Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На экзамен надо прийти с рефератом – темы в учебнике – согласовать с научником.






· Объем реферата – 14-16 л., кегль 14, полуторный интервал, сноски по ходу текста (на каждой странице сноски с 1)

· Краткое вступление, краткое заключение, список литературы (не менее 7 источников), отступ слева 3см, справа 1 см, сверху, снизу – 2 см.; номерация: либо в правом верхнем углу, либо наверху посередине; сноски кегль 10-11;

· Титульный лист: учреждение, где учусь, реферат по Истории философии науки на тему (тему в кавычки не брать), подготовила аспирант 1 курса, направление – 03, ФИО, научный руководитель, Москва, 2016 г.

· План

1. Философия науки: содержание и специфика предмета.

Литература:

Электорский

Касавин «Наука и иные типы знаний», Москва, 2005 г., том 4, журнал философии науки №2

Степин

Никифоров

Крылова И.А. и др.

 

Наука как явление генетическое занимает особое место в духовной жизни общества и его функионировании.

В свою очередь, особый раздел философии как системы знаний занимают философия науки. Она представляет собой своеобразное сочетание:

А) науки и ее истории

Б) философии

В) социологии

Г) философской антропологии

Д) психологии, духовной культуры.

 

В сжатом виде философия науки анализирует человеческое познание в его характерной, особенной форме – в форме науки. Философия познания в широком виде включает: гноссеологию и эпистемологию (теорию научного познания).

В более развернутом плане философия науки представляет собой особый раздел философии, в центре предмета которого – научные знания, их структура, характерные принципы и методы, а также различные формы и история знания. Формы знаний: факт науки (сначала эмпирический, потом факт науки), обобщение факта, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательства гипотезы, теория (если доказательства подтверждают гипотезу – истинная теория); если доказательства опровергают гипотезу – выдвигаем новую гипотезу.

Вместе с тем, науку анализируют и другие сферы знания, наряду с философией. К ним можно отнести: социологию науки, психологию научного творчества, науковедение и другие. Таким образом, философия науки – это специфическое мышление человека. Именно в философии науки главным выступает человек, который осуществляет позновательную деятельность в форме науки. Для философии науки весьма актуальной проблемой выступает преемственность знаний (связь прошлого с настоящим в науке; выведение из прочных знаний всего позитивного для современной теории и практики).

Можно выделить в философии науки ряд актуальных проблем:

1) идеалы науки – в условия сложного развития общественных систем, включая научную революцию, наука как феномен способна пересматривать, переосмысливать идеалы и ценности (например, идеалы классической науки основывались на критике традиций науки в эпохе средневековья).

Ряд выдающихся ученых периода немецкой классической философии, например, Кант критикует концепцию чистого разума; в свою очередь, Энгельс критикует Канта в работе; Людвиг Фейрбах и конец классической немецкой философии за его концепцию агностицизма. В 20 в. Карл Поппер выдвигает идеальным принципам в науке фальсификации, то есть фальсификация любой идеи – это главный принцип, то есть отрицание и на этой основе доказательство. Таким образом, менялась проблема идеалов и ценностей в науке.

 

2) Идеал ученого – тот или иной ученый (особенно выдающийся) может придерживаться своего собственного идеала в науке. В этой связи, исторически наука разделилась на 2 направления (например, эмпирическая наука и фундаментальная – 17 век, соответственно ученые разделились на теоретиков и экспериментаторов). Вместе с тем, идеал ученого в зависимости от его направления не может игнорировать язык науки, методы науки, свою роль ученого, а также свою собственную моральную оценку своим открытиям. Манифест Рассела-Энштейна 1955 г.: нельзя использовать ядерное оружие.

· И.Кант «К вечному миру» - Европа должна не совершенствовать военную технику, а совершенствовать торговлю, развивать сотрудничество между друг другом. Если Европа будет заниматься совершенствованием военной техниик, средствами вооруженной борьбы, то в перспективе это привидет к тому, что человечество будет покоиться на вечном кладбище мира.

· Бердяев «Судьба России» воспринял вышеописанные идеи Канта

3) Социально-культурная обусловленность науки – наука как явление представляет сложное понятие. По своему характеру она может быть формой научного познания (то есть отражает общественное бытие людей, связана с экономикой общества и отсюда специальный раздел – экономическая наука или экономическая форма общественного сознания); наука представляет явление культуры, потому что она произростает из состояния материальной и духовной культуры; наука организационно входит в различные социальные институты конкретного общества (социологическая энциклопедия в 2х томах, Москва, 2005 г., Иванов – ответственный редактор).

Исходя из этих составных частей следует почерпнуть их взаимосвязь и необходимость диалектического подхода каждой самостоятельной части. В этой связи, нельзя возводить в степень какую-то одну из составляющих частей науки. Так, например, абсолютизация технической функции науки неизбежно приводить к технократическому мышлению в обществе, его приоритетности и практической направленности, а бурное развитие технического прогресса без контроля со стороны государства или общества, привидет к слишком активному воздействию на природу.

В этой связи государство должно взвешенно и аналитично относится к институтам науки и эффективно стратегически и тактически управлять наукой, а не давлеть.

 

4) Демократизация, а вместе с тем и пограничная линия науки и не науки – это обстоятельство выражается в 2 направлениях:

А) демократизация научного сообщества, творческое обсуждение научных проблем без морального давления и правоведческих санкций к деятелям науки (например, спор в России между генетиками и миуринцами в лице Лысенко, который давил на генетику, в том числе, ученого Вавилова, судьба которого была драмматична)

Б) проведение демаркационной линии между наукой и не наукой. В этой связи важен четкий критерий научного знания от ненаучного, основанный на методах познания, на связи и преемтсвенности в науке, на ориентации и формировании научных знаний через научное сообщество (философские, юридические сообщества, социологические и т.д.), где создаются предпосылки для демаркации науки и не науки; особые средства научного и ненаучного исходя из коммуникативных связей в науке и их отделения от науки.

 

5) Место и роль науки в культуре – наука и культура исторически развивались совместно и сопряженно. При этом, наука как форма общественного сознания (идеальное отражение общественного бытия) реализовывалась в таких явлениях культуры как: обыденное (повседневно-житейское знание), право (теоретический уровень правосознания), искусство (эстетическая форма общественного сознания), мораль (моральная форма общественного сознания), философия, религиозное сознание и т.д. В истории культуры имело место время (эпоха), когда науку и искусство отождествляли (например, эпоха возрождения).

Главное отличие культуры от науки:

· Наука по своей природе постоянно изменяется, находится в динамике развития;

· В ее состав не входят те знания, которые были отброшены, отторгнуты в ходе развития научного знания (мифология, дерматисткое знание, идея отрицания научного знания на основе религиозного и т.д.)

6) Научно-теоретические предпосылки науки – к этой проблеме обращали внимание и относились представители различных школ и течений:

· Позитивизм

· Прагматизм

· Критический рационализм

· Экзистенциализм (сущность выражалась – Жан Поль Сартр «Бытие и ничто», Камю «Миф о Сизифе», «Посторонний», «Чума», Марсель Пруст; Кьеркегор, Андеген и др.) – сущность сводилась к проблеме экзистенции – существования личности, ее замкнуте в круге своих личностных переживаний. Методология сводилась к тому, что человек познает окружающий мир находясь на грани пограничной ситуации (на пороге смерти, на пороге шоковых переживаний, стрессовых ситуаций и т.д.). Позже, в концу 20 в. появилась методолгическая коцепция структурализма, методологии анализа исследовательских программ (лакатоса), фальсификация в науке (Карла Поппера) и т.д.

В условиях современного развития философское осмысление науки требует:

· Внимательно относится к различным школам и течениям

· Не преувеличивать значение какой-то отдельной школы философии или течения (например, прагматизма и экзистенциализма, неопозитивизма и т.д.)

· Взять все лучшее в философии науки, что имеет место в различных странах Европы и мира в нашу эпоху.

Философия науки формируется в настоящее время в условиях сложного современного мира, различных научных философских течений и взглядов при бережной опоре на все то, что сделано предшествующими поколениями исследователей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал