Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие копинг-поведения в отечественной и зарубежной психологической литературе






Впервые понятие копинг было применено при изучении детских кризисов в 1962 г. Л. Мэрфи. Затем Р. Лазарус в 1966 г. обратился к понятию «копинг» в своем труде «Психологический стресс и процесс совладания». В его понимании «копинг» это приемы которые человек использует осознано для преодоления стресса и событиями порождающими тревогу. Он определял копинг как «постоянно меняющиеся попытки в поведенческой и когнитивных областях справиться со специфическими внутренними и внешними требованиями, которые оцениваются как превышающие ресурсы человека или чрезмерные» [52]. По мнению Р. Лазаруса и С. Фолкмана копинг представляет собой динамичный процесс. Динамика копинга заключается в постоянной смене приемов совладания. В последствии понятие «копинг» было значительно расширено оно стало включать в себя не только приемы совладания с требованиями превышающими ресурсы человека, но и с повседневными стрессовыми ситуациями.

Отечественные ученые интерпретируют понятие «копинг – поведение» как психологическое преодоление или совладающие поведение. Под копинг – поведение понимается индивидуальный прием преодоления человеком затруднительной ситуации. Во многом поведение человека определяет значимость затруднительной ситуации и личностно – средовые ресурсы.

Копинг – стратегии (от англ. to cope with – справляться с чем либо, совладать) – это используемые человеком осознанные приемы совладания с трудными ситуациями и условиями которые они порождают [52].

Анализируя современные зарубежные и отечественные работы можно сказать, что cсуществует очень много различных классификаций стратегий копинг – поведения. В зарубежной психологии в изучение стиля поведения в различных трудных ситуациях можно выделить несколько направлений. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Представители неопсихоаналитического подхода интерпретируют копинг как эго – процессы, предназначенные для конструктивной адаптации личности в трудных ситуациях. В процессе совладания с трудной ситуацией начинают функционировать копинг – процессы, которые предполагают включение моральных, когнитивных, социальных структур личности. В случае, когда личность не способна продуктивно преодолеть проблемы, включаются защитные механизмы, что впоследствии приводит к пассивной адаптации. Механизмы защиты определяются как дезадаптивные и ригидные, препятствующие нормальной адаптации личности в реальной действительности. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что защита и копинг разнонаправленные механизмы функционирующие на основании одних эго – процессах.

Представители гуманистического подхода интерпретируют понятие «копинг» как качества личности. Такие качества позволяют предпринимать относительно постоянные варианты реагирования личности на стрессовые ситуации. Исследователи Р. Моос и А. Биллингс выделили три основных способа преодоления стрессовых ситуаций:

1. Копинг, нацеленный на оценку – совладание со стрессом представляет собой попытку оценить важность ситуации и ввести в действие определенные стратегии: когнитивная переоценка, логический анализ и др.

2. Копинг, нацеленный на проблему – цель преодоления стрессовой ситуации заключается в устранении источника стресса или его уменьшении.

3. Копинг нацеленный на эмоции – человек пытается поддержать эффективное равновесие и уменьшить эмоциональную напряженность с помощью поведенческих и когнитивных усилий.

Представители когнитивного подхода С. Фолкман и Р. Лазарус, которые являются ведущими специалистами в области изучения «способов совладания», понимают копинг как динамический процесс. Данный процесс определяется субъективностью переживания ситуации и другими факторами. Копинг является поведенческими и когнитивными усилиями человека, предназначенными для снижения воздействия стресса [52].

С. Фолкман и Р. Лазарус выделяют две формы копинг – поведения:

1. Активная форма – определяется активным целенаправленным ослаблением или устранением воздействия стрессовой ситуации.

2. Пассивная форма – определяется использованием различных психологических механизмов защиты, за счет которых снижается эмоциональное напряжение, но не изменение стрессовой ситуации.

По мнению Р.С. Лазаруса существует два глобальных способа преодоления стресса: проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный.

Проблемно-ориентированный тип проявляется в формах поведения, например, как самостоятельный анализ случившегося, либо обращение за помощью к другим, поиск дополнительных источников информации.

Субъектно-ориентированный тип преодоления проявляется в попытках не думать о проблеме вообще, стремлении переложить свои заботы на других и использовании средств компенсации отрицательных эмоций, таких, как алкоголь, сон, еда и т. п. и является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, без конкретных действий. Если у человека нет знаний, умений или реальных возможностей снизить давление стрессора, то восстановление эмоционального баланса интенсивно осуществляется при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) [52].

