Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Три формы психологических знаний
Психологическое знание в широком смысле (представления о душевных качествах и принципах поведения людей) вкраплено в художественном творчестве, социальных практиках и быту человека. Существуют три формы психологического знания: 1. Житейское (обыденное) – знание о психике приобретается отдельным человеком и обществом в целом стихийно путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Оно материализуется в форме пословиц, поговорок, сказок и расхожих представлений «народной мудрости». Житейские знания носят фрагментарный характер и внутренне противоречиво. Практически для каждой поговорки можно найти противоположную по значению («Семь раз отмерь – один раз отрежь» - «Куй железо пока горячо»; «Ум хорошо, а два лучше» - «У семи нянек дитя без глаза»). Причина такого явления лежит в том, что житейское знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя мира». Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые, явно прослеживаемые причинно-следственные связи и обобщения очевидных фактов, которые не могут отражать все многообразие, всю сложность реальных психологических закономерностей. Они не систематизированы, не имеют вербализованной логической аргументации. 2. Художественное психологическое знание – художественное отражение психологической реальности существенно иное, оно отражает уникальное авторское видение, существует в форме художественных произведений, где в образном, эмоционально насыщенном описании единичного художник говорит об универсальной сущности человеческой природы. Художественное познание относится к одному волнующему автора вопросу о психической жизни личности. Оно насыщает житейское образами, моделями поведения, способами интерпретации, обогащает душевную жизнь человека тем опытом, который лично он не переживал в реальности, позволяет пройти через предельные психологические состояния и смыслы. 3. Научное знание – в отличии от житейского и художественного возникает в результате применения научных методов познания, охватывает и объясняет как явные распространенные факты и явления, так и практически не наблюдаемые в обыденной жизни ситуации, движется по пути устранения внутренних противоречий, стремится быть отраженным в системе четких однозначно понимаемых сообществом ученых понятий, передается через социально нормированные технологии (профессиональное обучение, конференции, научные журналы).
|