Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативно-правовые акты как форма и результат правотворческой деятельности.
Нормативный правовой акт – это официальный акт-документ, закрепляющий решение компетентного правотворческого субъекта и содержащий нормативно-правовые предписания. Основные его признаки следующие. 1. Он представляет собой особую разновидность правовых актов, занимая свое специфическое место среди индивидуальных (в том числе правоприменительных), интерпретационных и других актов (о правовых актах см. [13. Ч. 3, 4, 5; 39; 253]). При характеристике природы нормативного акта должно быть обращено внимание на основные черты права и нормативно-правовых предписаний, которые рассмотрены в предыдущих главах данной книги. Это позволит полнее осмыслить его нормативные качества. Кроме того, нормативный акт – это неотъемлемая часть ПТП, что дает возможность, во-первых, показать его особенности и отличия от других форм права (правового обычая, судебного прецедента и т.п.) и других правовых актов; во-вторых, рассмотреть его в качестве определенного результата ПТД; в-третьих, обратить внимание на то, что в нем находят отражение существенные аспекты правотворческого опыта. 2. Указанный акт представляет собой официальный акт-документ (scriptum), для которого характерны специфические нормативно-правовые структуры, содержание, формы, средства, способы и стиль письменного изложения, символы и реквизиты. 3. Нормативный акт представляет собой одну из внешних форм (forma dat еsse – форма дает бытие) ПТП. Он закрепляет определенное правотворческое решение, служит внешней формой объективизации и бытия нормативно-правовых предписаний. 4. Он является одним из главных и наиболее совершенных формально-юридических источников права не только в романо-германской, но и других правовых семьях. 5. Издание нормативного акта всегда связано с изменением сферы правового регулирования, так как им закрепляются новые, изменяются или отменяются устаревшие нормативно-правовые предписания. 6. Это акты не любого участника, а только строго установленного законодательством субъекта ПТП, который издает их лишь по вопросам, входящим в его непосредственную компетенцию (infra juridictionem – в пределах юрисдикции). 7. Соответствующие типы, виды и подвиды нормативно-правовых актов принимаются в строго определенной процедурно-процессуальной форме. Так, для ФЗ существует один порядок их подготовки и издания, для ведомственных нормативных актов – другой. В этом обнаруживается единство внутренней и внешней формы ПТП. 8. Нормативно-правовые акты носят властный, обязательный характер. 9. Все они должны быть обеспечены мерами государственного и иного воздействия (ubi jus ibi remedium – когда закон дает право, он дает также и средство его защиты). 10. По мнению большинства отечественных ученых-юристов, содержание нормативного акта составляют юридические нормы (Н.Г. Александров, А.В. Мицкевич и др.) или нормы права и другие нестандартные нормативно-правовые предписания (И.Ф. Казьмин, А.С. Пиголкин и др.). Вторая точка зрения ближе к истине, если иметь в виду юридическое содержание нормативных актов. На наш взгляд, в нормативном акте можно найти логические и социологические, философские и психологические, политические и иные аспекты его содержания. Так, в любом нормативном акте закреплена социализированная воля, выражающая экономические, политические и иные потребности и интересы определенных социальных слоев, классов, групп и т.п. (психологические и социологические аспекты содержания). Кроме того, в нормативных актах выражается разнообразная социально-правовая информация, которая может быть как прескриптивной (предписывающей), так и дескриптивной, т.е. описывающей (социологические и информационные аспекты содержания). В таком плане можно рассматривать и другие общесоциальные свойства и элементы содержания нормативного акта. При всей условности указанных подходов они имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В конкретно-исторических условиях развития общества компетентные правотворческие органы должны делать акцент на наиболее значимых сторонах содержания нормативного акта. 11. Нормативные правовые акты являются общими, поскольку адресуются неперсонифицированным субъектам, действуют непрерывно, регламентируют наиболее типичные социальные ситуации (lex non curat de minimis – закон не обращает внимания на малозначительные вещи). Поэтому вызывают недоумение принятые в свое время ФЗ, в которых закреплялись индивидуально-конкретные меры, направленные на материальное обеспечение и медицинское обслуживание вдов и семей отдельных граждан (см. [37. 1996. № 1. Ст. 9, 12]). Такие предписания должны, видимо, закрепляться в распоряжениях Президента РФ или Правительства РФ. 12. Вместе с тем нормативный правовой акт должен содержать вполне определенные, четко и ясно сформулированные предписания (правила, веления), условия их реализации и защиты (охраны). Res est misera ubi jus est vagum et incertum – плохо дело, когда закон неясен и неопределенен. 13. Существенным свойством нормативного акта является его юридическая сила. Она выражает свойства соподчиненности нормативных правовых актов и предполагает определенную их сопоставимость и иерархию. Высшей юридической силой обладают, как правило, законы. Все другие нормативные акты не должны противоречить законам. Они относятся к подзаконным нормативным актам.
|