![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология социально-гуманитарного исследования. Описание, объяснение, понимание и интерпретация социальных явлений в закономерностей. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1. сущность методологии социально-геманитарного знания (исследование) 2. характеристика описания, объяснения, понимания и интерпретации
литература: 1. учебник для аспирантов – кохановский – гл. 5 2. история и философия науки, Джегутанов и др. – гл. 2 3. степин – теоретическое познание – москва, 2000 г. и др.
В философском плане в теории познания, применительно к философии науки, важно дифиринцированно подходить к трактовке 2 категорий: 1) метод (с греч. Методос – путь исследования, учение) – в самом широком смысле слова путь к чему-либо (познанию), способ деятельности субъекта. 2) методология - включает 2 аспекта (значения): 1. система определенных способов и приемов, которые применяются в различных сферах деятельности (научной, политической, правовой, эстетической и др.). 2. общая теория метода, теория в действии. Обобщая данную категорию, можно сказать следующее: методология – это система методов, анализирующая явления и процессы объективного мира с позиции определенного мировоззрения. Существенный вклад в развитие методологии внесли различные ученые тех или иных эпох и философских школ. В наше время методология берет все лучшее, с точки зрения ученого, из таких философских школ, как: аналитическая философия, феноменология, герменевтика, экзистенциальная философия, философия науки. Метод и методология не противостоят друг другу, жесткой демаркационной линии между ними не существует. Взаимодействие между этими двумя категориями должны ставиться для исследователя в широком социальном контексте. Это означает следующее: 1. в исследовании необходимо учитывать связь науки (а следовательно методологии метода с производством (практикой) на конкретном этапе социального развития общества); 2. соотносить методологический и аксиологический аспекты к своему профессиональному исследованию 3. видеть взаимодействие науки (научного сознания) с другими формами сознания (политическим, правовым, нравственным и др.) 4. личностной аспект (оценка личности) в научном исследовании В анализе методологии исследования следует избегать крайностей. 1. нельзя не дооценивать методов и методологической проблемы в исследовании (в моей диссертации) 2. нельзя преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем предмет исследования (моего анализа) 3. методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех разнообразных методов, которые были открыты как в философии, так и в науке в целом, включая отрасли правовой науки
Метод в науке, в научном исследовании, имеет важное значение. Однако нельзя отождествлять метод и научную теорию. Различие между методом и теорией может, хотя и достаточно условно, свестись к следующим положениям: 1. теория науки – это результат деятельности человека (смысловой, смыслообразующий) на различных этапах. В свою очередь метод – это исходный пункт, предпосылка к последующей научной деятельности; 2. главная функция теории – объяснение, предположение, ведущее к отысканию истины; 3. теория – это система идеальных образов, отражающих сущность и закономерности объекта, а метод – это способ регуляции правил, который выступает в качестве орудия дальнейшего познания; 4. теория нацелена на решение той или иной проблемы, представляет собой тот или иной предмет исследования, а метод направлен на выяснение способов и механизмов исследования; В философии существует классификация методов и философских принципов. А) принцип объективности Б) принцип развития В) принцип единства иторического и логического Г) принцип противоречия между тем, что я знаю на данном этапе, и что я должен знать Д) принцип всесторонности
Общефилософские методы: анализ, синтез, развитие, индукция, дедукция и т.д. Конкретные методы: метод спектрального анализа, анкетирования в социологии и т.д.
Таким образом, проблема метода и методологии занимает 1 из важных мест в науке и любых ее отраслях. В исследовании важно опираться на определенную методологию, познания, а также на конкретные методы, как способ познания истины.
Важными категориями философии науки выступает описание, объяснение, понимание, интерпретация. 1. Описание – представляет собой познавательную операцию, которая состоит в фиксировании результатов опытов (наблюдение или эксперимент) с помощью определенных систем (обозначения, отражения), принятых в науке. Один из важных этапов исследования, учитывающих конкретные данные определенного практического опыта и исследования в целом. Описание по своему характеру сближается с объяснением в условиях перехода к теоретическому анализу объекта в конкретной науке (в том числе, в различных отраслях гуманитарных и юридических науках).
