![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физико-химические свойства грузов
Физико-химические свойства грузахарактеризуют его транспортное состояние и способность вступать во взаимодействие с окружающей средой, воздействовать на подвижной состав, складские ёмкости, погрузочно-разгрузочные машиныи устройства, другие грузы, а также на здоровье людей. От физико-химических свойств груза зависят условия его транспортирования, перегрузки и хранения, а также основные требования к таре и упаковке груза. Физические свойства грузов определяют различные характеристики, связанные с физическим состоянием груза. Основными физическими свойствами грузов являются: - абразивность – способность грузов истирать при движении соприкасающиеся с ним поверхности (желоба, конвейерные ленты и т.п.). Значительной истирающей способностью обладают такие грузы, как цемент, зерно, формовочная земля, пемза, песок и др.; - влажность – содержание влаги в массе груза. Отношение массы жидкости, содержащейся в грузе, к массе сухого вещества (в %) называется абсолютной влажностью груза Максимальное количество влаги, которое может поглотить единица сухого вещества из насыщенной паровоздушной среды, называется максимальным гигроскопическим влагосодержанием. Если груз содержит большее количество влаги, то он находится в подмоченном состоянии. Влажность некоторых грузов (угли, торф, сланцы и др.) не должна превышать предельную допустимую влажность(указанную в ГОСТ) с целью предотвращения их смерзания при перевозке; - вязкость (внутреннее трение) – свойство жидкостей и газов, характеризующее сопротивление действию внешних сил, вызывающих их течение. Вязкость жидкостей зависит от температуры и давления. С повышением температуры вязкость жидкостей уменьшается, с увеличением давления – увеличивается. Для газов – с повышением температуры вязкость увеличивается. Вязкость определяет технологиюперевозки, скоростьперекачки груза, остаток в ёмкости; - гигроскопичность – способность грузов иметь в своём составе влагу и отдавать её или дополнительно поглощать. Транспортное состояние гигроскопических грузов в значительной мере определяется их сорбционными свойствами, поскольку они влияют на качество грузов. Под сорбционными свойствами понимается способность твёрдых тел или жидкостей поглощать какое-либо вещество из окружающей среды. Поглощающее тело называется сорбентом, поглощаемое – сорбатом. Различают абсорбцию – поглощение вещества из газовой или жидкой среды всей массой сорбента и адсорбцию – поглощение вещества поверхностным слоем сорбента. Процесс удаления поглощённого вещества называется десорбцией. Гигроскопичны все азотные и калийные удобрения, селитра, поваренная соль, опилки сухие древесные и др.; - гранулометрический состав (кусковатость) – количественное распределение частиц (кусков) различного размера (крупности). Определяется для насыпных и навалочных грузовс разделением их на классы в зависимости от размеров кусков. Для отдельных массовых грузов(угли бурые, каменные и антрациты, щебень строительный, песок) кусковатость определена ГОСТ; - липкость – способность грузов прилипать к поверхностям тары, кузова подвижного состава, бункерови друг к другу, образовывая прочную монолитную массу. Липкими становятся обычно влажные грузы (угли, торф, глина), однако этим свойством обладают и сухие грузы. Так, сера и тальк липнут к стали, мел к дереву и др.; - морозостойкость – способность груза выдерживать воздействие низкой температуры, не разрушаясь и сохраняя свои качественные характеристики при оттаивании. Данными свойствами обладают различные минерально-строительные материалы, лесоматериалы, твёрдые виды топлива и др.; - огнестойкость – способность груза не воспламеняться и не изменять своих первоначальных свойств под воздействием огня. Данными свойствами обладают кирпич огнеупорный, земля формовочная и др.; - пористость – наличие и величина внутренних пор и капилляров в массе груза. Определяется для насыпных и навалочных грузов(зерно, кокси др.) при определении их объёмно-массовых характеристик; - пылеёмкость – способность грузов поглощать пыль из окружающей атмосферы. Значительным поглощением пыли обладают хлопок, опилки древесные, минеральная вата и др.; - распыляемость – способность мельчайших частиц вещества переноситься воздушными потоками на значительные расстояния. Распыляться могут цемент, мука, пыль угольная, зола и др.; - сводообразование – способность грузов образовывать свод над выпускным отверстием бункераили кузова подвижного составав результате зацепления движущихся частиц груза за частицы, находящиеся в состоянии покоя. Сводообразованию подвержены песок, мука, крахмал и др.; - скважистость – наличие и величина пустот между отдельными частицами груза. Определяется для насыпных и навалочных грузов(зерно, щебень и др.) при определении их объёмно-массовых характеристик; - слёживаемость – способность грузов терять сыпучестьили взаимную подвижность частиц при длительном хранении. К слеживающимся грузам относят цемент, известь, глину и др. Отдельные виды грузов (соль поваренная, сахарный песок и др.) слеживаются лишь при повышенной влажности; - смерзаемость – способность грузов терять свойство сыпучести при температуре груза ниже 0°С вследствие смерзания частиц груза между собой и их примерзания к полу и кузову подвижного состава. Каждый груз имеет известный предел влажности, выше которого подвержен смерзанию (например, песок подвержен смерзанию при влажности более 1, 0-1, 2 %, щебень – более 2%, бурый уголь – более 18-30%). Для предотвращения смерзания грузов в процессе перевозки применяются различные профилактические меры: обезвоживание, промораживание, обрызгивание, послойная пересыпка, перемешивание грузов; - спекаемость – способность частиц грузов слипаться при повышении температуры. Данными свойствами обладают, например, пек, гудрон, асфальт, горячий агломерат; - сыпучесть – способность грузов перемещаться под действием сил тяжести или внешнего динамического воздействия. К таким грузам относят различные зерновые культуры, минерально-строительные материалы и т.д.; - уплотняемость – способность грузов уменьшаться в объёме под действием статических сил или динамических нагрузок. К уплотняющимся грузам относят гипс, муку, песок, цемент и др.; - хрупкость – способность частиц грузов разрушаться (дробиться) от динамического (например, пересыпка и движение по лентам конвейеров) и статического (например, хранение в бункерах) воздействий, минуя состояние заметных пластических деформаций. К таким грузам относят кокс, некоторые виды зерна, гранулированные удобрения, стекло листовое и т.д. Химические свойства грузов определяют их способность вступать в химическое взаимодействие с окружающей средой и характеризуют протекающие в них химические и биохимические процессы. Основными химическими свойствами грузов являются: - коррозионность – способность грузов вызывать коррозию соприкасающихся с ними материалов тары, подвижного состава, погрузо-разгрузочных механизмов и складских сооружений вследствие химического или электрохимического взаимодействия. К ним относятся многие химические удобрения, соль поваренная, селитра аммиачная, зола влажная, кислота серная и др.; - окисляемость – способность грузов подвергаться коррозии под воздействием окислителей, например, кислорода воздуха. Данными свойствами обладают, например, алюминий в чушках и железо в слябах. Некоторые окислители при взаимодействии с органическими веществами способны образовывать взрывчатые смеси, например, жидкие щелочи, соли, кислоты; В грузах растительного и животного происхождения взаимодействие с окружающей средой приводит к развитиюбиохимических процессов. Биохимические процессы, протекающие в грузах, вызываются различными причинами. Процессы автолиза, дыхания, дозревания и прорастания вызваны процессами, происходящими в самом продукте. Гниение, брожениеи плесневениеобъясняются наличием в грузе различных микроорганизмов и их жизнедеятельностью. - автолиз – процесс растворения тканей продукта в результате распада белков, углеводов и жиров. Наблюдается в мясных и табачных изделиях, муке; - дыхание – процесс окисления углеводородов, жиров и других органических соединений продукта кислородом воздуха. Интенсивность дыхания повышается с ростом температуры и влажности продукта. Окисление и распад органических соединений сопровождается выделением теплоты, что приводит к самонагреванию и самовозгоранию. Данный процесс характерен для грузов растительного происхождения, являющихся живыми образованиями (зерно, овощи, фрукты); - дозревание и прорастание – процессы, вызванные интенсивным дыханием продуктов. Данные процессы характерны для зерна, овощей и фруктов. В процессе дозревания, содержащийся в зерне сахар переходит в крахмал, а в овощах и фруктах – крахмал в сахар; - гниение – процесс распада белковых веществ продукта в результате жизнедеятельности гнилостных бактерий. Гниению подвержены грузы растительного происхождения; - брожение – процесс разложения углеводородов продукта в результате жизнедеятельности микроорганизмов. Различают спиртовое, молочнокислое, маслянокислое и уксуснокислое брожение. При спиртовом брожении происходит разложение сахаров с образованием спирта, при молочнокислом – молочной кислоты, при маслянокислом – масляной кислоты, при уксусном брожении спирт превращается в уксусную кислоту; - плесневение – процесс разложения жиров и углеводов продукта, а также образование ядовитых веществ в результате жизнедеятельности микроорганизмов. На поверхности продовольственных грузов появляется белый слизистый налёт, который постепенно превращается в жёлтый, коричневый и чёрный.
|