Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жанровая классификация ТВ-программ
Жанровая классификация телевизионных программ: развлекательные, информационно-аналитические, публицистические, познавательные, научно-популярные, образовательные, спортивные, детские, а также сериалы, ситкомы, трансляции, телевизионные экранизации, Жанровая классификация развлекательных передач: 1.Ток-шоу. Знаковым годом для российских ток-шоу стал 1996 год, когда телеканал НТВ запустил первый по-настоящему развлекательный проект «Про это». В том же 1996 году на ОРТ выходит первый выпуск программы В.Комиссарова «Моя семья», а в 1998 году в эфире НТВ появляется ток-шоу Ю.Меньшовой «Я сама». Именно с этого момента и начинается поступательное развитие данного направления на российском телевидении. Ток-шоу показывает человеку, столкнувшемуся с проблемой, что он не одинок, что вокруг достаточно людей с идентичными проблемами, однако истинная суть подобных передач не в бесстрастном отражении окружающей действительности и не в пессимистичной констатации фактов. Ценность ток-шоу в том, что подобные передачи консолидируют различные страты и ячейки общества в единое целое, находя сходство в жизненных позициях, утверждая приемлемые для всех моральные ценности и помогая найти универсальное решение общих проблем. Все участники ток-шоу – от зрителей до экспертов – пытаются смоделировать общую для каждого единичного случая ситуацию, проецируя её не только на конкретного, сидящего перед нами участника, но и на каждого телезрителя, имеющего к этой проблеме непосредственное отношение. Переходя к классификации передач подобного рода, нужно заметить, что развлекательное ток-шоу на российском телевидении в видовом смысле представляет собой достаточно расплывчатое образование. При наличии общих для всех программ жанровых признаков, существует целый ряд признаков второстепенных, не позволяющих разделить ток-шоу на чёткие группы, сообразуясь всего с одним критерием, поэтому критериев будет, как минимум, два. Первый – адресный – подразумевает деление ток-шоу на группы в соответствии с той аудиторией, которой они предназначены. Можно выделить 3 основных группы. Группа первая – «женские» ток-шоу. В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера), проблема рассматривается, как правило, сквозь призму женского видения мира, героями повествования являются женщины, ведут передачи женщины-ведущие: «Я сама» (НТВ), «Лолита. Без комплексов» (Первый канал), «Чего хочет женщина» («Россия»), «Город женщин» (Первый канал), «Девичьи слёзы» (СТС). Вторая группа – «семейные» ток-шоу. В отличие от сугубо «женских», они ориентированы уже на семью, обсуждаются проблемы, одинаковые для обоих полов, участниками в равной степени являются как мужчины, так и женщины, передачи смотрятся немного интереснее благодаря большему разнообразию тем и возможностей изучить проблему с разных точек зрения. Это «Большая стирка» (Первый канал), «Моя семья» («Россия»), «Семейные страсти» (REN-TV), «Окна» (ТНТ), «Принцип домино» (НТВ). Третья группа – узкоспециализированные, чаще всего музыкальные ток-шоу, такие, как «Чёрно-белое» (СТС) или «Группа разбора» (Муз-ТВ). Тематика – музыка, шоу-бизнес, современные субкультуры. Этический критерий подразумевает деление на две группы в соответствии с морально-этическим контентом и оформлением передачи. Первая группа – передачи, делающие акцент на скандалах, на конфликтах, зачастую на драках участников. Суть программы, как правило, не в поиске решения, а в самом обсуждении проблемы: «Большая стирка», «Окна», «Пусть говорят». Вторая группа – передачи, старающиеся избегать обсуждения «жёлтых» тем, открытых конфликтов в студии. При всей своей развлекательности они помогают участникам найти выход из ситуации, решить проблемы, дать нужный совет. Это «Принцип домино», «Пять вечеров» (Первый канал), «Частная жизнь», «Семейные страсти». Массовое производство телевикторин начинается лишь в 1989 году, когда в эфире появляются «Счастливый случай» и «Брэйн-ринг. Начиная с этого времени, программы подобного рода становятся неотъемлемым компонентом сетки вещания. Поскольку центральной фигурой телеигр является именно ведущий, подобные программы достаточно чётко делятся на три группы в зависимости от того, кто является антагонистом ведущему в ходе игры. Первая группа – викторины, в которых ведущему противостоят каждый раз новые, незнакомые ему игроки («Кто хочет стать миллионером» (Первый канал), «Натуральный обмен» (Муз-ТВ), «Поле чудес» (Первый канал), «Угадай мелодию» (Первый канал), «Сто к одному» («Россия»), «Счастливый случай» (ОРТ). Потерпевшие поражение игрок или команда в викторинах первого типа в программу больше не возвращаются. Вторая группа – это передачи, в которых с ведущим играет определённое количество одних и тех же эрудитов. Игры, как правило, проходят в течение определённого цикла, проигравший игрок может вернуться в программу в следующем цикле. Так же, как и в первом случае, игроки могут объединяться в команды («Что? Где? Когда?» (Первый канал), «Брэйн-ринг» (ОРТ)) или сражаться каждый сам за себя («Своя игра», (НТВ)). Третья группа – противостояние ведущего и зрителей (телезрителей). Это либо смс-викторины («Поймай удачу» (MTV), «Деньги по вызову» (REN-TV), «Деньги на проводе» (ТНТ)), либо передачи, представляющие собой один продолжительный конкурс с достаточно простыми правилами («Золотая лихорадка» (ОРТ), «Следующий» (Муз-ТВ, MTV). От участника требуется не столько эрудиция, сколько скорость реакции. Телевизионные игры – программы популярные по многим причинам. Первой причиной можно назвать «народность», доступность для всех, вторая связана с возможностью человека объективно оценить свои знания. Третьей причиной является желание каждого человека постоянно самосовершенствоваться, четвёртая, меркантильная, основана на естественном для каждого человека желании выиграть, пятая связана с эффектом соучастия, и, наконец, последней причиной привлекательности телеигр можно назвать сам феномен игры, с её непредсказуемостью, эффектом неожиданности и поворотами сюжета, всегда носящими спортивный характер. Последняя, самая сложная из четырёх – это группа программ, названная коротким словом «шоу». Все шоу можно разделить на 4 группы. Костяк первой составляет самый распространённый на нашем телевидении жанр скетч-шоу: набор сыгранных группой актёров комедийных сценок, обычно протяжённостью 2-5 минут каждая. Основоположниками жанра в начале и середине 90-х годов были такие проекты, как «Джентльмен-шоу» (РТР), «Оба-на» (ОРТ), «Осторожно, модерн» (СТС), «Маски-шоу» (РТР), «Городок» («Россия»), «ОСП-Студия» (ТВ-6). Сегодня это «Каламбур» (ДТВ), «Наша Russia» (ТНТ), «Шесть кадров» (СТС), «Дорогая передача» (REN-TV), «Дальние родственники» (REN-TV). Вторая группа – это собственно юмористические программы, подобные «Аншлагу» («Россия»), «КВНу» (Первый канал), «Кривому Зеркалу» (Первый канал), «Смехопанораме» (ОРТ) и прочим, суть которых – в выступлении юмористов, исполняющих свои или чужие миниатюры. Третью группу шоу-передач, относящихся к жанру стендап-комеди или эстрадный стендап, на сегодняшний день представляют программы «Comedy club», «Comedy Woman» (ТНТ). Суть передач подобного рода в появлении на сцене конферансье-эмси, который свободно общается с публикой на модные темы, интересно шутит, иногда задирает сидящих в зале. Наконец, четвертая группа программ – это собственно шоу, передачи, представляющие собой определённый набор сценических зрелищ и эстрадных номеров, как правило, музыкального характера. Чаще всего шоу имеют сериальный характер, то есть выходят в определённое время, однако не менее часто встречаются шоу, приуроченные к единичным событиям (праздничные концерты, трансляции музыкальных фестивалей, юбилейные вечера отдельных артистов): «Уральские пельмени» (СТС). Что касается функционального аспекта, то в подавляющем большинстве случаев шоу-программы выполняют только рекреативную функцию, хотя рекреацией в чистом виде щеголяют лишь откровенно пошлые и легкомысленные проекты: если снова вернуться к тому же «Введению в журналистику», то окажется, что в шоу-передачах проявляется ещё и непосредственно-организаторская функция, заключающаяся в распространении в повседневной жизни чисто журналистских находок вроде «КВНа» или «Голубых огоньков», реализуется культурно-просветительская функция и т.д. Однако, как правило, именно шоу-программы представляют собой классический вариант развлекательной программы, описываемой «Классификатором» как «программа, предназначенная в первую очередь для отдыха, направленная на доставление удовольствия и/или эстетического наслаждения». 2.Реалити-шоу: Появление во второй половине 20 века новых технологий повлекло за собой становление революционного жанра телевидения – реалити-шоу. Пик его развития на западе – 90-е гг., в нашей стране – середина 2000-х, где первым таким проектом стало шоу «За стеклом» (канал ТВ-6) в 2001 г. Новизна данного жанра, а также вызванный его появлением общественный резонанс привлекает исследователей. В то же время, жанр остается во многом не до конца осмысленным. Реалити-телевидение предлагает программы и шоу, которые следят за жизнью – действиями, поступками и общением участников, – напрямую (по правилам без заученных ролей, поз и моделей поведения). Наблюдение за жизнью героев передачи в реальном времени (подача материала в эфир с первого дубля), обращение к реальности во всех её проявлениях, начиная с участников (простые люди вместо профессиональных актеров) и заканчивая декорациями (условия съемок, максимально приближенные к реальным), частое отсутствие сценария – критерии, объединяющие программы в жанр реалити. К шоу (телешоу) относят жанр, основное качество которого – зрелищность, главная функция – рекреативная. Так как направленность современного телевидения смещена в сторону развлекательности, реалити-программы в основном представлены именно в виде реалити-шоу. Классификация реалити-шоу по видам наблюдения: – программы, подготовленные с использованием скрытой камеры; – любительское видео с незапланированными сюжетами; – документальное наблюдение, не нарушающее привычное течение жизни (наблюдение за работой пожарных, полицейских, спасателей); – игровые шоу, в ходе которых люди специально некоторое время находятся в замкнутом пространстве под наблюдением видеокамер. В зависимости от того, на чём основано развитие действия в передаче (от специфики психоэмоциональных и ценностных оснований) подразделяют реалити-шоу на следующие группы: – 1 группа: программы, эксплуатирующие человеческие инстинкты и эмоции, построенные по принципу «отношения – конкурс – изгнание». Это «Последний герой» (Первый канал), «7 под солнцем» (Муз-ТВ), «Ты – супермодель» (СТС), «Дом-2» (ТНТ), «За стеклом» (ТВ-6), «Фабрика звезд». Целью является не столько победа участника в конкретном соревновании или в проекте вообще, сколько проверка его умения «выжить», умения выстроить отношения с другими персонажами на протяжении всего цикла передач; – 2 группа: реалити-шоу, основанные на самореализации участников, например, «Голод» (ТНТ), «Джентльмены на даче» (Перец), «Кандидат» (ТНТ). Внешняя атрибутика проекта такая же, как в реалити первой группы, вероятность победы героя зависит не только и не столько от его социального чутья, сколько от его умений. Отношения, хотя и являются важной составляющей проекта, уходят на второй план; – 3 группа: проекты, персонажи которых не живут вместе и не изолированы от общества. Суть передачи не в развитии взаимоотношений между ними, а именно в выявлении абсолютного победителя в своей сфере, которым может быть как отдельный человек («Битва экстрасенсов» (ТНТ), «Битва визажистов» (MTV), так и команда («Самый сильный человек», «Перехват» (НТВ); – 4 группа: хроники, где камера просто фиксирует происходящее в зависимости от авторского замысла. Здесь нет соперничающих друг с другом участников, а временные и территориальные рамки определяются лишь главным героем, иногда единственным, который в ряде случаев является одновременно и ведущим. Хроники делятся на три вида: а) камера следует за звездой шоу-бизнеса, записывая все моменты её жизни («Блондинка в шоколаде» (Муз-ТВ); б) камера фиксирует все моменты жизни звезды, пробующей себя в непривычной профессии в течение определённого времени («Звёзды на льду» (Первый канал)); в) передачи, использующие съёмки скрытой камерой («Розыгрыш» (Первый канал); – 5 группа, шоу обновления (модернизации), в котором происходит обновление (модернизация) части или всего жизненного пространства героя программы, его рабочего места, дома или транспортного средства. Американское шоу «This Old House», дебютировавшее в 1979 году, было первым такого рода. Английское шоу «Changing Rooms», начавшееся в 1996 году, было шоу-обновление жилых комнат в DIY-стиле с добавлением состязательного элемента от игрового шоу. Обновление-шоу «Тачка на прокачку» и «Overhaulin» демонстрируют модернизацию автомобилей. В России существуют подобные варианты в виде «Школа ремонта», «Квартирный вопрос», «Дачный ответ». Разнообразные реалити-проекты и программы с элементами реалити являются сегодня неотъемлемыми компонентами сетки отечественного телевещания. Можно выделить два жанра наиболее близких реалити-шоу: телеигра (викторина), документалистика (неигровое кино). Здесь мы находим корни современных реалити-проектов. Любые реалити-шоу всегда рассказывают о выживании, и выделяет три типа выживания. Первый, самый примитивный, – выживание физическое (например, связанное с добыванием пропитания). Второй – социальное (например, попытка занять привилегированное место в определенной социальной иерархии, с использованием для этого либо силы, либо смекалки, либо психологического воздействия). Третий тип – биологическое выживание (например, найти себе брачную пару). Экстремальные условия и борьба, действительно, являются характерными признаками жанра реалити-шоу, что сближает его с телеигрой, которую также отличает неизвестность исхода, часто интерактивный режим. Однако, реалити-шоу, в отличие от телеигры, где центральной фигурой является ведущий, обращены, прежде всего, к жизни участников. Здесь на первый план выходит мир их чувств, их повседневные заботы. Реалити-шоу – это отдельный мир. Но этот формат не сводится к каким-то неприкосновенным стандартам. Реалити-шоу, как известно, бывают очень разные. Например, футбол, да и любые спортивные зрелища, – это ведь в сущности то же самое: никто не знает, чем закончится и как развернется игра. Возьмем «Новости» – это ведь тоже реалити-шоу…. Все телевидение посвящено реальности. Но специализация реалити-шоу – частная жизнь. Документалистика также номинально строится на съемках подлинных событий. Идея киноправды получила теоретическое обоснование в работах Д.Ветрова, проповедавшего «жизнь врасплох» на экране, при отсутствии сценария и монтажа. Документалистика снимает реальных людей в реальном окружении реального мира, либо сам этот мир с его событиями и явлениями, и может быть разных видов: событийная хроника, кинолетопись (съемки для истории), кинофиксация для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы), авторская журналистика, искусство. Если вернуться к тому, где сегодня находится пресловутый ресурс реальности, который должен отрабатываться в документальном кино, то это реалити-шоу. Уже стало трюизмом говорить о том, что мы с нашим темпом постижения действительности все время попадаем в область минувшего. Фатально не успеваем за скоростью. В силу этого возникает невероятная тяга к архиву, к ретро, к историзации всего и вся. Именно эту задачу варварски, архаично – как угодно, в разных терминах можно оценивать – выполняют реалити-шоу и Интернет… Можно, конечно, брезгливо отворачиваться от этих массовых жанров и заниматься «чистым искусством», но тогда не нужно вздыхать о том, что, дескать, отсутствует проблемное поле документального. Можно прийти к выводу, что важное различие между реалити-шоу и документалистикой режиссер видит в целях, преследуемых создателями проектов. Отмечая, что персонажи реалити-шоу подают зрителю нравственную патологию своих личных отношений в виде нормы, он резко критикует данный жанр. Сам факт публичности делает все эти разговоры глубоко аморальными. Но такие же темы можно поднимать в документальном кино, и решать их, не боясь самых кричащих, теневых сторон жизни. Важно лишь, чтобы это действительно была правда, чтобы делалось это для того чтобы проанализировать некоторое явление, пусть уродливое, пусть асоциальное. Проводя различие между документалистикой и реалити-шоу, можно выделить следующее: к документалистике обращается, в основном, небольшая группа любителей, зачастую, представленная творческой элитой, важнейшие функции документалистики – просветительская, воспитательная, документальное кино – некоммерческое; реалити-шоу – это своего рода документалистика для масс, выполняющая, прежде всего, развлекательную функцию, это коммерческие проекты, позволяющие их создателям заработать огромные деньги за счет рекламы и платных голосований в поддержку участников шоу. Кроме того, темой для документальных фильмов чаще всего становятся, помимо знаменитых персон и сообществ, интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы. Мастера здесь нередко поднимаются до серьёзных философских обобщений. Ни один жанр телевидения не вызывает такой резкой негативной критики, как реалити-шоу, критикуют его и эксперты, и население. С другой стороны, жанр крайне востребованный, аудитория его огромна. Обратим внимание на данные исследователей ACNielsen: три четверти зрителей во всем мире недовольны засильем реалити-шоу на телевидении. По числу недовольных реалити-шоу Россия оказалась на втором месте, однако на рейтинги проектов это не повлияло. Так, телеведущие реалити-шоу «Дом-2» (ТНТ) заявляют о своей 60-миллионной аудитории. Безусловно, для всесторонней оценки реалити необходимо погружение в виртуальную среду данных проектов более чем на 15 минут, о которых заявляют некоторые критики данного жанра. Такое погружение не обязательно приносит эстетическое и моральное удовлетворение, учитывая контекст современного телевидения, пронизанный культом «легких» денег, цинизмом и насилием. Однако обратимся к примерам, показанным известными исследователями общества. Вряд ли американский социолог У.Уайт чувствовал себя тотально позитивно, когда, поставив задачу изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных шаек молодежи в квартале, населенном выходцами из Италии, вынужден был три с половиной года прожить среди них, став полноправным членом исследуемой группы, полностью разделяя их образ жизни. Здесь можно упомянуть и Ч.Бута, жившего три года среди городской бедноты – изучаемой группы. Необходимость привлечения внимания социологов к этому жанру на более глубоком уровне, чем есть на данный момент, подчеркивается, как учеными, так и руководителями телекомпаний. В рамках данного жанра имеет место богатое разнообразие физических, психологических, культурных, идеологических и других экспериментов. Подчеркнем, что «…сегодня основным предметом изучения реалити-шоу становится не столько поведение отдельной личности в замкнутом пространстве, сколько психология целого поколения, народа, нации, общества. Эта национальная идея в малом формате, которая вскрывает классовые, национальные, идеологически, расовые и другие противоречия, – является благодатной почвой для социальных экспериментов над личностью в частности и обществом в целом. При просмотре реалити мы можем наблюдать за человеком в необычных условиях несвободы и жесткой конкуренции, рассматривать особенности адаптации в группе личностей с различным физическим, интеллектуальным, творческим потенциалом, сравнивать стратегии выживания людей из различных социальных страт, изучать модели поведения разных социотипов. Реалити позволяют наблюдать частную жизнь человека, являющуюся труднодоступным объектом социсследований. Существует предположение, что каждое реалити вполне может выступать «заказом» определенной организации. Например, крупные исследовательские компании типа TGI или Comcon вполне способны проводить на материале реалити социальные исследования по всему миру и сводить полученную информацию воедино. «Лицензионные международные реалити-шоу удобны для исследователя своей стандартностью. Наличие одного и того же формата во всем мире сильно упрощает проведение исследований. В этом есть некая системность, следовательно, это может быть чьим-то заказом, причем не российских структур, а некой зарубежной организации, заинтересованной в глобальных исследованиях. Действительно, многие реалити на российском телевидении – «калька» с западных шоу, однако у нас есть и свои уникальные эксперименты. Например, авантюрное шоу «Голод» (канал ТНТ), показывающее столкновение группы молодых россиян с европейским обществом. Участники попадают в Берлин с завязанными глазами, без денег, и вынуждены сами добывать себе пропитание в чужой стране. К уникальным можно отнести и «Дом-2» (канал ТНТ), раскрывающий нравы определенной части российской молодежи, готовой на многие жертвы ради шанса пробиться в шоу-бизнес, прославиться и разбогатеть. Необычность данного проекта в его продолжительности – выходит в эфир каждый день на протяжении более 5 лет. Указанные проекты позволили российским телекомпаниям стать не только импортерами, но и экспортерами телешоу. Руководство канала ТНТ вынашивает планы создания реалити, действие которого будет происходить в доме, поделенном на три части. В одной будут жить бедные, в другой – очень богатые, а в середине – так называемый средний класс. Все будут активно взаимодействовать друг с другом. С точки зрения продюсеров, представляет интерес возможность сталкивать в одном пространстве представителей разных социальных сообществ. Для социолога интересна возможность наблюдения за участниками таких проектов, особенно это относится к проектам 1 группы и к хронике вида в). Не удивительно, что в числе мастеров, наиболее сильно повлиявших на судьбы документалистики, можно выделить Дж.Грирсона (1898–1972), пришедшего в кинематограф из социологии и рассматривавшего документалистику как значимое средство воздействия на общество. Дж.Грирсон считал необходимым вернуть документалистику из дальних, экзотических краев земли к явлениям, происходящим рядом со зрителем. Так, «Рыбачьи суда» (1929), показывавшие повседневную жизнь рыбаков Британии, стали революционным открытием. Сегодня существует недостаток исследований, связанных с качественным изучением продукции СМК, в частности, телевидения. Особенно, что касается выявления ожиданий зрителей и социальных последствий распространения определенного рода телепродукции. В значительной мере это относится к реалити-шоу, как к достаточно новому жанру. О его природе, социальных, социологических, психологических и зрелищных аспектах существует множество вопросов без ясных пока ответов. До какой степени реалити-шоу интерпретируются как особенно привлекательная форма развлечения в медиа? Кто смотрит и участвует? Что ожидает зритель и участник от реалити-шоу? Выполняет ли оно и как свои гедонистические функции? Как относится к данному жанру аудитория в зависимости от половозрастных и образовательных характеристик? Какие ценности несут современные реалити-шоу? Отметим, что данные проекты ориентированы, прежде всего, на молодежь, выступая для последней значимым источником идентификации. Если рассматривать реалити, как ценный материал для социсследований, важным является вопрос: насколько «реальны» реалити-шоу, то есть, действительно ли в них отсутствует сценарий? Приведем определение, найденное на просторах сети Интернет в «Википедии» – свободной энциклопедии: «Реалити-шоу – разновидность развлекательной телевизионной передачи. В течение длительного времени в передаче показывается (якобы) естественная жизнь изолированной группы персонажей в специально созданной для них обстановке. Декларируется свобода поведения участников – считается, что события развиваются свободно, без заранее определённого сценария, в чём и состоит «изюминка» реалити-шоу. Зрителя убеждают, что он становится свидетелем не разыгранного спектакля, а реальных сцен из жизни. Здесь мы находим явное сомнение в «реальности» жизни участников в рамках подобных проектов. С одной стороны – степень свободы в реалити-шоу очень низкая, и говорить о том, что непредсказуемый сюжет и все ведут себя как хотят, нельзя, потому что правила поведения, территория, правила игры и приз определены. С другой стороны – мнение участника реалити-шоу «За стеклом»: «Безусловно, режиссер играл не последнюю роль в этом проекте, потому что если бы людей закрыли, как в нашем случае, в квартире, где есть телевизор с Sony Play Station, какая-то музыка, какой-то минимум книг, то все бы сидели, играли в видеоприставку, читали книги и занимались бы абсолютно неинтересными для зрителей своими делами. Поэтому ежедневно нам режиссер «спускал» задание, то есть или «вы должны собрать шкаф», или «вы должны снять фильм», или «вы должны сделать то-то». То есть нас заставляли двигаться – в этом и заключалось вот это вот сценарное воздействие на нас». Необходимо упомянуть, что годы становления документалистики также отмечены спорами о сценарии. Ряд мастеров настаивал на необходимости присутствия жесткого сценария, точно предусматривающего все детали будущих съемок. Однако, со временем, позиции мастеров, приверженных сценарию, свободно выстраивающемуся по ходу съемок, становятся более прочными. Исходя из наблюдений за участниками ряда реалити-шоу (включая «Дом‑ 2»), начавшихся в рамках диссертационного исследования, связанного с изучением современного российского телевидения, и продолженных впоследствии, мы склонны относиться к данной информации с доверием. С нашей точки зрения, если участники указанного шоу играют по жестко заданному сценарию, то, зачастую, превосходят своим мастерством профессиональных актеров, работающих в современных отечественных сериалах. Дело здесь не в том, как показаны те или иные эмоции, а в том, что участникам шоу удается создавать убедительные в своей цельности человеческие характеры, что является существенной сложностью для актеров в упомянутых сериалах. Говоря о современном кинематографе, можно предположить, что фильм, даже с очень закрученным сюжетом при отсутствии живых человеческих образов не смотрится. Сюжетные построения и ситуации – лишь средства, условия для выразительного проявления личных качеств киногероев, для проникновения в суть человеческой психологии. Отсутствие убедительных, содержательных, «живых» человеческих характеров в современных сериалах, с нашей точки зрения, связано не столько с отсутствием профессионализма и таланта у актеров, сколько с малым временем, затрачиваемым на репетиции. В реалити-шоу репетиции, если предположить, что они существуют, тоже не могут занимать значительное время (например, упомянутый «Дом-2» выходит ежедневно). Необходимо подчеркнуть, что, не наблюдая реалити-шоу регулярно, невозможно отследить трансформацию личности участников, увидеть выражение естественных эмоций, поддерживающих веру в отсутствие жесткого сценария. Ощущение реальности шоу усиливается, если зритель понимает, что он может прийти на проект, принять в нем участие. Разные проекты обладают различным эффектом реальности. Например, мир поп-музыки, частью которого является «Фабрика звезд», создает значительную дистанцию между зрителями и героями – «звездами». Такие проекты, как «Дом-2» создают больший эффект реальности – новые персонажи приходят каждую неделю, анкету участника можно заполнить на сайте проекта в любой момент и через пару месяцев попасть туда. В реалити-шоу, как и в документалистике, могут присутствовать приемы монтажа, микширования, комментария для придания зрелищности и усиления эффекта достоверности. Тем не менее, в ряде современных реалити достоверность есть, а сам жанр реалити-шоу требует внимания современных гуманитарных ученых, являясь уникальным феноменом нашего времени и представляя собой широкое поле для социологических исследований.
|