Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на здоровье






Право на здоровье для женщин во многом определяется тем, имеется ли у женщин весь комплекс репродуктивных прав и могут ли они реально ими пользоваться. Основу репродуктивных прав граждан составляет право на планирование семьи. Практически реализовать это право можно, с одной стороны, путем предотвращения нежелательной беременности, а с другой — если она все-таки наступила, то путем ее искусственного прерывания.

Право женщин на предотвращение нежелательной беременности в принципе не отвергается сегодня ни одним светским государством, хотя и порицается подавляющим большинством религий.6 Однако, возможность практической реализа-

5 Там же. С. 13-18.

6 История борьбы в разных странах за право просвещения женщин в вопро
сах планирования семьи знает немало трагических страниц. Распро
странение такого рода информации нередко рассматривалось даже как уго
ловное преступление. Так, в США первая клиника по контролю за рожда
емостью была открыта в 1916 г. в Бруклине. Через 10 дней работы поли
ция закрыла клинику и арестовала троих женщин — ее организаторов.


ции этого права с помощью контрацептивов в ряде стран затруднена. В одних странах этому препятствует бедность и необразованность населения, традиции и обычаи жизнедеятельности семьи, в других — недостаточный уровень знания в данном вопросе не только граждан, но и медицинских работников, отсутствие соответствующих социальных служб и т. д.

Существенно различен подход в мире к искусственному прерыванию беременности, в первую очередь, к аборту. В ходе Каирской конференций ООН по народонаселению такие несхожие группы государств как исламские и католические из Латинской Америки добились того, что аборт даже не был назван в решениях конференции как одно из средств планирования семьи. Почти во всех этих странах аборты — это уголовное преступление, даже в случае изнасилования.7

Право на аборт, бесспорно, является неотъемлемой частью права женщины быть хозяйкой своего тела, а в конечном счете — и своей судьбы. Право любого человека распоряжаться своим телом всегда трактовалось как существенная составная часть либеральной политической и правовой традиции. Не случайно феминистки 19 — начала 20 вв. активно использовали этот принцип в борьбе за равноправие женщин. Однако вскоре выяснилось, что в отношении права женщины распоряжаться своим телом правовое пространство либеральных свобод оказалось недостаточным. Не дала подлинной свободы женщинам в решении вопросов репродуктивного выбора и политика государственного патернализма при охране материнства и детства, которая широко практиковалась в СССР и странах Восточной Европы. Исходя из этого, некоторые западные исследователи говорят о переходе в последние десятилетия 20 в. во многих развитых странах от частного к общественному патриархату8.

Очень сильное влияние на политику государств, касающуюся права женщины самой решать вопрос о материнстве, оказы-

Выпущены на свободу они были лишь после объявленной дипломированной медсестрой Этель Берн голодовки в защиту принципа добровольного материнства. Сангер М. Женщина и новое поколение // Феминизм: проза, мемуары, письма. М.: Прогресс, 1992. С. 433-445.

7 R. Cook, ed., Human Rights of Women. National and International Perspectives
(Philadelphia, 1994), p. 260.

8 S. Calsen, J.E. Larsen, The Equality Dilemma (Copenhagen, 1987), p. 20.


616

вает религиозный фактор. В странах, где влияние религии на общественное сознание умеренно (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Швеция, Норвегия, Франция и др.) решение вопроса об искусственном прерывании беременности в течение первых 12 недель отдано полностью на усмотрение женщин, а после этого срока связывается с рядом медико-социальных причин. В других, где церковь, преимущественно католическая, оказывает на функционирование общества существенное влияние (Италия, Португалия, Испания, Польша и др.) свобода женщины распоряжаться своим телом и соответственно своей судьбой поставлена законом в весьма жесткие рамки. Аборт чаще всего допустим в этих странах, лишь если сохранение беременности грозит жизни или здоровью женщины, обнаружены дефекты развития зародыша либо беременность явилась результатом изнасилования или инцеста.

Как и демографический фактор, воздействие религиозного фактора на законодательное регулирование права на аборт во многом определяется соображениями государственной политики страны в тот или иной период времени. Характерным примером этого может служить, в частности, Польша. В Польше, подобно многим другим странам Восточной Европы, аборт был легализован в 1956 г. В 1993 г. под сильным воздействием католической церкви и христианских фундаменталистов, добивавшихся возврата к «христианским ценностям», возможности женщин легально избавиться от нежелательной беременности были фактически сведены к минимуму в результате принятия закона «О планировании семьи, защите человеческого зародыша в условиях, допускающих прерывание беременности».9 Главным аргументом в пользу его принятия был католический догмат о том, что человеческая жизнь начинается с зачатия и активное лоббирование законопроекта папой Иоанном Павлом Вторым — поляком по национальности. Протесты женской общественности, выходившей на демонстрации под лозунгом «Мы — не

9 W. Nowicka, «Two Steps Back. Polands New Abortion Law», Planned Parenthood in Europe. June, 1993, p. 18; C. Itzin, «Pornography, Harm and Human Right», Sexual Politics and the Europe. The Feminist Challenge, R.A. Elman, ed. (Providence-Oxford, 1996), p. 67.

Корнилов Л. Кипят страсти вокруг проблемы аборта в Польше // Известия 23 января 1993.


детородные машины» во внимание приняты не были. В результате возросло число нелегальных абортов и поездок с целью ликвидации нежелательной беременности в другие страны, в частности, в Литву и Белоруссию. Аналогичная трансформация в законодательстве по тем же мотивам и с теми же последствиями произошла в Венгрии, где в декабре 1992 г. был принят закон «О защите жизни зародыша».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал