![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛОССАРИЙ. 2. Абиотический стимул — свойство предметов окружающего мира, которое прямо и непосредственно не определяет процесс поддержания жизни того или иного
2. Абиотический стимул — свойство предметов окружающего мира, которое прямо и непосредственно не определяет процесс поддержания жизни того или иного организма, однако — при объективной связи с биотическим стимулом — может выступать для индивида сигналом наличия биотического стимула (и поэтому отражается субъектом на психическом уровне). 3. Автоматизм — устойчивая структура операции как способа осуществления действий без специального контроля сознания. Выделяют два класса А.: первичные (не осознававшиеся с самого начала их возникновения) и вторичные (происходящие из сознательных действий, которые по мере «отработки» данного действия преобразовались в навык, контроль за которым осуществляется уже на бессознательном уровне). 4. Анализатор – это сложная нейрофизиологическая система, представляющая собой органическую систему ощущений. Включает рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом, и специфические отделы последнего, перерабатывающие нервные импульсы. 5. Анимизм (от лат. Anima – душа) – система верований, согласно которой все явления и объекты окружающего мира управляются особыми духовными инстациями. 6. Архетипы (первичные модели) – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. 7. Ассоциация — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. 8. Афферентный синтез (от лат. afferents - приносящий и от греч. synthesis - соединение, составление) - процесс синтеза, отбора различных сигналов об окружающей среде и степени успешности деятельности организма в ее условиях. Согласно теории функциональных систем П.К.Анохина афферентный синтез - первая, универсальная стадия любого целенаправленного поведения. 9. Бессознательное (в психоанализе) — содержания психической жизни субъекта, которые не могут быть осознаны без особых усилий с его стороны или без помощи психоаналитика, поскольку осознанию этих содержаний препятствует «цензура». В других школах психологии термин «бессознательное» употребляется как синоним неосознаваемого вообще. 10. Биогенный - наследственно обусловленный, тесно связанный с биологическими свойствами. 11. Биодинамическая ткань — обобщенное выражение различных характеристик предметных действий и движений, без которых невозможно построение образа мира. Считается одной из составляющих сознания. 12. Биотический стимул — внешний фактор окружающей среды или свойство предмета, которые прямо и непосредственно участвуют в процессе обмена веществ в организме и тем самым определяют возможность поддержания его жизни. 13. Бихевиоризм – значительное психологическое направление, возникшее в США в начале 1910-х гг., представители которого пытались обосновать отказ от изучения сознания как предмета научной психологии и провозгласить этим предметом поведение. Единицей анализа поведения выступает простейшая схема «стимул - реакция» (S-Я). 14. Ведущая деятельность - та деятельность в системе разных форм деятельности человека, которая на определенном этапе его онтогенеза играет главную роль в психическом и личностном развитии субъекта. 15. Витальный - в широком смысле слова - движение, действие, сила. В исследованиях личности понятие " витальный" употребляется в связи с потребностями и означает энергию базовых, физиологических потребностей. 16. Внутренняя и внешняя деятельности — формы деятельности человека, отличающиеся характером своего осуществления. Под внешней деятельностью обычно имеются в виду различные формы предметно-практической деятельности, где происходит взаимодействие субъекта с четко представленным для внешнего наблюдения объектом. Внутренняя деятельность — это скрытая от прямого наблюдения деятельность субъекта с образами объектов (например, теоретическая деятельность ученого по решению какой-либо задачи.). 17. Высшие психические функции (ВПФ) — центральное понятие в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. ВПФ — специфически человеческие (социальные по происхождению) психические процессы, возникшие на основе натуральных (природных) психических функций благодаря процессам опосредствования психологическими орудиями (знаковыми системами). 18. Вытеснение — перевод психического содержания из сознательного и предсознательного в бессознательное. Один из распространенных защитных механизмов личности. 19. Генезис - происхождение, возникновение; в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. 20. Генотип - генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов. В современной генетике рассматривается не как механический набор независимо функционирующих генов, а как единая система, в которой любой ген может находиться в сложном взаимодействии с остальными генами. 21. Гештальт — основное понятие гештальтпсихологии, использовавшееся также другими школами психологии. Термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а также соответствующие (изоморфные) им физиологические структуры. 22. Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. 23. Гуманистическаяпсихология — направление в психологии, возникшее на рубеже 50-х и 60-х гг. XX в. в США. Основные представители — К. Роджерс, А. Маслоу, Ш.Бюлер, Г. Олпорт. Предметом исследований и практической работы в Г. п. является целостный человек, рассматриваемый как уникальная и неповторимая личность, имеющая собственную программу развития, способная к самоактуализации (осуществлению своих потенций, способностей и талантов и пр.). 24. Действие – это основная единица анализа деятельности. Действия – это законченный элемент деятельности, направленный на решение частной задачи. 25. Детерминизм — один из важнейших принципов научного познания вообще и психологического познания в частности, который заключается в требовании рассматривать изучаемое явление в системе связей с другими с целью выявить ту или иную форму их обусловленности различными факторами. 26. Дефицитарные мотивы - основные потребности, нацеленные на устранение напряжения организма, особенно те потребности, которые возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. По А. Маслоу, дефицитарные мотивы должны быть удовлетворены, прежде чем человек сможет двигаться к самоактуализации. 27. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а так же реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. 28. Душа (в психологии) — первое научное обобщение в истории психологии, исторически первый предмет научно-психологического познания, гипотетический субъект психической активности индивида и его физиологических процессов. 29. Житейская психология – это 30. Задача – заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий. 31. Защитные механизмы личности — термин, введенный в психоанализе для обозначения используемых способов согласования между собой противоречивых требований всех противостоящих ему сил {Оно, Сверх-Я и реальности) не за счет их действительного удовлетворения, а за счет специфической субъективной работы, приводящей к уходу от этих требований. 32. Знак (в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского) — средство, выработанное человечеством в процессах общения людей друг с другом, представляющее собой инструмент воздействия, с одной стороны, на другого человека, а с другой — на самого себя. 33. Значение — единица сознания, представляющая собой обобщенное отражение наиболее существенных свойств мира. 34. Идентичность - тождественность человека самому себе, твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве и разнообразии отношений личности к окружающему миру. 35. Идеографический метод - метод, с помощью которого получают уникальную, единичную информацию об объекте. 36. Индивид - (от лат. individuum - неделимое) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.). 37. Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его отличие, своеобразие от других людей; личность в ее своеобразии. 38. Индивидуальный стиль деятельности – это система индивидуальных своеобразных приемов, обеспечивающих выполнение человеком данного вида деятельности, опираясь на положительные свойства и компенсируя отрицательные. 39. Инсайт — внезапное «усмотрение» отношений между элементами проблемной ситуации при решении задач, мгновенное нахождение принципа (общего способа) решения. 40. Интериндивидная (межиндивидное) – это представленность индивидуальности личности в системе межиндивидных отношений. Т.е. как субъект отношений с обществом, группой, в которых она интегрирована. 41. Интериоризация - (от лат. interior - внутренний) формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие Интериоризации было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном смысле интериоризацию понимали и представители символического интеракционизма. Понятия, сходные с интериоризацией, используются в психоанализе при объяснении того, каким образом в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей " внутрь" психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания. 42. Интерференция навыка – отрицательный перенос. Формирование навыка замедляется или затрудняется ранее сформированным навыком. 43. Интраиндивидная (внутрииндивидная) – это индивидуальные черты, качества, свойства, присущие каждой личности, к ним относятся темперамент, характер, способности. 44. Интрапсихический - внутриличностный, происходящий во внутренних структурах личности. 45. Интроверсия - личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в 1910 г. и означающая дословно " обращенность внутрь". Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного, объективной реальности. 46. Интровертированность - направленность психической энергии на внутренний мир, свое Я, пренебрежение внешними объектами. 