Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 7. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе
Тема 7. Психическая форма отражения. Раздражимость и чувствительность. Возникновение психики: стадии развития психики и их особенности. Концепция физиологии активности Н.А. Бернштейна. Филогенез – это развитие вида в процессе эволюции. Онтогенез – развитие индивида в течение его жизни.
Когда возникает психика? Есть ли «душа» у растений? С чем связано важнейшее для существования человеческого рода событие – пробуждение сознания? Можно указать на четыре традиционных позиции, которые характеризуют «момент» перехода от непсихической формы отражения к психической: 1 позиция – панпсихизм, т.е. учение о всеобщей одухотворенности природы – Гераклит и Анаксагор. Эту точку зрения на заре становления психологии как самостоятельной науки отстаивал и создатель психофизики Фехнер. 2 позиция – биопсихизм, более мягкая позиция в этом вопросе, которая признает психику свойством не всякой, а только живой материи – В. Вунд. 3 позиция – нейропсихизм, признает наличие психики лишь у организмов, обладающих нервной системой, где психики связывается с нервным субстратом – Ч. Дарвин. 4 позиция – антропопсихизм, максимально узкое решение вопроса, который связывает возникновение психики с появлением человека, где психики лишены не только растения но и животные – Р. Декарт.
Однако, ни одна из перечисленных точек зрения не может быть признана удовлетворительной на современном этапе развития психологии, так как не объясняет причин возникновения психики. Психика рассматривается как исторический феномен. А.Н. Леонтьев писал: «Психика, психические явления не существуют как нечто изначально данное. Они имеют историю своего возникновения, историю своего развития, в ходе которого приобретают те формы, которые мы знаем сейчас». Предлагаемый им критерий психики не является структурным, а является функциональным (организм должен быть способен справиться с задачей, для решения которой необходима психика). Психика существует в мире живой природы не только до появления человека, но и до появления в ходе эволюции нервной системы и мозга. Наиболее совершенным органом, обеспечивающим функционирование психики, является мозг человека, а адаптация к среде связана с необходимостью существования психики. Необходимость в психике возникает при освоении изменчивой среды обитания, где биологически значимые объекты разнообразны, а конкретная реакция должна быть подогнана к особенностям объекта и ситуации.
Раздражимость и чувствительность. По А.Н. Леонтьеву, граница между миром психического и миром непсихического проходит между двумя типами реагирования организма: раздражимостью и чувствительностью. Раздражимость – это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия (свойство живой материи реагировать на воздействия, входящие в процесс обмена веществ). Реакция живого существа на различные воздействия внешней среды называются тропизмами ( подсолнух), которые бывают: хемотропизмы (реакция на хим. среду), термотропизмы. Это свойство появляется при переходе от неорганической материи к органической. Класс раздражителей, которые напрямую удовлетворяют биологическую потребность, называют биотическими. В качестве объективного критерия возникновения психики А.Н. Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия ( это следующая форма отражения и связи со средой, она лишь сигнализирует о наличии жизненно важных воздействий – тепло, холод, свет). Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые не были запрограммированы генетически, т.е. к прижизненному научению. Эта способность, в отличие от раздражимости, была названа чувствительностью. Только с появлением чувствительности оформляется поведение в собственном смысле этого слова. Поведение связывается с простейшей формой научения. Соответственно Леонтьев считает, что появление чувствительности может служить объективным признаком возникновения психики. Чувствительность является элементарной формой ощущения. Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. С прекращением этого обмена веществ, прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка.
Нервная система не является необходимой предпосылкой возникновения психики, психика формируется в ответ на требования активности живых существ. Однако уже на стадии элементарной сенсорной психики происходит неразрывное связывание психических явлений с нервным субстратом: сначала это 1. Сетевидная (диффузная) нервная система (кишечнополостные животные). Она появляется у морских звезд, медуз и характеризуется тем, что у нее нет управляющей системы, а каждая щупальца выполняет хватательное движение, являясь органом пищеварения. 2. Ганглиозная («узловая» - плоские черви), где передние ганглии осуществляют функцию управления. На ганглиях расположены зачатки органов чувств. 3. Сенсорная стадия развития психики связана с появлением у животных головного и брюшного отделов, где головной отдел выполняет все управляющие функции. На этой стадии находятся пчелы, муравьи, пауки, которые реагируют на отдельные свойства предметов и явлений окружающей действительности. 4. Перцептивная стадия - развития психики присуща всем позвоночным, в том числе и человеку. Она характеризуется наличием центральной нервной системы, отражая предметы и явления окружающей действительности в целостности и совокупности всех свойств и частей, основным координирующим центром которой является мозг, бурно развивается, возникают коры больших полушарий. Основу всех форм поведения составляют инстинктивные действия, т.е. генетически наследуемые элементы поведения. Большую роль в реализации инстинктов играет научение. 5. Интеллектуальная стадия – предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов, характеризуется особенностями: а) активное использование «орудий»; б) Явление инсайта, т.е мгновенного нахождения решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок (озарение); в)закрепление эффективного способа решения единственной удачной попытки; г) возможность переноса решения на широкий класс схожих задач; д)способность решать «двухфазные» задачи, т.е. объединению в рамках одной задачи двух уже сформированных операций.
Среди животных наиболее распространенными формами поведения являются: · Инстинкт – это генетически запрограммированная норма поведения, связанная с приспособлением к внешней среде. · Навык – это автоматизированный способ поведения животных, базирующийся на приобретенном условном рефлексе и многочисленных упражнениях · Интеллектуальные формы поведения – присущи высокоразвитым приматам и ряду позвоночных животных (дельфины, лисы, волки). Инф - связаны с ручным мышлением, т.е. с удовлетворением биологических потребностей в конкретной наглядно-образной среде и ситуации. Язык общения у животных связан с передачей сигналов. У высокоразвитых приматов наблюдается до 40 разных сигналов. Эти сигналы характеризуют не конкретный предмет, а ситуацию, связанную с удовлетворением биологических потребностей или с самосохранением.
Помимо психологии в научном мире не мало дисциплин, занимающихся обучением животных и человека. Общебиологическими, зоологическими и экологоморфологическими основаниями поведения занимается этология (биология поведения). Психологический подход к изучению поведения животных осуществляется зоопсихологией, где объектом является психическая деятельность животных. По А.Н. Леонтьеву, главной предпосылкой возникновения сознания является совместный труд, включающий в себя разделение трудовых функций. С возникновением целенаправленного действия, складывается объективная необходимость и возможность сознания. Важнейшим фактором, участвующим в формировании сознания, является язык, который отличается от коммуникативных сигналов животных. Человеческий язык – истинный носитель сознания. Развиваясь и совершенствуясь, сознание достигает формы самосознания, в котором происходит осознание человеком самого себя, своих качеств и свойств, потребностей, целей и ценностей. Человеку свойственно научение через рассуждение. Наличие сознания позволяет ему создавать модели мира и «проигрывать» различные версии событий в идеальном плане (К. Поппер отмечал, что сознание позволяет нам, «чтобы вместо нас погибали наши гипотезы»).
Концепция физиологии активности Н.А. Бернштейна Теория двигательных навыков была разработана отечественным физиологом Бернштейном (1896-1966). Он заметил, что в то время технические устройства изнашиваются от многократного выполнения того или иного действия, живые существа характеризуются упражняемостью. Упражняемость – как свойство живого организма заключается в том, что каждое следующее исполнение действия оказывается лучше предыдущего, оно не копирует предшествующее, а развивает его. Суть выработки навыка заключается в открытии принципа решения двигательной задачи: 1 этап – разделение на смысловую структуру (А что я собственно хочу сделать?) и двигательный состав действия. Н-р: смысловая структура – желание плыть; двигательным смыслом – способ исполнения этого замысла – стиль кроля, брасса. При этом, вы плавать не умеете, а наблюдаете за опытным пловцом, выбирая приемлемый для себя стиль. 2 этап – выявление и роспись сенсорных коррекций. Он отказался от понятия «рефлекторной дуги», выработанной Р. Декартом, перейдя к понятию «рефлекторного кольца». Суть этого перехода в том, что навык не может быть стереотипной последовательностью выученных действий, на всем его протяжении требуется постоянная сверка движения с реальными условиями. Постоянную координирующую информацию, которую наш сенсорный аппарат получает по ходу разворачивания навыка, Н.А. Бернштейн назвал «сенсорными коррекциями». На этапе необходимо максимальное количество повторений, каждое из которых будет не механическим возобновлением движения, а его модификацией. Работа с навыком идет здесь на сознательном уровне, где новое звучание приобретает проблема переноса навыка, согласно которой вырабатывается последовательность реакций, которую потом можно перенести с одной деятельности на другую. Это не перенос движений, а перенос уже готовых сенсорных коррекций, н-р удержание равновесия над узкой опорой в катании на велосипеде и коньках. 3 этап – происходит «развертка фонов», т.е автоматизации двигательного навыка. Сформированные на предшествующем этапе сенсорные коррекции покидают сознание и начинают выполняться автоматически. Постепенно все большая часть навыка становится практически независимой от сознания (мы плывем не думая как нам плыть, а просто плывем). 4 этап – срабатывание фоновых коррекций, где все компоненты навык интегрируются в единое целое. 5 этап – стандартизация навыка, где навык делается устойчивым, каждое новое его исполнение все более похоже на предшествующее. 6 этап – стабилизации. Навык становится устойчивым к помехам, осуществляется будто бы сам собой. Преимущество концепции Бернштейна в том, что здесь навык представляется иерархически организованной системой, которая включает в себя и наблюдение, и инсайт, и выработку реакций. Только взятые в совокупности все «элементы» научения приводят к успешному освоению навыка. Таим образом, можно выделить различные этапы эволюции психики, связанные с усложнением условий жизни и активности организмов (см. таблица). Приспособление к изменяющимся условиям включает в себя аспект прижизненного формирования новых способов поведения – научение. Чем выше уровень психической организации, тем в более разнообразные и системные процессы научения он включен.
Стадии развития психики и их особенности:
|