Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде






Выше мы рассмотрели наиболее радикальные меры применяемые во время антикризисного управления. Однако, не будем забывать, что основной целью антикризисного управления является " реабилитация" предприятия, т.е. возврат предприятия в ряд нормально хозяйствующих субъектов экономики.

Мы рассмотрели возможности устранения неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятия путем продажи " лишних" активов предприятия и уменьшением издержек. Теперь рассмотрим меры для обеспечения финансового равновесия в длительном периоде, что возможно только при увеличении денежного потока от основной деятельности предприятия.

Основными задачи на данном этапе является:

· повышение конкурентных преимуществ продукции;

· увеличение денежного компонента в расчетах;

· увеличение оборачиваемости активов.

Здесь в первую очередь необходимо обратить внимание на маркетинг. Как известно, маркетинг одно из самых больных мест наших предприятий и антикризисные управляющие должны умело проводить маркетинговые предприятия, иначе, предприятию не выжить. Суть антикризисного маркетинга - деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия. Вот, пример, Ликинская мануфактура долгое время простаивала и в итоге утратила рынок сбыта.. Начав в результате антикризисного управления работать предприятие часто оказывалось в ситуациях, когда получала отказ, даже предлагая более дешевый, чем у конкурентов, товар. Устоявшиеся отношения зачастую предпочтительнее денежной выгоды. Тут не обойтись без имиджевой рекламы. А татарское АО " Киемнэр-Данлы", образованная в результате банкротства АО " Киемнэр", для того, чтобы осваивать новые рынки, а момент для этого сейчас благоприятный: швейный импорт подорожал, первым делом создало службу маркетинга, которая занимается изучением спроса, каналов продаж и методов продвижения продукции, возможностей конкурентов. Такой анализ - основа выбора ассортимента и коммерческо-торговой политики предприятия. Только тогда, когда предприятие оказывается способным дать потребителю, рынку то, что ему необходимо, по приемлемой цене, в нужном количестве и нужного качества, в нужное время и в нужном месте, появляются предпосылки для финансовой стабилизации компании.

Например, АО " Сибтяжмаш" в результате проведенного маркетингового анализа отказался от необоснованно раздутого портфеля заказов, не подкрепленных платежеспособным спросом. Оставлены были только те заказы, по которым оплата гарантировалась " живыми" деньгами. Периориентирование на удовлетворение спроса ближайших территорий позволило ускорить оборот денежных средств. В итоге финансовая ситуация стабилизировалась.

§2 Антикризисное управление предприятием на примере АО " Автогенмаш"

Конечно, единого рецепта по выведению предприятия из кризиса на все случаи жизни не может быть, но научиться решать названную проблему - это не то же самое, что приложить какую-то универсальную формулу к предприятию, которое попало в тяжелейшую финансово-экономическую ситуацию, чтобы оно начало действовать бесперебойно. Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Задача управленческой команды состоит в том, чтобы выделить основные направления развития и подобрать к ним единственно верные на данный момент решения. В частности, необходимо глубоко проанализировать все аспекты этой проблемы и понять, что необходимо для того, чтобы вывести предприятие из кризисной ситуации.

АО " Автогенмаш" к началу 2011 г. оказалось неспособным исполнять свои текущие обязательства, и к нему постановлением администрации Воронежской области была возбуждено судебное дело о банкротстве. Во время временного управления был проведен экспресс-анализа финансового состояния предприятия.

Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия характеризует систему регулярной оценки кризисных параметров финансового развития предприятия, осуществляемых на базе данных его финансового учета по стандартным алгоритмам анализа17. Основной целью экспресс-диагностики является предварительная оценка масштабов кризисного состояния предприятия. Такая оценка проводится на основе анализа отдельных сторон кризисного развития предприятия за ряд предшествующих этапов. Практика финансового менеджмента использует при оценке масштабов кризисного финансового состояния предприятия три принципиальных характеристики:

· легкий финансовый кризис;

· глубокий финансовый кризис;

· финансовая катастрофа.

