Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции правотворчества.
Функции ПТП – это относительно обособленные направления однородного (гомогенного) позитивного ее воздействия на субъективную и объективную реальность, в результате которой происходит определенное изменение в сфере нормативно-правового регулирования общественных отношений, конкретизируется ее природа, проявляются организационно-конструктивный, творчески-преобразующий и динамичный ее характер, социально-правовое назначение, место и роль в ПСО. В.М. Горшенев отмечал, что правотворчество выполняет три функции: а) обновления нормативно-правового материала; б) восполнения пробелов в праве; в) упорядочения действующих нормативных предписаний (см. [36. C. 131-136]). А.В. Мицкевич считал, что правильнее было бы говорить в данном случае о двух функциях: “текущего обновления норм и их упорядочения”, поскольку восполнение пробелов в праве органично входит в содержание первой из названных функций (см. [21. C. 102]). Нам представляется, что все функции ПТП можно разграничить на внутренние и внешние, основные и неосновные, постоянные и временные, общесоциальные и специально-юридические. В зависимости от сферы общественной жизни, на которую направлена ПТП, можно выделить экономическую, политическую, социальную, идеологическую, экологическую, демографическую и другие функции. Например, ФЗ “О ветеранах” призван разрешить в первую очередь важные социальные проблемы (см. [37. 1995. № 3. Cт. 168]). В зависимости от результатов преобразования в правовом регулировании общественных отношений следует разграничивать правообразующую, правопрекращающую и правоизменяющую функции ПТП. Первая связана с расширением сферы правового регулирования, включением в предмет правового регулирования новых общественных отношений (см., например, постановление Правительства РФ от 22.04.2002 г. № 267 «О внесении дополнения в постановление Правительства РФ» от 22.06.2001 г. № 479 [38. 2002. 8 мая]), вторая – с ограничением указанной сферы (см., например, приказ Государственного таможенного комитета РФ от 16.12.2000 г. № 1366 «О признании утратившим силу указания ГТК России от 21.06.1994 № 01-12/556» [38.2003.18 янв.]), третья – изменением характера правового регулирования (см., например, «Перечень изменений, внесенных в приказ Министерства обороны РФ от 5.11.2000 г. № 500» [38.2003.18 янв.]). В зависимости от целей, на достижение которых направлена ПТП, все функции следует подразделять на регулятивные и правоохранительные. Так, издание ГК РФ нацелено преимущественно на регулирование позитивного поведения (деятельности) физических и юридических лиц, в то время как главная задача при подготовке и принятии УК РФ заключается в установлении запретов, обеспечении уголовно-правовыми методами и средствами охраны общественных отношений. Каждую из рассмотренных выше функций можно подразделить на подфункции. Последние в рамках основных, главных направлений обозначают особые специфические аспекты (стороны) воздействия ПТП на социальную действительность. Так, в рамках регулятивной функции правотворчества можно выделить регистрационно-удостоверительную, регулятивно-ориентационную и пр. подфункции, а правоохранительная функция состоит из контрольной, правовосстановительной, компенсационной, карательной и других подфункций. Система указанных и иных функций (подфункций) позволяет более обстоятельно раскрыть социальное назначение, место и роль ПТП в ПСО.
|