Также Р. Лазарусом и С Фолкманом были выделены две основные функции копинг – поведения:

1. Регуляция эмоций (копинг, направленный на эмоции);

2. управление проблемами, которые вызывают дистресс (копинг, направленный на проблему).

В большинстве ситуаций вызывающих стресс используются эти две функции. В зависимости от того как индивид оценивает стрессовую ситуацию определяется их количественное соотношение. Характер эмоций, которые испытывает человек, встречаясь с проблемами, и их интенсивность зависит от оценки индивидом происходящего.

Пять основных задач копинга как особого адаптивного поведения выделяют Р.С. Лазарус [29] и С.Фолкман [30, 31]:

1)минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности, деятельности;

2)терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;

3)поддержание позитивного, положительного образа Я, уверенности в своих силах;

4)поддержание эмоционального равновесия;

5)установление и сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми.

Исследователь Д. Галахер выдвинул гипотезу, что оценка события зависит от объема ресурсов личности. События воспринимаются угрожающими в том случае, когда индивид оценивает свои ресурсы как неадекватные или недостаточные. Обычно адекватно оценивают свои ресурсы люди устойчивые к стрессу.

Первыми описали процесс разрешения социальных проблем или копинг – процесс А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид. В изучении совладающего поведения – стратегий совладания со стрессом это очень важный теоретический момент. Когнитивно – поведенческим процессом является активное разрешение проблем. В результате когнитивно – поведенческого процесса формируется общая социальная компетентность личности. Авторы выделяют пять компонентов копинг – процесса:

1. Ориентация в проблеме (для общего ознакомления подключаются когнитивные и эмоциональные компоненты);

2.Определение и формулирование проблемы (описание проблемы конкретными терминами и определение специфических целей);

3. Генерация альтернатив (формулирование возможных вариантов разрешения проблемы);

4.Выбор оптимального варианта решения проблемы;

5. Выполнение решения, с подтверждением его эффективности.

Другой исследователь копинг – поведения Мурфи, определяет копинг, как процесс, который включает в себя определенные усилия. Данный процесс не является автоматизированным адаптационным механизмом как, напремен рефлексы. Механизмы рефлекса являются наиболее примитивными в отличии от механизма копинга. Основываясь на исследованиях проведенных на детях и животных автор высказывает предположение, что в процессе развития человека, его символизация и когнитивные процессы в функционировании становятся более распространенными, а роль примитивных механизмов становятся менее значимыми.

Сравнительно недавно ученые занимающиеся проблематикой копинг – стратегий стали придерживаться ресурсного подхода. В данном подходе акцент ставится на процесс «распределения ресурсов». Этот процесс объясняет факт того, что некоторые люди эффективно адаптируются и сохраняют свое здоровье несмотря на различные жизненные ситуации. Представители ресурсного подхода предполагают, что применяемые индивидом копинг – стратегии и владение и управление ресурсами могут влиять друг на друга. Таким образом, если подросток не желает эффективно взаимодействовать с социальным окружением, у него будет мало друзей. В данном случае можно сделать выводы, что копинг – стратегия повлияла на ресурсы. И наоборот если ребенок вырос в обедненной социальной среде и у него были ограничены ресурсы, то такое обстоятельство способно повлиять на выбор копинг – стратегий в будущем и на частоту применения стратегии совладания со стрессом «социальная поддержка».

Теории в рамках ресурсного подхода предполагают, что существуют «ключевые ресурсы». Данные ресурсы направляют или «управляют» общим фондом ресурсов.

«Ключевые ресурсы» – главное средство, которое организует и контролирует распределение остальных ресурсов.

В ресурсном подходе рассматривается широкий круг ресурсов, как средовых (доступность моральной, эмоциональной и инструментальной помощи социальной среды), так и личностных (способности и навыки человека).

В рамках ресурсного подхода Хобфолл предложил теорию сохранения ресурсов. В данной теории исследователем была разработана классификация ресурсов:

объективные (материальные ценности);

социальные (место индивида в социальной стратификации, социальный статус).– личностные (играют первостепенную роль в процессе совладания со стрессом. Представляют собой персональные характеристики к которым относятся, локус контроль, оптимизм, жизнестойкость и тд.)

энергетические (знания, время, деньги и правильные инвестиции, которые способствуют приобретение новых ресурсов) [15].