2. Объяснение – это важнейше познавательная процедура в науке. Ее главная цель – выявление сущности изучаемого предмета в рамках определенного закона с выявлением причин и источников развития. В самом обобщающем виде объяснения представляет собой подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение (например, правовое нарушение, преступение, нарушение норм МП, особенно в приминении химического оружия в войне, нарушение экологической среды обитания людей и т.д.). Можно выделить следующую структуру элементов объяснения: - исходное знание об объекте, то есть первичное знание - знание, используемое в качестве условия и средства объяснения (формулировка значения) - познавательные действия (исследователя), связанные с приминениями знания
3. понимание – представляет собой своеобразное подключение к аналитической деятельности, к определенным смыслам человеческой деятельности; оно выступает формой взаимодействия между предметной заданностью понимаемого (того или иного текста, который мы анализируем) и интерпретацией. Результатом такого взаимодействия выступает формирование новых смыслов у человека (исследователя). Процесс познания через понимание органично связан с отражением объективного мира, включая и другие исследования, а этот анализ через понимание тех или иных смыслов, концепций, взглядов, объективного мира может быть успешно реализован на основе диалектики единства познания, объективности отражения и практической деятельности, результатом. На основе единства теории познания, отражения и объективной практической деятельности, что представляет собой социокультурный контекст духовного мира личности. Следует имет ввиду, что чаще всего процесс понимания связан с осмыслением того, что для человека (исследователя) имеет смысл. Образно говоря, понимание – это поиск смысла; понять можно то, что имеет смысл. Важное значение в философии науки приобретают особенности социально-гуманитарного познания. Они таковы: - любой текст, который мы познаем, представляет источник множества его понимания и толкования (одно дело, когда в текст смысл вложил его автор – Новгородцев «Об общественном идеале», Чичерин «Философия права», Ильин «Наши задачи», другое дело, когда вкладывает смысл читающий и т.п., важно вложить объективный смысл); - множество смыслов раскрывается в том или ином изучаемом тексте (исследовательского характера) не сразу, а постепенно (растут знания, проникновения в тот или иной текст и мы вкладываем иной смысл); - каждая эпоха открывает в различного рода трудах, произведениях новое понимание пространства времени, в котором живет человечество, и переоценивает его - понимание текста – это диалектический процесс различных текстов, мнений, культур - понять текст чужой культуры, в том числе, в правовой науке – это значит суметь найти ответы на те вопросы, которые возникают в той или иной современной культуре (в том числе, правовой) Наука обращает внимание на существование 3 основных типов понимания: · понимание возникает в процессах языковой коммуникации, которая реализуется, как правило, в форме диалога · понимание связано с переводом того или иного текста, концептуальной научной позиции с 1 языка на другой · понимание связано с определенной интерпретацией текстов (включая научно-исследовательский, произведениями искусства, литературы, а также с поступками и деяниями людей в различных ситуациях) Особое значение в этой связи приобретает взвешенный аналитический анализ такому философскому популярному направлию как герменевтика (взять новую философскую энциклопедию в 4х томах под ред. Степина - проанализировать)
4. интерпретация (от лат. Интерпреташион – истолкование, объяснение). По своему характеру эта категория по существу возникает на основе предыдущих рассмотренных категорий. Впитывает все содержание, что было рассмотрено ранее. В философии и методах науки интерпретация означает приписывание знаний элементам теории, выражения, символом, формулам и т.д. Применительно к герменевтике интерпретация – это истолкование текстов, выявление или реконструирование их смысла. Важно иметь ввиду, что со 2 половины 20 века концепция герменевтики противостоит концепции структурного подхода. Для герменевтики – это способ для сообщения реальному читателю (исследователю) того или иного коммуникативного содержания (для юристов, например, содержание правовой культуры, правового сознания, правовых отношений, правовой деятельности и т.д.). В свою очередь, «структуралисты» обращают внимание преимущественно на структуру текста (научной теории), которая имеет смысл. Поль Рикер стремился объедлинить эти два подхода и не противопоставить друг другу, особенно он обратил внимание на связь политики и морали применительно к деятельности. Обратил внимание на то, что отрыв морали от политики, особенно в международной деятельности, может иметь печальный смысл для человечества (Бердяев, Ильин).
|