и себя, и степняка-соседа. Археологические данные свидетельствуют о том, что скифы вели сложное хозяйство. Племена занимались сельским хозяйством, производили зерно, разводили скот, жители же поселений были в первую очередь ремесленниками. Собранный в ходе раскопок огромный материал дает довольно полное представление об археологической культуре скифов, предметы которой широко заимствовались другими народами и известны далеко за пределами территории скифов. У скифов была широко развита военная организация, которую также можно проследить по археологическим данным. Скифы были конными воинами, вооруженными небольшими луками. Лук и стрелы помещались в горите — специальном деревянном футляре, обтянутым кожей. У знатных скифов гориты украшались золотыми или серебряными рельефными пластинками. (Многие всадники имели доспехи, которые состояли из бронзового шлема, панцирной рубашки из нашитых на кожаную основу бронзовых или железных чешуек и поножей. Воина надежно защищал овальный или прямоугольный щит, сделанный из дерева и обтянутый толстой кожей. В снаряжение воина входил кожаный пояс, украшенный железными или бронзовыми пластинами. К поясу слева подвешивался горит, а справа — ножны с мечом. В бою применялось различное оружие: метали дротики, в рукопашной схватке в ход шли тяжелые копья с массивным железным наконечником, железные мечи и боевые топоры. Пышный погребальный обряд и сложные конструкции курганов знати, на сооружение которых уходила масса строительных материалов и труда, свидетельствуют о существовании развитого культа предков, о сложных представлениях о потустороннем мире и «жизни» в нем. Очевидно, на религиозной основе возникло яркое художественное творчество скифов и ряда других народов. У них сложился так называемый скифский «звериный стиль», который в сходных формах распространился не только в Причерноморье, остальные представители знати. С погребенными находилось много золотых и серебряных вещей и оружия. Жизны скифов в Крыму проходила при усиливающихся военных столкновениях. Неаполь был окружен мощной оборонительной стеной, сложенной из огромных каменных глыб. В самом городе обнаружено большое количество ям для хранения зерна. Огромные общественные ямы были устроены даже на площади города. Все это свидетельствует о значительной роли зернового хозяйства и торговле зерном. Культура этого позднего периода испытывала значительное влияние греческой и римской культуры. Это влияние чувствуется на предметах роскоши, архитектуре городских построек. Большие общественные здания и даже многие частные дома построены из камня по эллинистическому образцу: с двускатной крышей, колоннами и полуколоннами, фронтоном. Все это свидетельствует о значительном перерождении скифской культуры и ее упадке. 37. САРМАТСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ. К востоку от земель, занятых скифами, за Доном, жили родственные им по языку и культуре скотоводческие племена сарматов, или савроматов, как они названы в ранних источниках. Территория их расселения охватывала степи Заволжья и Южного Приуралья. Происхождение сарматских племен восходит к столь же глубокой древности, как и скифов, и генетически связано с жившими на этой территории людьми срубной и андроновской культур. Некоторые различия между ранними и более поздними сарматскими археологическими памятниками позволили ряду исследователей считать сарматов и савроматов двумя различными народами. Однако дальнейшие исследования в Поволжье и Приуралье показали полную преемственность между савроматами и более поздними сарматами. Можно выделить два больших периода в развитии культуры: ранний — савроматский, VIII—IV вв. до н. э., и поздний — сарматский (прохоровская культура) III в. до н. э. — IV в. Основными памятниками савроматского периода являются погребения. Известны также поселения и кратковременные стоянки. На берегах волжских притоков и по р. Манычу. Большинство савроматских памятников открыто советскими археологами и исследовано в послевоенные годы благодаря интенсивным работам в Поволжье, в зоне строительства гидроэнергетических сооружений. Савроматские курганы различны по размерам. Кроме земляных курганов савроматской культуры встречаются курганы, сложенные из камня, так называемые царские могильники. Все савроматские курганы являются большими родовыми усыпальницами; они расположены группами, иногда до сотни и более курганов вместе. Под их насыпями расположены узкие прямоугольные могильные ямы. В таких ямах хоронили рядовых савроматов. Встречаются и другие типы могил, как, например, обширные квадратные камеры, которые были связаны либо с территориальными либо с социальными различиями людей. Вырытые в грунте ямы были специально оборудованы: на дне клали подстилку, а стены укрепляли деревом. Обычным для савроматов является вытянутое трупоположение, чаще всего головой на запад. В большинстве савроматских могил находятся кости животных, среди них больше всего костей овец, лошадей и значительно меньше костей крупного рогатого скота. Самым массовым археологическим материалом савроматской культуры является керамика. Керамика разнообразна и несколько отличается на различных территориях. Например, на Дону была распространена лощеная посуда, в то время как в Заволжье ее почти совсем нет. Выделяется несколько основных форм глиняной посуды. Наиболее распространенными были баночные сосуд! с прямыми или выпуклыми боками, широко известные на этой территории еще в эпоху бронзы. Наряду с этим существовали горшки (т. е. сосуды с шейкой и венчиком) различной формы. Многие сосуды были снабжены носиками-сливами и ручками. В Приуралье, наряду с описанными сосудами, широко применялись плоскодонные с шаровидным туловом и узким цилиндрическим горлом. У савроматов были известны длинные мечи как основной тип наступательного оружия. Это одна из принципиальных особенностей культуры савроматов. Установлено, что древнейшими являются мечи с навершием в виде прямых овальных или угловатых брусков и бабочковидным (в виде крыльев бабочки) перекрестием. Археологические данные свидетельствуют о привилегированном положении женшин у сарматов: погребения жриц, женские погребения с оружием и богатыми украшениями. В начале IV в. до н. э. савроматы стали проникать из района своего первоначального заселения на правый берег Дона, в земли, заселенные скифами и местами. Эти события привели к тому, что уже к концу IV столетия до н. э. отношения между сарматами и скифами становятся открыто враждебными, а в дальнейшем, во II в. до н. э., почти все степи Причерноморья, занятые ранее скифами, были завоеваны сарматами. Начинается новый этап истории сарматов, характеризующийся тем, что этот народ выходит на широкую историческую арену. В это время складываются военно-племенные союзы у сарматов, наиболее значительными среди них были объединения ягызов, аорсов и сираков. В III в. до н. э. резко меняется вооружение сарматов: увеличивается роль длинного меча и копья, заметно сокращается количество стрел. Это связано с изменением боевой тактики сарматов, начинающих прибегать к конному бою с мечом и копьем в руках. Стрельба из лука отходит на второй план. С новым, более эффективным в бою железным оружием сарматы и выступили на завоевание новых территорий. Сарматская культура периода завоеваний несколько меняет свой облик. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, значительно изменился уклад жизни. Во-вторых, сарматы подчинили своему влиянию ряд народов, культура и хозяйство которых оказали на них влияние. Сарматские погребения конца III и II вв. до н. э. широко известны между Доном и Днепром. В это время сарматы проникают и на Северный Кавказ. В этой сложной обстановке хозяйство сарматов перестает быть однородным: значительная часть населения сохраняет кочевой быт, однако под влиянием местных народов образуется значительное земледельческое население, в степных районах Подонья и Прикубанья возникают постоянные ремесленно-земледельческие поселения. Такие поселения часто образовывались возле греческих колоний. Несколько таких поселений известно, например, на Дону около Танаиса. Сарматские поселения имели оборонительные сооружения из нескольких линий рвов, валов и крепостной стены. Люди жили в глинобитных домах. На полях вокруг таких поселков выращивали пшеницу и просо. Для хранения запасов зерна устраивались большие конусообразные ямы. Значительное место в хозяйстве по-прежнему занимало скотоводство. В это время сарматы вступили в тесные торговые связи с греческими городами, особенно с городами Боспора, откуда они, по словам Страбона, получали вино, одежду, посуду и предметы роскоши. Курганы сарматской знати этого времени поражают своей роскошью и дают яркий пример развитого имущественного неравенства. Например, в кургане Хохлач около Новочеркасска находилось погребение знатной сарматской женщины. Покрывало и одежду ее украшали 700 золотых бляшек; Рядом лежали сарматские и импортные предметы из серебра и золота: ожерелья, браслеты, флаконы для душистых масел и благовоний, великолепная золотая диадема, по верхнему краю которой прикреплены фигурки козлов, оленей и изображения деревьев. Диадема украшена гранатами, жемчугом, цветным стеклом и портретным барельефом, изображающим женскую головку. Центром этой великолепной композиции является священное дерево, олицетворяющее «великую мать» — богиню плодородия. Очевидно, это погребение знатной жрицы плодородия. На высокое положение ее указывает поставленный в могилу трон, от которого сохранились остатки деревянной основы и серебряные обкладки ножек. В погребениях того времени часто встречаются изображения знатных сарматов, по которым мы узнаем, что они носили короткую рубашку, пояс, длинный плащ, мягкие сапоги. Вооружением у них служили длинное копье, меч и лук, а защищали воина кольчуга, кожаный панцирь, железный или бронзовый шлем. Расселившись на огромной территории, сарматские племена оказались втянутыми в активную политическую жизнь древнего мира. Начиная с середины I в., они неоднократно вторгались в пределы Римской империи. Сарматское господство продолжалось в Причерноморье до IV в. н. э. Оно прекратилось с затуханием экономической и политической роли античных причерноморских городов, с продвижением на эти территории новых народов, в частности гуннов. В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру, представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую. Первая в череде сарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV—II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр. Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом I в. до н. э. — концом II в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура». В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру, представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую. Первая в череде сарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV—II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр. Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом I в. до н. э. — концом II в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура». 38. АНТИЧНАЯ АРХЕОЛОГИЯ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. Античная или классическая археология – археология греко-римского мира от Испании до Средней Азии и Индии, от Северной Африки до Скифии и Сарматии. Значение термина «археология» – Платон, Диодор Сицилийский, Страбон. ἀ ρ χ α ί ο ς и λ ό γ ο ς у греков и antiquitates у римлян – Дионисий Галикарнасский, Иосиф Флавий. Разработка критериев археологического материала и методика работы с археологическими источниками в области классической археологии. Основные археологические источники – города, сельские поселения на хоре, усадьбы, виллы, некрополи. Памятники однослойные и многослойные. Датировка по слоям – керамика, включая керамическую эпиграфику, монеты, лапидарные надписи и датировка по событиям, засвидетельствованным в них, и по их палеографии. Изучение стратиграфии слоев на античных памятниках – памятники однослойные или так наз. закрытые комплексы (крито-микенская эпоха – Фера, Санторин, Крит; классическая Греция – Олинф, разрушенный Филиппом II в 349 г. до н.э.; Северное Причерноморье – поселения на хоре Херсонеса Таврического, хора Боспора; древний Рим – Помпеи, Геркуланум). Памятники многослойные – исследование по большим площадям, фиксация строительных остатков и керамики по слоям. Геофизические методы в классической археологии Северного Причерноморья: планы каменных зданий, кладки, склепы, могилы – хора Боспора и Херсонеса (А.Н. Щеглов, В. Глазунов, Т.Н. Смекалова), исследование монетных сплавов в нумизматике Боспора (Т.Н. Смекалова, Н.А. Фролова). Подводные археологические исследования в Северном Причерноморье (В.Д.Блаватский, Б.Г. Петерс, Г.А.Кошеленко): Страбонов Херсонес, Фанагория, кораблекрушение у озера Донузлав в Северо-Западном Крыму, мыс Такиль и др. Изучение античных памятников в России Поездки в Крым и на Кавказ, организованные Российской Академией наук в конце XVIII – начале XIX в. (И.Потоцкий, Кларк, Дюбуа де Монпере, Паллас, Г. Келлер, П. Кеппен, П. Сумароков). Цель – собирание и изучение археологического материала на юге России. Пробуждение интереса к древностям у представителей русской дворянской интеллигенции, поездки А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, И.М. Муравьева-Апостола. Изыскания в окрестностях Керчи – древнем Пантикапее, столице Боспорского царства. П.Дюбрюкс, создание Керченского музея древностей, раскопки погребений, курган Куль-Оба и его значение для археологического изучения Боспорского царства и подъема интереса к собиранию исторических драгоценностей. Основание в 1811 г. Феодосийского музея, 1852 г. – Одесского музея, 1826 г. – Керченского музея, 1806 г. – Николаевского музея. 1839 г. – основание Одесского общества истории и древностей, раскопки на острове Левка (сов. остров Змеиный), древнейшем святилище Ахилла в Причерноморье. И.А.Стемпковский, И.П.Бларамберг, Б.Карейша, изучение исторической топографии Черноморского побережья, склепов, раскопки курганов в окрестностях Керчи и на Таманском полуострове. Первая попытка обобщения накопленного материала А.Б.Ашиком в его труде «Боспорское царство». Одесса, 1948. Т. 1-3. Начало систематического издания памятников причерноморской античности «Древности Босфора Киммерийского» в 3-х тт. 1846 г. – создание Русского археологического общества, 1859 г. – учреждение Императорской археологической комиссии с целью ведения систематических археологических раскопок курганов и древних поселений. Курганы Павловский, Мелек-Чесменский, Юзоба на Керченском полуострове, Васюринский, Большая и Малая Близница – на Тамани, деятельность А.Е.Люценко и первые целенаправленные раскопки курганов по определенному плану. В.Г. Тизенгаузен, С.И.Веребрюсов – Артюховский курган на Тамани II в. до н.э. – первый курган эпохи эллинизма, где прослеживается зрелый полихромный стиль в ювелирных изделиях. Исследования античных городов. С 1886 г. систематические раскопки Херсонеса Таврического в окрестностях Севастополя под руководством К. Костюшко-Валюжинича, Р.Х.Лепера, Н.М.Печонкина, строительные остатки дорийского поселения выходцев из Гераклеи Понтийской, оборонительные стены, городские ворота, протейхизма, северо-восточный район и прямоугольная застройка кварталов, изучение размежеванной территории на Гераклейском полуострове в районе древнего «страбоновского» Херсонеса. С 1896 г. начались систематические раскопки Пантикапея и его некрополя, деятельность К.Е.Думберга, который раскапывал строительные остатки на горе Митридат, снял план акрополя Пантикапея, открыл строительные остатки эллинистического и римского времени, с 1901 по 1918 гг. работы там проводил В.В.Шкорпил, но главное внимание уделялось им исследованию погребений некрополя. Ольвия – раскопки с середины XIX в., А.С.Уваров, И.Е.Забелин, с 1900 г. – Б.В.Фармаковский, который впервые применил методику раскопок многослойных городищ большими площадями по штыкам и слоям с точной фиксацией добытого материала. Впервые велись исследования некрополя и городских кварталов, что позволило всесторонне представить картину становления и развития греческого полиса на периферии античного мира. Раскопки на острове Березань, где обнаружено древнейшее греческое поселение, основанное милетянами в конце VII в. до н.э., работы Р.А. Пренделя, Б.В.Фармаковского, Г.Л.Скадовского, Э. Р.Штерна, архаическая керамика, земляночные и полуземляночные строительные остатки, наземные дома эллинистического и римского времени, некрополь, обилие драгоценных украшений. 1853 г. – начало изучения Танаиса на Нижнем Дону, раскопки П.М.Леонтьева, П.И.Хицунова, В.Г.Тизенгаузена, Н.И.Веселовского, А.А. Миллера, установлена тесная связь поселения с местным варварским окружением, открыты оборонительные стены, строительные остатки римского времени. М.И. Ростовцев и исследование античной декоративной живописи преимущественно на материалах пантикапейских склепов, а также таманских гробниц. В 1924 г. были продолжены раскопки Ольвии (Б.В.Фармаковский), с 1926 г. – Херсонеса Таврического (К.Э.Гриневич), исследования сельских усадеб хоры (Н.И. Бороздин), с 1932 г. раскопки на северной стороне Херсонеса, где был открыт позднеклассический и раннеэллинистический некрополь, уточнены границы города в разные периоды времени (Г.Д.Белов). В том же году начались планомерные и систематические раскопки «малых» городов Боспора под руководством В.Ф. Гайдукевича – Мирмекий, Нимфей, Тиритака, Золотой курган, усадьба III-I вв. до н. э. в окрестностях Мирмекия. Обнаружены жилые дома классической и эллинистической эпохи, винодельня, оборонительные стены, гончарные печи. Нимфей – раскопки Гос.Эрмитажа (М.М.Худяк, В.М.Скуднова, Н.Л.Грач), где были найдены древнейшие святилища кабиров, Деметры VI-IV вв. до н.э., некрополь, курганы скифского населения. Илурат – боспорское укрепление I-III вв. н.э. прямоугольной формы с мощными оборонительными стенами. Раскопки продолжались до 1980-х гг. (И.Г.Шургая, В.А.Горончаровский), сильное сарматское влияние, в настоящее время исследуется некрополь римского времени. В довоенное и послевоенное время активно велось изучение Ольвии и ее сельской периферии (Л.М.Славин, С.Д. Крыжицкий, А.С.Русяева и др.), открыты оборонительные сооружения, ранние слои VI-V вв. до н.э., два теменоса, агора, некрополь классического и эллинистического времени, храмы Аполлона Врача и Дельфиния, храм Зевса, сельские поселения VI-V вв. до н.э., IV-III вв. до н.э. и римского времени, выявлено запустение хоры ближе к середине V в. до н.э. и ее последующее возрождение в больших размерах, составлена карта поселений по берегам Бугского, Днепровского и Березанского лиманов; раскопки в Нижнем и Верхнем городе, исследования цитадели II-III вв. н.э., строительные и хозяйственные постройки. Комплексное изучение городища и хоры в совокупности с раскопками на Березани показали, что первоначально сельская территория стала осваиваться из раннего поселения на Березани, а впоследствии в связи с ростом Ольвии Нижнее Побужье вошло в состав ее хоры, а поселение на острове Березань или древняя Борисфенида стала гаванью разросшегося Ольвийского полиса. Активные исследования в Северо-Западном Причерноморье в 1960-1990-х годах. Тира - раскопки Одесского археологического музея (И.Б.Клейман, Н.А.Сон), римские строительные остатки, цитадель, следы пребывания римских войск, алтари, надписи, остатки мраморной скульптуры. Никоний – исследования городских слоев и сельских поселений VI-II вв. до н.э., дома земляночного и полуземляночного типа, наземные сооружения. Керкинитида – строительные остатки классического и эллинистического времени, сельская округа, усадьбы круглой формы (М.М.Наливкина, В.А.Кутайсов). Калос Лимен – строительные остатки IV-II вв. до н. э., скифские слои, цитадель с мощными оборонительными стенами и башнями III-II вв. до н.э., разрушения эпохи скифо-херсонесских войн. Продолжение археологического изучения Боспора: Пантикапей – раскопки на акрополе, ранние слои первой половины VI в. до н.э., сооружения общественного и религиозного назначения, пританей IV-III вв. до н.э., цитадель I в. до н.э. – I в. н.э., царский дворец IV-III вв. до н.э. (В.Д. Блаватский, И.Д.Марченко, В.П. Толстиков). Кепы – городские слои VI-V вв. до н.э., некрополь, святилище Афродиты, фрагменты мраморной скульптуры. Исследование сельской округи на Таманском полуострове, крепости-батарейки, сельские усадьбы, толосовидное здание III-II вв. до н.э. – предполагаемое святилище Афродиты Апатуры (Н.И.Сокольский, Н.П.Сорокина), раскопки некрополя на мысе Тузла. Танаис – строительные остатки III в. до н.э. – III-IV вв. н.э., агора, оборонительные стены с башнями, обширные жилые и хозяйственные постройки, обилие амфорной тары для продажи, исследование поселений в окрестностях города (Д.Б.Шелов, Т.М.Арсеньева, Б.Бетгер). Горгиппия – слои VI-V вв. до н.э. предшествовавшего Горгиппии города, эллинистические и римские строительные остатки, надписи, скульптура, святилище Деметры, некрополь, сельская территория (В.Д.Блаватский, И.Т.Кругликова, Е.М.Алексеева). Раскопки синдо-меотских поселений на правобережье и левобережье реки Кубань, Семибратнее городище, Усть-Лабинское (поселение, могильник). 41. МИЛОГРАДСКАЯ КУЛЬТУРА, В раннем железном веке на территории Беларуси находилось несколько больших групп племен со своими отличительными приметами материальной культуры и ритуалом погребения. Милоградская культура принадлежала племенам раннего железного века, которые в 7-3вв. жили в Среднем и Верхнем Поднепровье на территории современных Гомельской, Могилевской, востоке Брестской, юге Минской областей, севере Украины. Название получила от городища около д. Милоград Речицкого района. Население жило в городищах и неукрепленных поселениях. Городища особенно многочисленны в восточной части Гомельщины. Одни из них лежат на высоких береговых мысах, другие – в низинах, среди болот. Выявлена около 150 городищ милоградской культуры. Их размеры от 0, 3 до 1га. Наиболее изучены городища около д. Горшков, Милограды, Лиски, Старое Село Речицкого, Осоревичи Брагинского, Мохов, Липняки Лоевского, Ясенец Мозырского районов. При исследовании выявлены остатки около 50 жилых помещений площадью от 10 до 50м2, для которых характерна столбовая конструкция, а также полуземлянки. Очаги на определенном расстоянии от входа иногда обкладывались камнями. Около жилья возводились хозяйственные постройки – ямы-склепы для припасов, стойловые помещения. Милоградцы пользовались копьями и стрелами с железными наконечниками, железными топорами, серпами, ножами и даже бритвами. Многочисенные виды украшений связаны с одеждой. В отдельных местах носили мониста из привозных стеклянных шариков. Посуда круглодонная, верхняя часть орнаментировалась ямками, насечками, защепами. Своеобразная черта милоградской культуры – глиняные фигурки животных (коня, коровы), вероятно, культового назначения. Умерших хоронили на бескурганных могильниках около городищ и поселений (исследовано 150 захоронений). На раннем этапе бытовали обряды трупоположения и трупосожжения, позже только трупосожжение. Известны погребения в курганах. Милоградская культура существовала на рубеже нашей эры и на позднем этапе сосуществовала с зарубинецкой культурой. По другому мнению, ее просто сменила зарубинецкая культура на 1-2 столетия раньше. В социально-историческом развитии племена милоградской культуры находились на начальной стадии распада первобытнообщинного строя. Вопрос о генезисе милоградской культуры не имеет однозначного решения. Исследователи связывают ее происхождение с местным населением поздней бронзы. Некоторые связывают милоградские племена с «геродотовыми» неврами и видят в них ранних славян. Однако большинство ученых считают милоградскую культуру балтской. В составе культуры много скифских элементов. 42. ЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА Зарубинецкая культура распространена в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на севере, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, что соответствует территории Западной и Центральной Украины, югу и востоку Беларуси и западным границам России[1]. Эпонимным памятником является Зарубинецкий грунтовый могильник, который был исследован В. В. Хвойкой в 1899 году возле с. Зарубинцы Переяслав-Хмельницкого района Киевской области (ныне затоплено водами Каневского водохранилища). Датируется культура III/II в. до н. э. — II в. н. э. Сформировалась на основе автохтонных культур скифского времени (милоградская, поморско-клешевая и лесостепная культура скифского времени) под воздействием пришлого латенизированного населения Центральной Европы (ясторфская культура, дакийские и иллирийские латенизированные племена). Памятники зарубинецкой культуры представлены укреплёнными и неукрёпленными поселениями, могильниками, кладами и единичными случайными находками. Поселения Зарубинецкой культуре свойственны два типа поселений: городища, расположенные на краю высокого правого берега Днепра, и отрытые поселения, расположенные в низких местах, на небольших возвышениях в пойме реки или на невысоких террасах. Поселения размещались небольшими группами по 10—15 селений. Городища зарубинецкой культуры были хорошо защищены земляными валами, рвами и эскарпами. Фиксируются неясные деревянные конструкции, которые, возможно, представляют собой остатки деревянного частокола. Наиболее изученные городища — Пилипенкова Гора, Бабина гора и Ходосеевка. Жилища Зарубинецкие племена сооружали жилища различных конструкций. Вначале характерными являются ямы-погребы диаметром 0, 8—1, 5 м, шириной до метра, глубиной до полуметра. Впоследствии это наземные и углублённые в землю жилища (полуземлянки) квадратной либо прямоугольной формы и площадью в среднем 8—24 м². Стены жилищ длиной 3—4, 5 м имели каркасно-столбовую конструкцию, то есть каркас изготовлялся из столбов, которые переплетались лозой, а затем обмазывались с обеих сторон толстым слоем глины. Возможно, стены белили. Крыши зарубинецких жилищ были двускатными. Для их изготовления использовали жерди, солому, камыш и глину. Для более северных поселений характерны срубные конструкции построек. Очаг размещался возле одной из стен или непосредственно возле жилища и представлял собой участок пола диаметром около 0, 5 м, ограждённый невысокой каменной либо глиняной стеной. Рядом находились небольшая очажная яма. В тёплое время года огонь разводили в очагах с подами под открытым небом, которые были вымощены камнями или черепками, обмазаны глиной и располагались непосредственно возле самого жилища. Кроме жилищ, на зарубинецких поселениях исследованы многочисленные хозяйственные ямы цилиндрической либо колоколовидной формы и сложные подвалы с земляными сводами и ступеньками, которые также располагались рядом с постройками. Размеры жилищ и наличие очага свидетельствуют о том, что постройки предназначались для проживания небольшой семьи, которая вела самостоятельное придомное хозяйство. Могильники Погребальные памятники представлены грунтовыми могильниками. Располагаются в большинстве случаев рядом с синхронным им поселением и в тех же топографических условиях. Наиболее изученные могильники — Дедов Шпиль, Чаплинский и Пироговский. Практически все зарубинецкие погребения представлены трупосожжениями, совершёнными на стороне, то есть за пределами могилы. Каждому из локальных вариантов культуры характерны свои собственные черты погребального обряда. Выделяют несколько типов погребального обряда: трупосожжения на стороне с помещением остатков кремации и погребального инвентаря на дно могильной ямы; остатки трупосожжений, помещённые в глиняные сосуды-урны; смешанные трупосожжения, когда остатки кремации помещались в сосуде-урне и рядом с ней; единичные трупоположения; могилы-кенотафы, в которых нет останков человека, но присутствует погребальный инвентарь. Могильные ямы, как правило, неглубокие — 0, 5—0, 7 м глубиной, овальной или прямоугольной формы. Рядом с могилой иногда фиксируются столбовые ямки, которые указывают на то, что в древности над могилами существовали какие-то опознавательные знаки. Погребения содержат сравнительно однообразный и небогатый погребальный инвентарь. Вместе с покойным клали бытовую чернолощёную посуду — горшок, миску и кружку — либо вариации этого набора. Значительно реже присутствуют детали одежды, украшения, орудия труда и оружие. Фиксируются кости домашних животных — остатки мясной пищи. Керамика Керамика зарубинецкой культуры лепная — без использования ножного гончарного круга. Её лепили из глины с примесью шамота, реже — мелкотолчёного камня. Производство керамики у зарубинецкой культуры так и не вышло за границы домашнего ремесла. Подразделяется на груболепную и лощёную, поверхность которой заглажена до глянцевого блеска. Цвет поверхности лощёных сосудов чёрный или коричневый, нелощёных — серый или светлокоричневый. Груболепная посуда использовалась для приготовления еды, хранения продуктов и жидкостей, а лощёная — исполняла функции столовой керамики. Именно лощёная посуда преобладает в материалах могильников, в отличие от поселений, где её количество не превышает десятой части от общего керамического комплекса. Посуду разделяют функционально на три типа: горшки, миски, кружки. Часть зарубинецких груболепных горшков и корчаг орнаментирована пальцевыми защипами и насечками по краю венчика и т. д. Некоторые горшки имеют заглаженное или храповатое (складчатое) горло. По формам горшки и корчаги делятся на посудины с ребристым корпусом и округлобокие с более-менее крутым плечом, которые были более широко распространены. К груболепной посуде также относятся крышки для горшков, лепёшницы (диски), которые использовались как крышки или как сковородки. Чёрнолощёная посуда имела изысканные формы и блестящую поверхность, в связи с чем дополнительно практически не украшалась. Миски по количеству занимают второе место после горшков. Часть мисок сделана на кольцевом поддоне, но этот признак характерен в основном для посуды Полесья и Среднего Поднепровья, на Верхнем Днепре они единичны. Миски имели округлое или острое плечо, дно — плоское или с кольцевым поддоном. Зарубинецкие миски имеют либо округлые бока и не выделенный венчик, либо, наоборот, сильнопрофилированное ребристое тулово. Кружки представляют собой невысокие сосуды с ручкой. Они немногим уступают мискам по количеству. Другие категории столовой посуды были представлены в незначительном количестве. На поселениях Среднего Днепра и Сейма фиксируется присутствие импортной керамики — фрагменты эллинистических и раннеримских амфор. Орудия труда Орудия труда представлены прежде всего железными ножами с горбатой или прямой спинкой. Первые являются более ранними. Длина лезвия составляла 10—15 см, а ширина 1, 5—2, 5 см. На черенки ножей набивались рукояти из дерева или кости. Малоизогнутые серпы с крючковым креплением имели длину лезвия в 12—18 см при ширине порядка 3, 5 см. К крючку (шипу-отростку) крепилась деревянная рукоять. Для уборки урожая и покоса травы использовались короткие железные косы латенского типа, которые крепились к деревянной рукоятке при помощи кольца. Для обработки дерева применялись специальные топоры латенского типа с вертикальной втулкой, долота и зубила. Широко представлены и другие орудия труда и предметы быта: массивные рыболовные крючки, одношипные остроги, изогнутые бритвы, железные иглы и шилья. Из глины изготовляли пряслица, грузила для ткацких станков, литейные формы и тигли. Из камня — точильные бруски и зернотёрки. Оружие Обнаружено довольно мало оружия и деталей снаряжения всадников. Среди оружия преобладают небольшие железные втульчатые наконечники копий листовидной, ромбической или стреловидной формы. В ряде зарубинецких поселений обнаружено небольшое количество бронзовых позднескифских и железных сарматских наконечников стрел. Во время раскопок были также найдены каменные и глиняные шары диаметром 3—4 см, которые являлись снарядами для метательных орудий типа пращи. По материалам вооружения чётко фиксируются влияния латенских и сарматских традиций. На одном из могильников зарубинецкой культуры вместе с черепом коня были обнаружены удила. Известны также единичные находки бронзовой и железной шпор. Украшения и одежда Среди украшений и деталей одежды, которые в большинстве случаев найдены в погребениях, численно преобладают железные и бронзовые фибулы, которых для зарубинецкой культуры насчитывается на данный момент более шести сотен. Многие фибулы местного производства. Выплавляли их из привозной бронзы, а затем при помощи протяжки и чеканки изготовляли из цельного куска проволоки. Фиксируются также импортные среднелатенские, провинциально-римские и причерноморские фибулы, которые поступали из Юго-Западной Европы и периферии античного мира. В зависимости от устройства и внешнего облика фибулы разделяют на несколько типов. Большая их часть представлена фибулами латенской конструкции, остальные — провинциально-римские, причерноморские, подвязные, глазчатые и др. Фибулы местного производства отличаются наличием треугольного щитка различной величины, который продолжает ножку. Булавки зарубинецкой культуры имели в длину 15—30 см и имели спиралевидные, гвоздевидные или ушковидные головки. Единичными экземплярами являются двухигольные булавки с волнообразной перемычной. Все типы зарубинецких булавок находят аналогии в материалах скифского времени. Зарубинецкие серьги представляли собой округлые дужки из бронзы либо серебряной проволоки, иногда обмотанной бронзовой спиралью, концы которых соединялись простым замком. Аналогии этим серьгам находят в Северном Причерноморье, откуда они и приходят к населению зарубинецкой культуры. Достаточно широко были распространены бронзовые подвески трапециевидной формы, которые изготовлялись из тонких пластинок длиной в 2—6 см с небольшим отверстием для подвешивания. Они орнаментировались всевозможными линиями, фигурами из линий и точек, вдавлениями и т. п. Реже встречаются подвески в виде блях или лунниц. Известны бронзовые спирали, сделанные из круглой или гранёной проволоки. В центре спирали крепились бусина или пластина. Такие спирали носились как украшение на шее в виде гривны. Украшения рук представлены спиралевидными и проволочными браслетами из железа и бронзы. Их разделяют на одновитковые с концами различной формы, которые заходят друг за друга или прикреплены к корпусу, а также спиральные многовитковые с нескреплёнными концами различной формы. Кольца повторяют формы браслетов, и изготовлялись они подобно браслетам из круглой, четырёхугольной, многогранной и ложновитой в сечении проволоки. Для зарубинецкой культуры известны стеклянные, пастовые и бронзовые бусины. Стеклянные бусины имеют малые размеры и являются наиболее массовыми предметами античного импорта. Представлены круглой, цилиндрической, дисковидной, реже — сдвоенной и строенной формами. В основном стеклянные бусы имеют синий, зелёный, жёлтый или позолоченный цвета. Пастовые бусины имеют больший размер и представлены синим или жёлтым цветом с цветными вкраплениями, иногда на них присутствуют различные цветные пятна и полоски. Известны также и бронзовые бусины (пронизи), которые входили в стандартный набор ожерелья наряду со стеклянными. Изготовлялись из тонких бронзовых пластин, которые сворачивались в небольшие цилиндры длинной до 4 см. В состав ожерелий входили также глиняные бусы местного производства. По мнению ряда исследователей, стеклянные бусины относятся преимущественно к I в. н. э., а пастовые к III—II вв. до н. э. Хронология Для установления абсолютной хронологии зарубинецкой культуры основной материал дают фибулы и античные амфоры. Фибулы выступают обычным хроноиндикатором зарубинецких могильников, а фрагменты амфор происходят исключительно с поселений. По мнению Е. В. Максимова, клейма импортных античных амфор, найденные на городище Пилипенкова гора, свидетельствуют о том, что зарубинецкая культура возникла в 30—20-х гг. III ст. до н. э. С. П. Пачкова и К. В. Каспарова определили раннюю дату по материалам могильников как III/II вв. до н. э. или начало II в. до н. э. По современным представлением исследователей, все латенизированные культуры возникают приблизительно одновременно, на протяжении 225—190 гг. до н. э. Расцвет зарубинецкой культуры чётко датируется II—I вв. до н. э. В каждом из локальных вариантов культуры хронология определяется более детально. Тип хозяйства Земледелие Зарубинецкая культура носит ярко выраженный оседлый земледельческий характер. Основу хозяйства племён зарубинецкой культуры составляло подсечно-огневое и переложное земледелие с использованием деревянного рала без железного сошника. Для уборки урожая и покоса травы использовались короткие железные косы латенского типа и серпы с крючковым креплением. Найдены многочисленные каменные зернотёрки, изготовленные из крупных валунных камней. Носители зарубинецкой культуры культивировали просо, ячмень, пшеницу-двузернянку, о чём свидетельствуют находки обпаленных зёрен и многочисленные отпечатки на сосудах. Зерно хранили в керамических корчагах, употребляли каши, изготовленные из зерновых круп, а также хлебные лепёшки, изготовленные на керамических сковородах-лепёшницах. Из огородных культур были известны горох и репа. Выращивали коноплю и лён. Скотоводство Значительную роль играло стойловое скотоводство. Носители зарубинецкой культуры разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Особое место занимала свинья как источник мяса, поскольку её широкому разведению способствовали быстрота воспроизводства, неприхотливость пищи, выносливость этого животного, а также наличие обширных дубовых лесов в Поднепровье. Разведение крупного и мелкого рогатого скота обеспечивало местное население мясом, молоком, шерстью, кожей, костью, а также тягловой силой во время обработки полей. Для заготовки сена использовали всё те же железные косы латенского типа. Промыслы На зарубинецких поселениях обнаружены кости собак, которые исполняли сторожевые и охотничьи функции. Практиковалась мясная и пушная охота. Зарубинцы охотились на кабана, оленя, лося, зубра, медведя, косулю, о чём свидетельствуют многочисленные остеологические материалы с поселений. Важное место занимала охота на пушного зверя, прежде всего бобра и куницу, шкурки которых по Днепру экспортировались преимущественно в античные колонии Северного Причерноморья. Важное значение в хозяйстве зарубинецких племён занимала рыбная ловля, на что указывают многочисленные находки рыбьих костей и чешуи в жилищах и погребах. Рыбной ловле способствовала сама топография зарубинецких поселений, которые располагались по берегам крупных рек. Обнаружено большое количество железных рыболовных крючков, реже встречаются наконечники одношпильных острог. Рыбачили преимущественно на крупную рыбу — осётра, сома, судака. Крайне редкой находкой является лодка, выдолбленная из толстого ствола ивы. Ремесло Носителям зарубинецкой культуры был хорошо известен сыродутный способ выплавки железа, а также различные приёмы обработки и изготовления различных предметов из металла. Железо получали путём плавки малонасыщенных болотных руд, которые были широко распространены в лесной и лесостепной полосе. Плавку металла осуществляли в глинобитных сыродутных горнах, куда непрерывно мехами через сопла нагнетался воздух. Мехи позволяли значительно повысить интенсивность горения в горне. Топливом служил древесный уголь. В результате многочасовой плавки получался небольшой слиток губчатого железа весом до 3 кг — крица, которая затем проковывалась для удаления ненужных шлаков. Железо выплавляли практически на каждом зарубинецком поселении, что подтверждается многочисленными находками шлаков. Существовали также и специализированные поселения металлургов, где добывали и обогащали железную руду, выжигали древесный уголь и плавили металл. После процесса проковки приступали к обработке металла. В кузнечном ремесле использовали низкосортное кричное железо со значительной примесью шлака, хотя в южных районах Среднего Поднепровья употреблялась углеродистая сталь, которую получали методом цементации готовых изделий. Некоторые изделия из стали подвергались закалке. В обработке металла фиксируются латенские и скифские приёмы. Спектр изделий из железа и стали был достаточно широк. Важное значение в ремесле зарубинецких племён занимала также и выплавка и обработка цветных металлов. Сырьё поступало в слитках преимущественно из античных колоний Северного Причерноморья, но использовался также и местный лом, который шёл на переплавку. Мастера-ювелиры работали непосредственно в своих жилищах. Выплавляли бронзу в тиглях на огне домашнего очага. Плавильные тигли представляли собой небольшие толстостенные круглодонные глиняные сосуды. Сами изделия изготавливались способом холодной обработки металла методом проковки, протяжки и чеканки, что свидетельствует о достаточно высоком уровне квалификации мастеров. Местные изделия из бронзы представлены преимущественно фибулами, шпильками, браслетами и кольцами.
Зарубинецкие ремесленники достигли сравнительно высокого уровня развития и в керамическом производстве. Изготовляли керамику преимущественно на ручном гончарном круге. Она делится по технологическим особенностям на два типа: груболепную и лощёную, поверхность которой заглаживалась до глянцевого блеска. Для лощёной посуды керамическое тесто готовилось с особой тщательностью. Его хорошо вымешивали, а в качестве примесей использовали песок, шамот, кварц или органику. После формовки сосуда на ручном гончарном круге приступали к её лощению при помощи костяных, глиняных и кожаных лощил, которые позволяли придать керамике блестящий полированный вид. Обжиг изготовленных форм происходил на открытом огне. Для получения чёрнолощёной посуды использовали метод обвара в мучном растворе. Для груболепной керамики использовали более грубое тесто с примесями песка или шамота. Гончарное производство зарубинецких племён не вышло за пределы домашнего ремесла Также население занималось изготовлением тканей, о чём свидетельствуют многочисленные находки глиняных ткацких грузил и пряслиц, а также широкое распространение фибул. Конструкция ткацкого станка достоверно неизвестна, но предположительно он не отличался от древнейшего славянского ткацкого станка и был достаточно простым по устройству — грузила оттягивали нити основы вниз. Ткани изготавливали из льна, конопли, овечьей и козьей шерсти. Ремесленники занимались обработкой кож и меха, использовали различный костяной инструментарий, железные ножи, иглы и проколки. Из кости и рога изготовляли рукоятки ножей, проколки, из камня — точильные бруски, зернотёрки и литейные формы. Обрабатывали также дерево, которое широко применялось в строительстве и бытовых нуждах. Из него сооружали дома, изготовляли деревянные рала, ткацкие станки, рукоятки для различных орудий труда и т. п. Торговля Торговые отношения зарубинецких племён были установлены преимущественно с северопричерноморскими античными колониями, а также с соседними племенами. Торговля носила меновой характер, хотя в античных центрах издавна существовало денежное обращение. Южный торговый путь шёл по Днепру, где оканчивался транзитными пунктами Малой Скифии. На территории позднескифских нижнеднепровских поселений и могильников фиксируется зарубинецкая чернолощёная керамика, что свидетельствует о прибывании зарубинецких торговцев. С севера на юг шли зарубинецкие товары — меха, шкуры, скот, мёд и воск, которые обменивали на вино и масло в амфорах, а также на продукты ремесленного производства. Тесные торговые отношения были установлены зарубинецкими племенами и с латенским миром. Латенский импорт представлен преимущественно фибулами, главным образом проволочными среднелатенского типа. На зарубинецких памятниках обнаружены также латенские кольца с шишечками, подвески-амулеты, перстни, шпоры, детали поясного набора, бронзовые сосуды, ситулы Этническая принадлежность Относительно этнической принадлежности зарубинецких племён среди исследователей нет единого мнения. Их связывают со славянами, германцами, балтами. Тем не менее, данные лингвистики, а также типологическая близость зарубинецких памятников с киевской культурой III—V вв. н. э. и культурами раннесредневековых славян V—VII вв. н. э. — пеньковской и колочинской — дают убедительные аргументы в пользу славянской принадлежности племён зарубинецкой культуры. Исследователи также отмечают, что для каждого из локальных вариантов зарубинецкой культуры был характерен свой этнический состав, так, население Полесского региона и Верхнего Поднепровья постепенно смешивалось с балтскими племенами, а Среднего Днепра — с пшеворскими, а также вобрало в себя некоторые балтские и сарматские элементы. Более достоверное определение этнической принадлежности зарубинецкой культуры было бы возможно при наличии письменных источников, какими являются сообщения греческих и римских историков о племенах, живших севернее от них около рубежа эр, таких как География Птолемея, согласно которой этот регион назывался Европейской Сарматией. Тем не менее, таких письменных источников на данный момент нет, племена лесостепного и лесного Поднепровья этого времени не упоминаются в сочинениях античных авторов, что значительно усложняет окончательное решение вопроса об этнической принадлежности племён зарубинецкой культуры. Историческая судьба В середине І в. н. э. прекращают своё функционирование все зарубинецкие городища и могильники. Культура прекращает своё существование ввиду передвижения соседних племён либо под действием экологических факторов. Постепенно она трансформируется в позднезарубинецкие памятники. Именно в это время на территории от Южного Буга на западе и до Оскола на востоке происходит формирование новых локальных групп под действием миграции зарубинецких племён. На этой территории, которая ранее лишь частично была занята зарубинецким населением, возникают новые культурные образования, в состав которых, кроме зарубинецких, входят традиции и других археологических культур. Эти культуры объединяют только связи с предыдущей зарубинецкой культурой. Позднезарубинецкие памятники (середина I—II в. н. э.) представлены: типом Лютеж, типом Рахны, типом Почеп, типом Грини, типом Картамышево-2—Терновка-2. В ареале этих локальных групп происходили последующие процессы славянского этногенеза. 43. КИЕВСКАЯ КУЛЬТУРА Археологические памятники второй четверти 1 тысячелетия н.э. выделяются в отдельную куль-турную группу. Впервые они широко изучались на Киевщине и получили название киевской культуры. В Беларуси систематическое исследование таких памятников проводилось в Могилевском Поднепровьи на селище и могильнике Обидня около д. Адаменка Быховского района. Такие же исследования селища и могильника проводились около д. Тайманово того же района, где найдены многочисленные мастериалы 2-9вв. н.э. Рассматриваемые древности 2-5вв. выявлены почти на всей территории, которую до этого зани-мала зарубинецкая культура. В бассейне Березины их ареал выходил на север на границы территории распространения зарубинецкой культуры, включая значительную часть Смоленщины и Брянщины. К памятникам киевской культуры относятся селища и бескурганные могильники с трупосожже-ниями. Обычно селища имеют размеры от 2 до 7га. Они находились на невысоких холмах в пойме по берегам рек или озер. В некоторых случаях селища возникали рядом с городищами, построенными раньше. Определено, что во второй четверти 1 тысячелетия н.э. были распространены два типа жилищ: полуземлянки и постройки столбовой конструкции. У племен были популярны украшения с эмалью красного и других цветов – бронзовые подвески и фибулы. С окраин римских провинций на территорию Беларуси попали краснолаковая керамика, фрагменты бронзовой посуды, стеклянные бусы. Выявлены также клады римских монет – динариев. Это первые монеты, которые появились на территории Беларуси в конце 2-начале3вв.н.э. Население занималось земледелием и скотоводством. При раскопках найдены железные серпы относительно больших размеров по сравнению с предыдущим временем, что косвенно подтверждает дальнейшее усовершенствование системы земледелия и повышение производительности труда. Для размола зерен использовались каменные зернотерки и изредка жернова. Признаки обработки черных и цветных металлов присутствуют на каждом поселении. Изучение качества железа и изготовленных из него орудий подтвердило, что в Белорусском Поднепровьи они соответствовали технологическому уровню эпохи. Ученые отмечают важное значение в генезисе киевской культуры зарубинецких древностей, что подтверждает совпадение ареалов этих культур. Другие рассматривают памятники киевского типа как поздний этап зарубинецкой культуры. Не исключено, что древности, про которые шла речь, относятся к славянскому этносу. 45. ПШЕВОРСКАЯ И ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРЫ. Пшеворская культура — археологическая культура железного века (II века до н. э. - IV век), распространенная на территории южной и центральной Польши. Была названа по польскому городу Пшеворску (Подкарпатское воеводство), около которого были найдены первые артефакты. Генетические связи Область распространения зарубинецкой и пшеворская культур. — пшеворская культура, — зарубинецкая культура, — Римская империя. Ранее эту территорию занимала непосредственно предшествовавшая ей и ещё более распространённая Лужицкая культура. Данная культура развивалась из культуры подклёшевых погребений при влиянии латенезированных культур. Происхождение пшеворской культуры, на основе позднепоморской культуры генетически связанной с культурой подклешевых погребений, как показало исследование погребальной обрядности, проделанное А. Невенгловским, связано с территорией нижней Силезии и примыкающей части Великопольши, испытавшими позднее довольно ощутимое ясторфское влияние. Эта культура родственна зарубинецкой культуре. Во II веке пшеворцы мигрируют на средний Дунай, где они формируют прешовскую культуру, а также на т
|