Центральным понятием в теории сохранения ресурсов являются понятие «ресурсы». Они представляют ценности, которые индивид стремится приобретать, накапливать, сохранять, приумножать. В рамках данной теории основным параметром возникновения стресса является страх потери ресурсов. Хобфолл считает, что сами жизненные ситуации такие как, развод, смена социального статуса, смена работы и тд. не являются стрессогенными. Жизненные обстоятельства становятся источником стресса если несут за собой актуальную потерю ресурсных запасов. Принципом теория сохранения ресурсов является то, что потеря ресурсов наиболее значима нежели их приобретение. Процессы потери ресурсов являются более интенсивными, значимыми, чем процессы приобретения и имеют более значительные последствия, которые в дальнейшем с трудом поддаются компенсации. Исследователями выше изложенной теории было доказано, что большинству людей свойственно недооценивать приобретения и переоценивать потери.

Другой представитель ресурсного подхода М. Селигман в качестве основного ресурса совладания со стрессом предлагает рассматривать «оптимизм». В результате своих исследований в которых приняли участие более 2282 человек М. Салигман пришел к выводу, что положительные эмоции и оптимизм без сомнения продлевает жизнь и укрепляет здоровье.

Не менее важным представителем ресурсного подхода является А. Бандура разработавший конструкт самоэффективности. Данный конструкт рассматривается как основной ресурс, влияющий на копинг – поведение. Таким образом, с конструктом самоэффективности связаны познавательные процессы, они относятся к внутреннему убеждению человека о своей способности к совладания. Такое убеждение в человеке демонстрирует его способность к использованию собственных ресурсов и способность получать ресурсы из окружающей среды.

В психологии интерес к копинг – стратегиям возник сравнительно недавно вследствие чего исследователи не пришли к единой классификации копинг – стратегий. Работы по проблеме феномена совладания с трудностями зачастую очень разрознены и это способствует тому, что различные исследователи копингового поведения предлагают свои классификации [28].

Первую классификацию копинг – стратегий предложили исследователи Лазарус и Фолкман. Они предложили бинарную классификацию копинг – стратегий. Авторы выделили следующую направленность:

1. Проблемно – фокусированные стратегии (11 копинговых действий) – данный копинг включает в себя попытки человека путем изменения когнитивной оценки ситуации (например, поиск информации или удержания себя от поспешных и импульсивных действий) улучшить отношения «человек – среда».

2. эмоционально – фокусированные стратегии (62 копинговых действия) – включают в себя действия и мысли, имеющие своей целью снизить психологическое и физическое влияние стресса. Эмоционально – фокусированные стратегии не являются конструктивными так как, мысли и действия не направлены на устранение стрессовой ситуации, а дают лишь чувство облегчения, что помогает человеку почувствовать себя лучше [20].

Согласно исследованиям Лазаруса в процессе совладания представлены как эмоционально – направленные аспекты, так и проблемно – направленные.

В нашей работе мы будем опираться на классификацию стратегий совладания со стрессом, которую предложили Фолкман и Лазарус. Они выделяют 8 дискретных стратегий:

1. Планирование решения проблемы – применение аналитического подхода при решении проблемы. При выборе данного копинга индивид предпринимает усилия для изменения сложившийся ситуации;

2. Принятие ответственности – при возникновении проблемной ситуации индивид признает свою роль в ней и предпринимает попытки для ее решения;

3.Конфронтационный копинг – индивид демонстрирует определенную степень враждебности и готовности к риску, прилагает агрессивные усилия по изменению ситуации;

4.Самоконтроль – регулирование своих действий и эмоций;

5.Поиск – социальной поддержки – характеризуется обращение за помощью к окружающим;

6.Положительная переоценка – поиск положительных моментов в сложившейся ситуации;

7.Бегство – избегание – индивид предпринимает усилия направленные к бегству от проблемы;

8.Дистанцирование – желание уменьшить значимость и отдалиться от ситуации [24].

Все вышеперечисленные копинг – стратегии условно можно разделить на четыре группы:

К первой группе можно отнести принятие ответственности, конфронтация, планирование решения проблемы. Эти стратегии предполагают, что человек предпринимает активные усилия, пытается самостоятельно преодолеть сложившуюся ситуацию.

Ко второй группе стратегий авторы относят положительную переоценку и самоконтроль. Данные копинг – стратегии предполагают то, что человек контролирует свое состояние и посредствам этого решает возникающие проблемы. Человек активно использующий эти стратегии обращается к условиям взаимодействия как к средству, помогающему осуществить задуманное. Например, такие люди могут искать позитивные аспекты и оправдания положения в котором они оказались.

Третью группу образуют стратегии бегство – избегание и дистанцирование. Данные стратегии подразумевают «уход» индивида от активного изменения своего состояния и ситуации. Человек, который использует такие стратегии не придает серьезное значение ситуации и соответственно ему не нужна информация об условиях взаимодействия в котором он участвует.

Четвертая группа включает в себя копинг поиск социальной поддержки. Такая стратегия не предполагает того, что индивид способен самостоятельно решить проблему и выйти из нее [20].

По мнению Лазаруса и Фолкмана человеку не свойственно прибегать только лишь к одному типу копинга. При решении проблемы человек использует комплекс методов и приемов как эмоционально – ориентированного, так и проблемно – ориентированного копинга. Из вышесказанного можно сделать вывод, что копинг представляет собой ответ на стресс [52].

Другие исследователи предлагают похожие классификации. так например исследователи Моос и Шеффер выделили три копинг – стратегии:

1. Сфокусированная на оценке – установление значения ситуации;

2. Сфокусированная на проблеме – для преодоления стресса человек предпринимает конкретные действия;

3. Сфокусированная на эмоциях – основывается на поддержании эмоционального равновесия.

Другие исследователи Перлин и Шурлин предложили аналогичную классификацию. Они также выделили три стратегии:

1.Стратегия изменения способа видения проблемы;

2.Стратегия изменения проблемы;

3.Стратегия управления эмоциональным дистрессом.

Две представленные классификации практически повторяют классификацию предложенную Фолкмоном и Лазурусом. Авторы также выделили два типа стратегий: когнитивные («изменение способа ведения проблемы», «фокусировка на проблеме») и поведенческие («стратегия изменения проблемы» и «фокусировка на проблеме»).

Многие классификации копинга, возникающие вслед за классификацией Фолкмана и Лазаруса разработаны в той же традиции. Они предполагают дихотическое разделение копинга основанное на принципе «работа с отношением к проблеме», «работа с проблемой». Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что многие классификации копинг – стратегий сводятся к выделению активных (фокусирование на проблеме, предприятие усилий для решения проблемы) и интроспективных (когнитивная переоценка проблемы, ее переформулирование).

Некоторые исследователи проблемы копинг – стратегий предлагают классификации, в которых копинг различают в зависимости от типов процессов, которые лежат в их основе: поведенческие, эмоциональные, когнитивные. Так отечественные исследователи Никольская и Грановская предложили три группы копинг – стратегий, которые проходят на следующих уровнях: поведение, познание и эмоциональная проработка подавленного.

Некоторые исследователи пришли к выводу, что стратегии можно группировать в копинговые стили, которые представляют собой функциональные и дисфункциональные аспекты. Функциональный стиль включает в себя активные попытки справиться с проблемой. Дисфункциональный стиль предполагает использование непродуктивных копингов (бегство – избегание, дистанцирование).

Фрайденберг разработал классификацию основанную на данном принципе. В ней исследователь выделил 18 копинг – стратегий, которые были сгруппированы в три категории:

1.Обращение за помощью к другим;

2.Непродуктивный копинг (стратегии избегания, дистанцирования демонстрирующие неспособность решить проблему);

3. Продуктивный копинг (сохранение оптимизма, работа над проблемой, поддержание тонуса и связи с другими) [12].

Можно сделать краткий вывод, что непродуктивной стратегией преодоления стрессовой ситуации можно назвать бегство – избегание, а наиболее продуктивной стратегию положительной переоценки ситуации. Но на мой взгляд придание позитивного значения затруднительным ситуациям может послужить эмоциональному приспособлению к стрессу. В то же время, подобный перенос внимания отвлекает от решения конкретных практических проблем.

Таким образом копинг это приемы которые человек использует осознано для преодоления стресса и событиями порождающими тревогу.

В данном параграфе была рассмотрена проблема копинга, история данной проблемы. Были рассмотрены различные классификации как отечественных исследователей (Никольская И. М, Грановская Р. М.), так и зарубежных (Фолкман С., Лазарус С., Селингман М. и др.). Выделены основные формы, механизмы копинг-поведения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал