![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы и этапы исследования
Цель исследования – изучить психологические особенности копинг-поведения девиантных подростков. Гипотеза исследования: мы предположили, что существуют различия между психологическими особенностями копинг-поведения подростков, склонных к табакокурению и не склонных к нему. Методы эмпирического исследования: тестирование. В работе были использованы следующие методики: 1) «Шкала психологического стресса PSM-25» (Leinyr, Tessier & Fillion); 2) «Копинг-тест для определения выраженности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях» (Р.Лазарус); 3) «Индикатор копинг – стратегий» (Д.Амирхан). Методы математической статистики: описательная статистика, критерий Манна – Уитни. Этапы эмпирического исследования: 1. Сформировать выборку исследования. 2. Подобрать методики, направленные на выявление уровня и путей преодоления со стрессом. 3. Осуществить сбор данных. 4. Осуществить количественно-качественный анализ результатов исследования (подобрать адекватный статистический критерий, вывить наличие/отсутствие достоверных различи и/или связей и т.п.). 5. Сделать соответствующие обобщения и выводы. Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие 50 учеников лицея им. М. Бураннулова (с. Раевский) в возрасте от 13 до 15 лет. Из них 25 человек склонны к табакокурению и 25 человек ведут здоровый образ жизни. Далее более подробно остановимся на методиках, которые были использованы в нашем исследовании. Шкала психологического стресса RSM–25 Шкала PSM–25 (Lemyr – Tessier – Fillion) предназначена для измерения структуры переживаний стресса. Цель – измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Данный опросник содержит в себе 25 утверждений характерезующих психическое состояние, испытуемому необходимо оценить свое состояние за последнюю неделю по 8 – балльной шкале. В ходе обработки высчитывается интегральный показатель психической напряженности (ППН). Полное описание методики представлено в приложении № 1.
Методика «Индикаторкопинг – стратегий» (Д.Амирхан) Методика предназначена для диагностики доминирующихкопинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева. Состоит из таких шкал как: решение проблем, поиск социальной поддержки, копинг избегание проблем. Описание шкал: 1. Стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. 2. Стратегия поиска социальной поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим. 3. Стратегия избегания — это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. Полное описание методики представлено в приложении № 1.
Методика «Копинг-тест для определения выраженности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях» (Р.Лазарус) Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году. Описание субшкал: Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты: Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение. Полное описание методики представлено в приложении № 1.
|