47. Интроспекция — особый тип самонаблюдения, который предполагает фиксацию своих внутренних состояний, переживаний либо в процессе их осуществления, либо сразу после этого. 48. Каузальный - (от лат. causalis - причинный) то же, что причинность, - генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития. 49. Квази-потребность — ситуативно возникающая потребность в выполнении действия. Термин ввел К.Левин. 50. Классификация - мыслительная операция, мысленная группировка объектов по существенным признакам (реже по несущественным). 51. Когнитивная карта — гипотетическая промежуточная переменная, предположение о наличии которой сделал Э. Ч.Толмен, наблюдая поведение крысы в знакомом ей лабиринте при условии изменения пути к пище. 52. Когнитивная психология — большое интернациональное психологическое направление, возникшее на рубеже 50 —60-х гг. XX в., в настоящее время переживающее период своего бурного и динамического равития. В центре внимания К. п. находятся прежде всего познавательные 53. Коллективное бессознательное – это хранилище латентных следов памяти человечества. В нем отражены мысли и чувства общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. 54. Конгруэнтный - (от лат. congruens - соответствующий, совпадающий) в теории К. Роджерса это полноценно функционирующий человек, у которого его опыт и реальное Я не противоречат друг другу, относительно совпадают. 55. Конгруэнтность – это 56. Концепция системной динамической локализации психических функций в головном мозге — концепция, предложенная А. Р. Лурия. Согласно данной концепции, при осуществлении психической деятельности мозг работает как единое целое, но не однородное, а системно организованное: при осуществлении субъектом конкретной задачи каждый раз оказываются задействованными разные участки коры его головного мозга. При этом чем более сложна психическая функция, тем «шире» локализована она в структурах мозга. 57. Либидо - (лат. libido - влечение, желание стремление) гипотетическая психическая энергия, которая исходит из Ид (Оно) и является преимущественно сексуальной. Позднее в теории З. Фрейда либидо трактуется как жизненная энергия. 58. Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий " индивид" (единичный представитель человеческого рода) и " индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями. 59. Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. 60. Локус контроля - (от лат. locus - место и controle - проверка) - теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством. 61. Лонгитюдный метод — систематическое изучение одних и тех же испытуемых в течение весьма долгого времени (например, в течение нескольких лет или даже десятилетий). 62. Ментальный - относящийся к уму, к умственной деятельности. Ментальные способности. 63. Метаиндивидная подструктура психики (надиндивидуальную) –– это процесс продолжения себя в других людях. 64. Методология — система принципов, способов организации и построения теоретических и практических деятельностей, а таже учение об этой системе. Научная М. ориентирована прежде всего не на получение знания о мире, а на получение знания о средствах приобретения знания о мире. 65. Мотивы – это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающие активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Всякая деятельность полимотивирована, т.е. мотивов может быть много. 66. Моторная установка – это готовность к выполнению конкретного действия. 67. Наблюдение — преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие тех или иных явлений и их изменений во времени. Как научный метод, Н. предполагает четко поставленную цель Н., подробно разработанный его план, а также исходную гипотезу, которую Н. может как подтвердить, так и опровергнуть. 68. Надсознательное — термин, который обозначает 1) «надындивидуальные» образцы поведения и способов познания, характерные для той или иной культурной общности, которые, будучи усвоенными субъектом в виде систем значений или смыслов, играют существенную роль в упорядочивании сознательных явлений и организации опыта субъекта; 2) результаты протекающих главным образом вне сознательного контроля процессов творчества ученого или значимых для субъекта процессов осмысления его жизненного пути, которые приводят к внезапному решению творческой задачи или к потере (обретению) веры. 69. Необихевиоризм — развитие идей классического бихевиоризма в работах ряда американских ученых начиная с 20 —30-х гг. XX в., которые ввели в классическую схему «стимул — реакция» так называемые промежуточные переменные 70. Образ мира — результат ориентировочной (психической) деятельности субъекта, на основе которого субъект регулирует свою деятельность. Сознательный образ мира содержит в качестве составляющих чувственную ткань, биодинамическую ткань, значения и смыслы. 71. Общая психология — фундаментальная отрасль психологии, решающая проблемы определения объекта и предмета психологии, методологии психологической науки, включая принципы психологического познания, занимающаяся разработкой системы психологических категорий, выявлением наиболее общих законов нормального и аномального развития психики человека и животных. 72. Объем сознания — термин, введенный В. Вундтом для обозначения количества элементов, которое испытуемый может удержать в своем сознании за один акт перцепции и осознавать их как единое целое. 73. Объект науки – это относительно автономный элемент действительности, на который непосредственно направлена активность познающего субъекта 74. Онтогенез - (от греч. on, ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) индивидуальное развитие организма совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866). 75. Операция — способ осуществления действия в определенных конкретных условиях; критерием ее выделения является задача. 76. Опосредствование — процесс использования стимулов-средств как психологических орудий, обеспечивающих овладение субъектом психическими процессами, что приводит к более эффективным результатам. 77. Отражение — результат взаимодействия двух (и более) объектов (систем) мира, при котором один из них воспроизводит посредством своих особенностей (свойств) особенности (свойства) другого и наоборот. 78. Первая сигнальная система – способ регуляции поведения живых существ во внешнем мире, свойства коего воспринимаются мозгом в виде сигналов, непосредственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и пр. 79. Вторая сигнальная система – система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены. 80. Перенос (трансфер) – процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений, установившихся с этими объектами. 81. Перцептивная психика — вторая (по А.Н.Леонтьеву, после элементарной сенсорной психики) стадия развития психического отражения мира субъектом, главным образом целостных предметов в совокупности их свойств. 82. Перцептивная установка – готовность к восприятию, готовность воспринять то, что вы готовы увидеть. 83. Перцепция — иноязычное название восприятия; в истории психологической науки часто противопоставлялась апперцепции. 84. Поведение – это ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды. 85. Потребность – это отражение психики человека его нужды в предметах, явлениях и видах деятельности. 86. Поток сознания – модель сознания, предложенная У. Джемсом, в котором оно наделено свойствами непрерывности, целосности и изменчивости. 87. Предмет науки – это условно ограниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. 88. Привычка – это потребность совершать определенные действия. 89. Принцип сенсорных коррекций — принцип регуляции движений в процессе их выполнения, которая строится на основе постоянного учета сигналов, поступающих от проприорецепторов соответствующих мышц и рецепторов органов чувств в виде обратной связи. 90. Проблемные ситуации – существующая в реальности или создаваемая в эксперименте ситуация, в которой перед индивидом возникает задача, требующая интеллектуальной деятельности. Ситуация, которую характеризует наличие различных противоречий: противоречий между тем, что знаешь, и что необходимо узнать, между обычным и необычным, между тем, что есть и к чему стремиться. 91. Проекция — один из защитных механизмов личности. Поскольку человек не приемлет предосудительные с точки зрения норм морали влечения, он бессознательно приписывает эти последние другим. 92. Отрицание – это 93. Вытеснение – это 94. Регрессия – это 95. Рационализация – это 96. Промежуточные переменные - это 97. Психика, психическая деятельность — одно из центральных понятий психологической науки, обозначающее систему процессов и результатов смыслового отражения субъектом мира в процессе его освоения посредством различных форм деятельности. 98. Психоанализ - (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение, исследование) теория и метод, созданные З. Фрейдом для объяснения структуры и динамики психической жизни, для лечения различных личностных расстройств. Термин может употребляться и в отношении любой из динамических теорий, которые являются производными от классического психоанализа З. Фрейда. 99. Психология — наука о психике как функциональном органе деятельности, выполняющем функции ориентировки субъекта в мире и регуляции деятельности в нем на основе построенного в результате ориентировки образа этого мира. 100. Психические явления – любые проявления психики человека. 101. Психическое состояние – менее длительные по сравнению с психическими свойствами психические проявления личности, обусловленные разными видами интегрированного отражения воздействий на человека как внутренних, так и внешних раздражителей (стимулов) без отчетливого их предметного содержания. 102. Психический процесс – проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь)/ 103. Психические свойства - - индивидуальные особенности психики человека, проявляющиеся в отношении его к действительности и соответствующих формах поведения, носящих устойчивый характер. 104. Раздражимость — свойственная любому живому организму способность реагировать на биотические стимулы и отражать их на допсихическом уровне. 105. Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращенный назад) размышление, самонаблюдение, самопознание. 106. Самоактуализация - (от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. 107. Самонаблюдение — вид наблюдения, при котором его объектом является сам человек. 108. Самосознание – индивидуально-осознанное отношение субъекта к своим целям, задачам, потребностям, влечениям, желаниям и мотивам поведения, а также осознанное отношение субъекта к тем или иным переживаниям, эмоциям, чувствам, замыслам, мыслям, критериям. 109. Сепарация - (от лат. separatio - отделение) уход от объекта или прекращение с ним каких-либо отношений. В психоаналитическом смысле сепарация представляет собой интрапсихический процесс, входящий в структуру сепарации-индивидуации, благодаря которому индивид приобретает чувство собственного Я как самостоятельной и независимой от объекта целостности. 110. Смысл — способ представленности субъекту значимости для него различных явлений действительности (в том числе его собственных деяний), особенности которого определяются свойствами и структурой порождающей его деятельности субъекта. 111. Сознание — специфически человеческая форма ориентировки в мире, включающая в себя в качестве образцов (идеальных форм) ее обобщенные схемы, имеющие социальный и надындивидуальный характер и принятые в данной культуре в качестве средства передачи опыта (в том числе опыта действий) новому поколению входящих в культуру людей. 112. Социальные роли – ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. 113. Социальный статус – это положение человека, которое он занимает в обществе. 114. Социогенез - (от лат. societas) - общество и греч. genos - происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. 115. Социум - (от лат. socium - общее, совместное) большая, относительно устойчивая совокупность (группа) людей, характеризующаяся единством условий их жизнедеятельности в определенных существенных отношениях и вследствие этого проявляющаяся в общности культуры. 116. Сублимация - (от лат. sublimo - возношу) психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества 117. Субъект – носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. 118. Тип высшей нервной деятельности – устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности, определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы, но зависимый и от социальных условий жизнедеятельности человека. 119. Толерантность - (от англ., фр. tolerance - терпимость; лат. tolerantia - терпение) терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 120. Умственная установка – готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных вам способов. 121. Установка — целостное неосознаваемое состояние субъекта, выражающее его готовность совершить действие в определенном направлении. 122. Факторный анализ - статистическая процедура, с помощью которой выделяется меньшее число факторов в большом объеме независимых переменных, или пунктов. 123. Цель – это осознаваемый образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. 124. Чувственная ткань — метафора, использованная А.Н.Леонтьевым для обозначения системы всех ощущений человека, составляющих в совокупности «материю образа», т.е. того, без чего образ мира вообще не мог бы существовать. 125. Чувствительность — элементарная форма психического отражения мира субъектом, возникающая в филогенезе как способность отражать абиотические стимулы. 126. Эдипов комплекс - в психоанализе - совокупность бессознательных (вытесненных) отношений ребенка к своим родителям. У мальчиков - сексуальное влечение к матери и враждебное отношение к отцу. 127. Экзистенциальная психология — выделившееся из гуманистической психологии направление, которое утверждает, что сущность человека не предзадана, человек есть то, что он сам из себя делает в результате совершаемых им в течение жизни личностных выборов. 128. Эксперимент — метод научного исследования, характеризующийся более активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, чем это может быть осуществлено в наблюдении. 129. Экстериоризация - (от лат. exterior - внешний) переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. 2) Противоположность - интериоризация. 130. Элементарная сенсорная психика — название первой стадии (по А. Н.Леонтьеву) психического развития в филогенезе, когда субъектом при деятельности в предметно-расчлененной среде психически отражаются отдельные абиотические свойства предметов. 131. Я – концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
|