Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное телевидение






 

Тема социальной сферы человеческой деятельности и материала как специфика телевизионного сценария. Специфические особенности создания сценария ТВ: жанровое определение телепрограммы, адресность телепрограммы, авторский комментарий или текст ведущего, приемы активизации телевизионной аудитории, если этого требуют идея и замысел телепроизведения и выразительные средства ТВ. Типология жанров как проблема жанрового определения ТВ программ, в основе которой лежат доминантные жанровые признаки, черты характера программы. Телевидение как уникальный генератор новых жанров, «синтезатор» разных видов искусств. Методики создания новых жанров ТВ, основные правила и алгоритмы творчества.

В настоящее время телевидение является наиболее массовым средством донесения информации до потребителя. В современном телевидении, как общедоступном, так и коммерческом (кабельном, спутниковом), действует достаточно жесткий принудительный принцип: аудитория потребляет только то, что предлагает ей сегодня производитель программ, навязывающий зрителям содержание передач, время их выхода в эфир и т.п.

Однако не исключается и обратный вариант, когда телезритель уже влияет на производителя TV-контента. И чтобы удовлетворять запросы зрителей телевидение идёт по предсказуемому пути развития: 1) Увеличивает число каналов: 2) Компании, заинтересованные в высоком рейтинге, изучают потребности и пожелания аудитории, проводя разнообразные рейтинговые опросы, а затем формируют свои программы в соответствии с результатами этих измерений. Однако здесь имеет место лишь некая социально усредненная и не персонифицированная интерактивность: рядовому зрителю остается лишь смотреть (или не смотреть) то, что ему предлагают.

При всем при этом, являясь культурологическим феноменом XX века, телевидение как культурэстетическое явление не может остаться в стороне от процессов, так или иначе затрагивающих художественную и социальную жизнь общества: ТВ-передачи часто воспринимаются как реальность, а жизнь общества – как зеркало ТВ. Развлекательность, зрелищность, серийность телевизионной культуры, изменили психологические установки аудитории. Более того, TВ стало симулякром потребления, позволяя любому зрителю путем переключения каналов создать собственную телепрограмму в соответствии с индивидуальным вкусом и настроением. Играя роль усилителя чувств, электронной нервной системы, телевидение стало художественной квинтэссенцией постмодернизма, путеводителем по руинам современной культуры.

Если искусство оперирует образами, создавая неповторимый художественный мир вымысла, метафор, воображения и мистификаций, то телевидение мыслит социальными образами, абстрагируясь от мира и создавая свой отчужденный, свой локальный мир, подвластный трансформациям и превращениям homo vultus«человеком смотрящим». Это заслонение и абстрагирование позволяют выделить телевидение в особое культурологическое явление, по своей уникальности и специфичности занимающее особое положение в сфере культурологических ценностей.

 

2.2.Особенности современного телевидения:

 

1.Наличие противоречия, которое, с одной стороны, состоит в якобы отображении телевидением самой реальности, абсолютной и достоверной, а с другой – в трансформации этой реальности, где инструментом выступает деконструкция. Это противоречие является парадоксальной особенностью телевидения и под этим углом зрения многие процессы, происходящие на нем, понимаются и осознаются более глубоко и исчерпывающе;

2.Изменение концепции ТВ, когда последовательно появились доселе невозможные построения: игра, политические монологи и диалоги, откровенно демонстрируемое авторское «Я» с выраженным личностным подходом и оценкой;

3.Фантазия и воображение становятся вровень с реальной жизнью. Мера и степень дозволенного с каждым годом все более возрастает, приближая нас не только к реальности, но представляя ее более реальной, чем она есть на самом деле. То есть проблема мистификации, так свойственная литературе, искусству театра, и здесь захватывает свои пространства и очерчивает границы;

4.Опора на искусство, театр и литературу, которые в известном смысле явились провозвестниками, прообразами телевидения в художественном плане. Именно потому литература и «вторичные языки» культуры по-прежнему занимает значительное место в телевизионных процессах;

5.Позиция параллельного привлечения не только литературы и театра, но и других видов и жанров искусства (живопись, дизайн, цирк, фотография и т.д.), что обеспечивает телевидению большую полноту и достоверность.

6.Особая специфика телевизионного времени. Сознавая, что время на ТВ является понятием одновременно реальным и условным, невозможно отрицать, что разного рода превращения, модификации и мистификации весьма для него характерны. Особенности передачи этого времени, его акценты, включенность во многие художественные и документальные игры, сама эстетика этого времени переводят телевизионное время в разряд уникального. Противоречивость и двойственность, так присущая эстетике ТВ, и здесь выступает определенным мерилом и ценностным критерием. Именно для времени телевидения характерны цитатность, синтез концептуальных построений и художественных, поэтических структур, сращивание искусства и документа, смешивание стилистики факта и вымысла, кичевости высокого смысла, карнавализации этого смысла, иронии и выраженной энтропии многих и многих процессов;

7.В противовес homo ludens«человеку играющему» (Й.Хёйзинга, 1938), ТВ вызвало к жизни homo vultus – «человека смотрящего», сотворив его по образу и подобию своему. Процесс игры, сотворяемый на экране, творится не сам по себе, а носит отпечатки того жизненного, реального процесса, который диктуется человеком по ту сторону экрана «человеком смотрящим». Но если театральная игра имманентно присуща искусству театра, является условием существования самого театра, то телеигра не является синкретически обусловленной необходимостью и принадлежностью ТВ. Другое дело, что меняя правила, обличья, участников, телеигра в последние годы стала одним из способов существования телевизионной культуры;

8.Смешение жанров и стилей, размытость границ стали условием существования телевидения. Эта стертость, подвижность весьма затрудняют какую бы то ни было классификацию и возможность структурного подхода к телепроцессу. Однако именно подвижность позволяет найти и выделить те главные составляющие телевизионного процесса, которые наиболее полно и выразительно раскрывают смысл и суть телевизионной культуры. Речь об играх, авторском «Я» и публицистическом языке общения;

9.Взаимообусловленность и проницаемость таких разных явлений как ТВ и театр определили во многом преемственность, наследованием форм, методов и традиций. И потому парадоксальные процессы и особенности, свойственные только искусству театра, не могли не коснуться и затронуть многие движения, особенности коллизий и конфликтов на телевидении, а также стиль, почерк, манеру многих авторов на ТВ.

10.Изменения в сознании современного человека в последней трети XX – начале XXI вв. связано не только с кризисом прогрессивного мышления, утратой идеалов, потерей ценностей, но и со стратегией, тактикой, почерком, стилем и языком транслируемых ТВ-передач.

11.Природа контрастов, свойственная культуре постмодернизма, смешение настоящего, прошлого и будущего, опровержение незыблемых прежде постулатов классической эстетики, использование традиционного и авангардного ради новой художественной ценности, нашли своё отражение и на телевидении: программы и передачи замешаны на контрасте противостоящих друг другу, не укладывающихся в привычное эстетическое пространство аспектах, несущих заряд как созидания, так и энтропии;

12.Постулирование, констатация, непрекращающиеся диспут и дискурс, где полемическое поле становится нормой и жизненным пространством существования человека по обе стороны экрана – еще более обнажает истинную сущность происходящего на ТВ.

13.Поскольку игра – есть то основное, на чем держится и проявляет себя искусство, зрелище, то именно игра стала тем главным выразительным средством, движущей силой на ТВ, игра превратилась в то объединяющее понятие, которое обнаруживает и раскрывает себя как на телевидении, так и в многочисленных «вторичных языках» культуры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал