Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание и поддержание учебного режима
Человек не рождается с суточным ритмом, он вырабатывается постепенно. Организм человека, все его функции подчинены общему суточному ритму. Сила и направленность ответа организма на все воздействия внешней среды во многом зависят от того, в какой фазе находятся основные функции организма. Максимальная интенсивность биохимических процессов приходится на дневное время и снижается в ночное. В суточном ритме изменяется более 50 физиологических функций организма. В зависимости от суточного ритма физиологических функций в различные периоды дня меняется и работоспособность. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными ритмами его психофизиологических функций. Зона биоритмологического оптимума для деятельности имеет индивидуальные колебания. Так, некоторые люди обладают большей работоспособностью утром (так называемые утренние типы, «жаворонки»), другие — вечером (вечерние типы, «совы»). У большинства людей имеется два пика работоспособности в течение суток: с 9 до 12 — 13 часов и между 16 и 18 часами. Исследованиями установлено, что оптимум работоспособности в утренние часы отмечают 25% студентов, предпочитают же для работы вечерние часы — 35% студентов, имеют два пика работоспособности или не отмечают определенных периодов повышенной работоспособности 40% обследованных. Следовательно эти особенности работоспособности следует учитывать и приурочивать к периодам естественного подъема работоспособности трудную ответственную работу. Работоспособность меняется и по дням недели — наиболее высокая работоспособность наблюдается во вторник, среду, четверг. Это также следует учитывать при составлении своего графика работы. Большое влияние на продуктивность умственного труда оказывает внешняя обстановка и, прежде всего, микроклимат помещения (температура, влажность, подвижность воздуха). Оптимальной температурой воздуха в помещении, где проводятся занятия, является температура 18°С, влажность 40 — 60%. В процессе жизнедеятельности человеческий организм выделяет тепло, с выдыхаемым воздухом — углекислоту, влагу, что изменяет микроклимат в неблагоприятную сторону. Повышение температуры и влажности воздуха влияет на организм, изменяя тонус периферической нервной системы, распределение крови в организме, деятельность органов дыхания, сердца; меняется терморегуляция организма, газовый обмен и т.д. Наблюдения показывают, что при повышении температуры воздуха в помещении до 26 — 27°С количество ошибок у студентов к концу занятий возрастает на 57 — 82%, в то время как при температуре 18 — 20°С — лишь на 27 — 34%. Повышение содержания углекислоты до 0, 1% также способствует появлению ряда функциональных нарушений и снижению работоспособности. Поэтому особенно важна систематическая вентиляция помещений. Если театр, по выражению К.С. Станиславского, начинается с вешалки, то продуктивность умственного труда начинается с форточки. Систематически надо проветривать не только комнату дома, но и аудитории, лаборатории. В момент усиленной работы мозга кровоснабжение мозга увеличивается в 8 — 10 раз и более. Вот почему все должно обеспечивать доступ крови к мозгу.
|