Ниже представлена примерная таблица на основании которой можно предварительно оценивать масштаб кризисного финансового состояния предприятия. В данной таблице анализируются только 4 показателя: чистый денежный поток, рыночная стоимость предприятия, состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения, состав текущих затрат предприятия. Конечно же это не полный перечень показателей которые могут анализироваться на этапе экспресс-диагностики, их количество может быть увеличено.

Таблица 2 Предварительная оценка масштабов кризисного финансового состояния предприятия

Объекты наблюдения Масштабы кризисного финансового состояния
Легкий финансовый кризис Глубокий финансовый кризис Финансовая катастрофа
Чистый денежный поток Снижение ликвидного денежного потока Отрицательное значение чистого денежного потока Резко отрицательное значение чистого денежного потока
Рыночная стоимость предприятия Стабилизация рыночной стоимости предприятия Тенденция к снижению рыночной стоимости предприятия Обвальное снижение рыночной стоимости предприятия
Состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения Повышение суммы и удельного веса краткосрочных финансовых обязательств Высокий коэффициент неотложных финансовых обязательств Чрезмерно высокий коэффициент неотложных финансовых обязательств
Состав текущих затрат предприятия Тенденция к росту переменных затрат Высокий коэффициент операционного левериджа при тенденции к росту переменных затрат Очень высокий коэффициент операционного левериджа при тенденции к росту общего уровня текущих затрат

В результате такой экспресс-диагностики было выявлено, что предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Собранием кредиторов и арбитражным судом было одобрено введение внешнего управление и назначение внешнего управляющего. Поиском путей реанимации этого уникального предприятия и сохранения трудового коллектива занялось ООО " Ритм".

Внешние управляющие начали с элементарного восстановления финансового учета: инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности, выработки и согласования взаимоприемлемого графика их погашения. Далее была проведена фундаментальная диагностика финансового состояния предприятия, основными целями которой являлись:

1. углубление результатов оценки финансового состояния предприятия, полученных в процессе экспресс-диагностики;

2. оценка и прогнозирование способности предприятия к нейтрализации угрозы банкротства за счет внутреннего финансового потенциала.

В процессе такого прогнозирования внешние управляющие определили как быстро и в каком объеме предприятие способно:

· обеспечить рост чистого денежного потока;

· снизить общую сумму финансовых обязательств;

· реструктуризировать свои финансовые обязательства из краткосрочных в долгосрочные;

· снизить уровень текущих затрат и коэффициент операционного левериджа;

На основе результатов такой фундаментальной диагностики была получена наиболее развернутая картина кризисного финансового состояния предприятия и конкретизированы формы и методы предстоящего финансового оздоровления.

Финансовая стабилизация на " Автогенмаше" осуществлялась по трем этапам:

1. Устранение неплатежеспособности;

2. Восстановление финансовой устойчивости;

3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

В рамках этапа устранения неплатежеспособности стала продажа ряда объектов недвижимости по периметру предприятия, главным образом административных зданий, которыми прежде, как выяснилось, предприятие было просто " перегружено".

В условиях сжатых сроков - всего 15 месяцев - и ограниченных возможностей требуется максимальная гибкость управленческих структур, восприимчивость производственных подразделений завода к быстро меняющимся финансовым, организационным, материально-техническим условиям, способность менеджмента вырабатывать и без проволочек реализовывать нестандартные решения. К сожалению, прежний аппарат управления многое из этого утратил, поэтому пришлось на ходу перестраивать заводские структуры и принимать непопулярные, но жизненно важные, и, как показало время, эффективные меры. Разумеется, при этом не обошлось без болезненного процесса сокращения численности персонала. С этого шага началась реализация мер по восстановлению финансовой устойчивости предприятия. Прежний коллектив насчитывал 532 человека, из которых 132 рабочих и 400 человек ИТР, вспомогательного и обслуживающего персонала, т.е. структурное соотношение равно 1: 3. Современная численность составляет 350 человек с соотношением 1: 1. Небольшой пример с отделом бухгалтерского учета: его численность сокращена почти в 7 раз -- с 27 до 4 человек.

Сложность кризисной ситуации, предельно ограниченное время постоянно толкают команду антикризисного управления на принятие достаточно жестких решений, ориентированных на немедленное достижение необходимых результатов. Поэтому одно только чисто механическое сокращение численности не могло дать существенного приращения результативности: этот процесс сопровождался параллельной перестройкой всего производственного цикла с внедрением всех необходимых и приемлемых для каждого данного подразделения новаций. В частности, резкое сокращение численности бухгалтерии прошло с одновременным внедрением автоматизированных рабочих мест для оставшихся работников. И так практически по всем отделам аппарата управления.

И все же главное в серии необходимых преобразований -- это реализация нового подхода к управлению себестоимостью продукции. Для этого пришлось отказаться от многого, что обычно приемлемо в стандартной финансовой и производственной среде, выбрать наиболее эффективные продолжения уже действующих технологических процессов, кардинально изменить прежние стоимостные ориентации. Основные мероприятия этого плана:

· максимально возможный отказ от приобретения на стороне комплектующих и изготовление его набора собственными силами;

· разработка и изготовление также своими силами заводской нестандартной технологической оснастки;

· переход в деловых связях с внешними партнерами-поставщиками материалов, как ни курьезно это звучит, на денежные отношения, т.е. полный отказ от бартера, поскольку бартер -- это как минимум 1, 5-кратное увеличение цены поставляемых материалов, не говоря уже о почти бесконечной цепи товарообменных операций. Результат этой меры -- зеркальное изменение политики снабжения: уменьшение доли бартера с 98 % до 2 % при соответствующем увеличении доли денежного наполнения и резкое снижение цен на используемые сырье и материалы;

· повсеместный контроль за использованием каждой копейки, каждого килограмма металла, каждой минуты рабочего времени;

· жесткое управление структурой себестоимости продукции.

Поставлена и неукоснительно выполняется задача выдерживать такую структуру себестоимости, при которой одна треть приходится на стоимость сырья и материалов, другая треть -- на фонд заработной платы, оставшаяся -- на налоги, вспомогательные, накладные и прочие расходы. При неизменности этого соотношения допускается уменьшение лишь по первой составляющей себестоимости.

В рамках же третьего этапа для выплаты первых и наиболее значимых долгов, приобретения необходимых материально-технических ресурсов пришлось брать новый очередной кредит в сумме 600 тыс. деноминированных рублей. Оставляя в стороне вопрос об известных трудностях его получения, отметим, что именно его решение позволило сдвинуться с мертвой точки, достичь по ряду финансовых позиций мирового соглашения с кредиторами и просто начать работать.

Принятые меры в сочетании с использованием агрессивного маркетинга, а также проведение нелегкой процедуры реструктуризации внешних долгов позволили в сложных рыночных реалиях и за короткий срок добиться ощутимой результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия: при сокращении численности персонала более чем на треть среднемесячный фонд заработной платы увеличился в 5, 7 раза, рентабельность - более чем в 2 раза. Объем продаж в мае 2011 г. составил 1626 рублей, в июне того же года - 266162 рубля, а уже в мае 2012 года - 2158092 рубля.

Но самый главный результат - удалось сохранить от полного разорения уникальное предприятие - единственное машиностроительное предприятие подобного типа на территории СНГ и третье в мире. Также сохранен в своей основе и трудовой коллектив, который за прошедший год поверил в свои силы и возможности своего завода. Устранена стандартная для многих предприятий причина социального напряжения - хронические невыплаты и задержки заработной платы. При этом полностью погашены бюджетные долги, принципиально изменились отношения с кредиторами по незначительному объему оставшихся долгов.

У предприятия появились новые возможности для решения задач не только текущей конъюнктуры, но и реализации планов ближайшей и обозримой перспективы. В их числе: освоение новых видов продукции, отвечающей самым жестким требованиям рынка и технических условий, дальнейшее расширение производства, восстановление экспортного потенциала, создание инновационных заделов, формулирование и реализация собственной инвестиционной политики, направленной не только на решение научно-технических, но и задач социального развития трудового коллектива.

Заключение

В последнее время в России появилось много книг, статей, посвященных антикризисному управлению. Практически все авторы сходятся во мнении, что антикризисное управление должно занять свою " нишу" в рамках общей теории управления. Однако само же антикризисное управление они трактуют по разному. Автор показал, что наиболее верным является системный подход к этому понятию, когда антикризисное управление трактуется как целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от диагностики кризиса до применения особых мероприятий для его избежания и преодоления. Исходя из этого определения деятельность антикризисного управляющего должна базироваться на основе глубокого анализа финансового состояния, деятельности и положения на рынке предприятия. Только после такого анализа антикризисный управляющий должен составить детально проработанный план антикризисного управления.

Автор выделил две большие группы причин кризиса на предприятии:

внешние и внутренние. Однако по его мнению, большинство кризисов на предприятиях возникают из-за такого внутреннего фактора как кризис управления. Антикризисный управляющий в своей деятельности должен в основном исправлять ошибки допущенные менеджерами предприятия. Однако, по мнению автора делать это он должен не обычными способами, а используя арсенал антикризисного управления.

По мнению автора, критерии принятия решений в антикризисном управлении должны отличаться от критерия нормального управления. В рамках " нормального" управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. Исходя из этого критерия и строит свою работу антикризисный управляющий.

По мнению автора, программы антикризисного управления должна состоять из трех этапов:

1. Устранение неплатежеспособности;

2. Восстановление финансовой устойчивости;

3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

В рамках первого этапа должно происходить устранение нехватки денежных средств для расчетов по неотложным обязательствам за счет ликвидации " лишних" активов предприятия. Причем такая ликвидация должна зачастую осуществлять ненормальным с точки зрения обычного управления способом, т.е. не взирая на возможные потери как уже полученных и материализованных в активах предприятия средств, так и тех, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.

На следующим этапом должно произойти максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов, причем также учитывая невзирая на условности " нормального" управления. Так, например, автор пишет, что если производство необходимо остановить, но нет возможности провести консервацию, то оно должно быть остановлено без нее.

Добившись временного восстановления финансовой устойчивости предприятия путем продажи " лишних" активов предприятия и уменьшением издержек, антикризисный управляющий, по мнению автора, для закрепления достигнутого эффекта на более продолжительный срок должен предпринять меры по увеличению денежного потока от основной деятельности предприятия и в первую очередь обратить внимание на маркетинг.

Для проведения маркетинговых мероприятий антикризисный управляющий должен серьезно исследовать характеристики основных и вспомогательных рынков и их сегментов, на которых работает предприятие, их размеры, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Кроме того, средства коммуникации, ориентиры для цен и валовой прибыли, цикл покупок. Исходя из такого исследования и составляется комплекс мер антикризисного маркетинга.

Пока антикризисные мероприятия выступают как совокупность мер по " штопанью дыр", а не многоплановый комплекс взаимоувязанных и взаимообусловленных действия, охватывающих все основные факторы бизнеса (в том числе - человеческий), на серьезные успехи в рыночных преобразованиях рассчитывать трудно. Устойчивая прибыль, прочные финансы предприятия - это не подарок судьбы или счастливая случайность. Это всегда результат умелого, тщательно просчитанного управления всей совокупность производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия (как внутренних, так и внешних).

 

В российской практике для оценки и прогнозирования финансового

состояния организаций используется следующий перечень показателей.

Общие показатели

Среднемесячная выручка (K1)

Среднемесячная выручка (1 K) рассчитывается как отношение выручки,

полученной организацией за отчетный период, к количеству месяцев в

отчетном периоде:

T

K = Валовая выручка организации по оплате 1,

где T ─ количество месяцев в рассматриваемом отчетном периоде.

Среднемесячная выручка вычисляется по валовой выручке, включающей

выручку от реализации за отчетный период (по оплате), НДС, акцизы и другие

обязательные платежи. Она характеризует объем доходов организации за

рассматриваемый период и определяет основной финансовый ресурс

организации, который __________используется для осуществления хозяйственной

деятельности, в том числе для исполнения обязательств перед фискальной

системой государства, другими организациями, своими работниками.

Среднемесячная выручка, рассматриваемая в сравнении с аналогичными

показателями других организаций, характеризует масштаб бизнеса

организации.

Доля денежных средств в выручке (K2)

Доля денежных средств в выручке (2 K) организации рассчитывается, как

доля выручки организации, полученная в денежной форме, по отношению к

общему объему выручки:

Валовая выручка организации по оплате

K = Денежные средства в выручке 2.

Данный показатель характеризует финансовый ресурс организации с

точки зрения его качества (ликвидности). Доля денежных средств отражает

уровень бартерных операций в расчетах и дает представление о

конкурентоспособности и степени ликвидности продукции организации, а

также об уровне менеджмента и эффективность работы маркетингового

подразделения организации.

Среднесписочная численность работников (K3)

Данный показатель определяется в соответствии с представленными

организацией сведениями о среднесписочной численности работников и

соответствует строке 850 приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5 по

ОКУД).

Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости

Степень платежеспособности общая (K4)

Данный показатель определяется как частное от деления суммы заемных

средств (обязательств) организации на среднемесячную выручку. Данный

показатель характеризует общую ситуацию с платежеспособностью

организации, объемами ее заемных средств и сроками возможного погашения

задолженности организации перед ее кредиторами.

Структура долгов и способы кредитования организации характеризуется

распределением показателя ォ степень платежеспособности общаяサ на

коэффициенты задолженности по кредитам банков и займам, другим

организациям, фискальной системе, внутреннему долгу. Перекос структуры

долгов в сторону товарных кредитов от других организаций, скрытого

кредитования за счет неплатежей фискальной системе государства и

задолженности по внутренним выплатам отрицательно характеризует

хозяйственную деятельность организации.

Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (K5)

Вычисляется как частное от деления суммы долгосрочных пассивов и

краткосрочных кредитов банков и займов на среднемесячную выручку.

Коэффициент задолженности другим организациям (K6)

Вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам

ォ Поставщики и подрядчикиサ, ォ Векселя к уплатеサ, ォ Задолженность перед

дочерними и зависимыми обществамиサ, ォ Авансы полученныеサ и ォ Прочие

кредиторыサ на среднемесячную выручку. Все эти строки пассива баланса

функционально относятся к обязательствам организации перед прямыми

кредиторами или ее контрагентами.

Коэффициент задолженности фискальной системе (K7)

Вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам

ォ Задолженность перед государственными внебюджетными фондамиサ и

ォ Задолженность перед бюджетомサ на среднемесячную выручку.

Коэффициент внутреннего долга (K8)

Вычисляется как частное отделения суммы обязательств по строкам

ォ Задолженность перед персоналом организацииサ, ォ Задолженность участникам

(учредителям) по выплате доходовサ, ォ Доходы будущих периодовサ, ォ Резервы

предстоящих расходовサ, ォ Прочие краткосрочные обязательстваサ на

среднемесячную выручку.

Степень платежеспособности общая и распределение показателя по виду

задолженности представляют собой значения обязательств, отнесенные к

среднемесячной выручке организации, и являются показателями

оборачиваемости по соответствующей группе обязательств организации. Эти

показатели также определяют, в какие средние сроки организация может

рассчитаться со своими кредиторами при условии сохранения среднемесячной

выручки, полученной в данном отчетном периоде, если не осуществлять

никаких текущих расходов, а всю выручку направлять на расчеты с

кредиторами.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам (K9)

Определяется как отношение текущих заемных средств (краткосрочных

обязательств) организации к среднемесячной выручке. Данный показатель

характеризует ситуацию с текущей платежеспособностью организации,

объемами ее краткосрочных заемных средств и сроками возможного погашения

текущей задолженности организации перед ее кредиторами.

Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными

активами (K10)

Вычисляется как отношение стоимости всех оборотных средств в виде

запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений,

денежных средств и прочих оборотных активов к текущим обязательствам

организации.

Данный коэффициент показывает, насколько текущие обязательства

покрываются оборотными активами организации. Кроме того, показатель

характеризует платежные возможности организации при условии погашения

всей дебиторской задолженности (в том числе ォ невозвратнойサ) и реализации

имеющихся запасов (в том числе неликвидов). Снижение данного показателя за

анализируемый период свидетельствует о снижении уровня ликвидности

активов или о росте убытков организации.

Собственный капитал в обороте (K11)

Вычисляется как разность между собственным капиталом организации и

внеоборотными активами. Наличие собственного капитала в обороте

(собственных оборотных средств) является одним из важных показателей

финансовой устойчивости организации. Отсутствие собственного капитала в

обороте организации свидетельствует о том, что все оборотные средства

организации сформированы за счет заемных средств. В случае отрицательного

значения показателя часть внеоборотных активов также сформирована за счет

заемных средств.

Доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент

обеспеченности собственными средствами) (K12)

Рассчитывается как отношение собственных средств в обороте ко всей

величине оборотных средств. Показатель характеризует соотношение

собственных и заемных средств и определяет степень обеспеченности

хозяйственной деятельности организации собственными оборотными

средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости.

Коэффициент автономии (финансовой независимости) (K13)

Определяется отношением стоимости капитала и резервов организации,

очищенных от убытков, к сумме средств организации в виде внеоборотных и

оборотных активов. Данный показатель определяет долю активов организации,

которые покрываются за счет собственного капитала (обеспечиваются

собственными источниками формирования). Оставшаяся доля активов

покрывается за счет заемных средств. Показатель характеризует соотношение

собственного и заемного капитала организации.

Показатели эффективности использования оборотного капитала

(деловой активности), доходности и финансового результата

(рентабельности)

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами (K14)

Вычисляется путем деления оборотных активов организации на

среднемесячную выручку и характеризует объем оборотных активов,

выраженный в среднемесячных доходах организации, а также их

оборачиваемость. Данный показатель оценивает скорость обращения средств,

вложенных в оборотные активы. Показатель дополняется коэффициентами

оборотных средств в производстве и в расчетах, значения которых

характеризуют структуру оборотных активов организации.

Коэффициент оборотных средств в производстве (K15)

Вычисляется как отношение стоимости оборотных средств в

производстве к среднемесячной выручке. Оборотные средства в производстве

определяются как средства в запасах с учетом НДС минус стоимость товаров

отгруженных.

Коэффициент оборотных средств в производстве характеризует

оборачиваемость товарно-материальных запасов организации. Значения

данного показателя определяются отраслевой спецификой производства,

характеризуют эффективность производственной и маркетинговой

деятельности организации.

Коэффициент оборотных средств в расчетах (K16)

Вычисляется как отношение стоимости оборотных средств за вычетом

оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке. Коэффициент

__________определяет скорость обращения оборотных активов организации, не

участвующих в непосредственном производстве. Показатель характеризует в

первую очередь средние сроки расчетов с организацией за отгруженную, но

еще не оплаченную продукцию, т.е. определяет средние сроки, на которые

оборотные средства, находящиеся в расчетах, выведены из производства.

Кроме того, коэффициент оборотных средств в расчетах показывает, насколько

ликвидной является продукция, выпускаемая организацией, и насколько

эффективно организованы отношения организации с потребителями

продукции. Он отражает эффективность политики организации с точки зрения

сбора оплаты по продажам, осуществленным в кредит. Рассматриваемый

показатель характеризует вероятность возникновения сомнительной и

безнадежной дебиторской задолженности и ее списания в результате

непоступления платежей, т.е. степень коммерческого риска. Возрастание

данного показателя требует восполнения оборотных средств организации за

счет новых заимствований и приводит к снижению платежеспособности

организации.

Рентабельность оборотного капитала (K17)

Вычисляется как частное от деления прибыли, остающейся в

распоряжении организации после уплаты налогов и всех отвлечений, на сумму

оборотных средств. Данный показатель отражает эффективность использования

оборотного капитала организации. Он определяет, сколько рублей прибыли

приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы.

Рентабельность продаж (K18)

Вычисляется как частное от деления прибыли, полученной в результате

реализации продукции, на выручку организации за тот же период. Показатель

отражает соотношение прибыли от реализации продукции и дохода,

полученного организацией в отчетном периоде. Он определяет сколько рублей

прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один

рубль выручки.

Среднемесячная выработка на одного работника (K19)

Вычисляется как частное отделения среднемесячной выручки на

среднесписочную численность работников. Этот показатель определяет

эффективность использования трудовых ресурсов организации и уровень

производительности труда. Выработка дополнительно характеризует

финансовые ресурсы организации для ведения хозяйственной деятельности и

исполнения обязательств, приведенные к одному работающему в

анализируемой организации.

Показатели эффективности использования оборотного капитала и

инвестиционной активности организации:

Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) (K20)

Определяется как отношение среднемесячной выручки к стоимости

внеоборотного капитала. Показатель характеризует эффективность

использования основных средств организации, определяя, насколько

соответствует общий объем имеющихся основных средств (машин,

оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств, ресурсов,

вкладываемых в усовершенствование собственности) масштабу бизнеса

организации.

Значение показателя эффективности внеоборотного капитала меньшее,

чем значение аналогичного среднеотраслевого показателя, может

характеризовать недостаточную загруженность имеющегося оборудования в

том случае, если в рассматриваемый период организация не приобретала новых

дорогостоящих основных средств. Чрезмерно высокие значения показателя

эффективности внеоборотного капитала могут свидетельствовать как о полной

загрузке оборудования и отсутствии ресурсов, так и о значительной степени

физического и морального износа устаревшего производственного

оборудования.

Коэффициент инвестиционной активности (K21)

Вычисляется как частное отделения суммы стоимости внеоборотных

активов в виде незавершенного строительства, доходных вложений в

материальные ценности и долгосрочных финансовых вложений на общую

стоимость внеоборотных активов.

Данный показатель характеризует инвестиционную активность и

определяет объем средств, направленных организацией на модификацию и

усовершенствование собственности и на финансовые вложения в другие

организации. Неоправданно низкие или слишком высокие значения данного

показателя могут свидетельствовать о неправильной стратегии развития

организации или недостаточном контроле собственников организации за

деятельностью менеджмента.

Показатели исполнения обязательств перед бюджетом и

государственными внебюджетными фондами

Коэффициенты исполнения текущих обязательств:

• перед федеральным бюджетом (K22);

• бюджетом субъекта Российской Федерации (K23);

• местным бюджетом (K24);

• государственными внебюджетными фондами (K25);

• Пенсионным __________фондом Российской Федерации (K26).

Вычисляются как отношение величины уплаченных налогов (взносов) к

величине начисленных налогов (взносов) за тот же отчетный период. Эти

соотношения характеризуют состояние расчетов организации с бюджетами

соответствующих уровней и государственными внебюджетными фондами и

отражают ее платежную дисциплину.

Изучение динамики данных показателей позволяет довольно полно

охарактеризовать финансовое состояния предприятия и установить

наметившиеся тенденции его изменения.

Экспресс-анализ

Довольно часто для диагностики несостоятельности предприятий

применяют ограниченный круг наиболее существенных показателей.

Например, методика многих банков основана на проведении экспресс-анализа

коэффициентов ликвидности, соотношения собственных и заемных средств,

оборачиваемости и рентабельности.

Неудовлетворительная структура баланса характеризуется таким

состоянием имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не

может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед

кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества.

Структура баланса может оцениваться такими количественными показателями,

как:

- коэффициента текущей ликвидности т л R;

- коэффициента обеспеченности собственными средствами осс K;

- коэффициента восстановления платежеспособности предприятия в п K;

- коэффициента утраты платежеспособности предприятия уп K.

Коэффициент текущей ликвидности

Характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными и

денежными средствами для ведения хозяйственной деятельности,

своевременного погашения его срочных обязательств:

Наиболее срочные обязательства

K Оборотные средства в запасах затратах и прочих активах т л

=,.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств,

необходимых для его финансовой устойчивости:

Оборотные средства в запасах затратах и прочих активах

K Собственные оборотные средства ос с,

=.

Структура баланса предприятия неудовлетворительна, а предприятие

неплатежеспособно, если К 2 т л < либо K 0, 1 о с с <.

Коэффициент восстановления платежеспособности

Определяется как отношение расчетного т л R к его установленному

значению. Расчетный т л R определяется как сумма фактического значения т л R

на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между

окончанием и началом отчетного периода на период восстановления

неплатежеспособности, установленный равным 6 месяцем:

()

6 т л Л К Л Н

В П

K T K K

Нормативный коэффициент текущей ликвидности

K Расчетный коэффициент текущей ликвидности

+ +

= =,

где Т Л K – фактическое значение (в конце отчетного периода коэффициента

ликвидности;

Л К K, K Y K – значение коэффициента текущей ликвидности в конце (начале)

отчетного периода;

2 – нормативное значение текущей ликвидности;

T – отчетный период (3, 6, 9 или 12 месяцев);

6 – период восстановления платежеспособности (месяцы).

Если > 1 В П K – считают, что у предприятия есть возможность

восстановить платежеспособность, если < 1 В П K – такой возможности нет.

При значении < 1 В П K определяется коэффициент утраты

платежеспособности по формуле:

()

2

K 3 Т К К

K Т П лК Л Н

EG

+ +

=,

где 3 – период утраты платежеспособности предприятием (месяцы).

Если > 1 У П К – есть возможность не утратить платежеспособность. Если

< 1 У П К – предприятию грозит утрата платежеспособности.

Возможность нейтрализовать угрозу банкротства за счет внутреннего

потенциала предприятия диагностируется с помощью двух следующих

показателей.

Коэффициент рентабельности капитала

СК

КР ЧП С К =,

где ЧП – сумма чистой прибыли от реализации продукции;

СК – средняя сумма собственного капитала;

Коэффициент оборачиваемости активов

А

О

КО р

а =,

где р О ─ сумма общего оборота по реализации продукции в рассматриваемом

периоде; А ─ средний остаток активов в рассматриваемом периоде.

Первый коэффициент дает представление о том, в какой мере

предприятие способно формировать дополнительные денежные потоки для

удовлетворения возрастающих платежных обязательств.

Второй – показывает степень скорости формирования этих

дополнительных денежных потоков.

Признание организации неплатежеспособной и имеющей

неудовлетворительную структуру баланса не означает признания ее банкротом,

не отменяет ее юридического статуса, так как оценка носит профилактический

характер, показывает собственникам неустойчивость финансового состояния.

5.2. Горизонтальный (трендовый) и вертикальный анализ баланса

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей

бухгалтерского баланса с показателями балансов предыдущих периодов.

При проведении горизонтального анализа используются приемы:

- простого сравнения статей отчетности в абсолютном выражении и в

процентах к базовому (отчетному) периоду;

- изучения их резких изменений;

- анализ изменения статей отчетности в сравнении с колебаниями

других статей.

Вертикальный анализ осуществляется в целях определения удельного

веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего

сравнения результатов с данными предыдущих периодов, что позволяет

установить структуру активов и капитала организации, ее вложений и

динамику изменения за рассматриваемые периоды.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.081 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал