![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение и слово — пути символизации психического
«Значение есть путь от мысли к слову … это внутренняя структура знаковой операции. Это то, что лежит между мыслью и словом» (Выготский, 1933/1982). Вне языка нет психического. Психическое существует только в знаковых символических формах. Мысль — значение — слово. Качественное исследование идёт по обратному пути: слово — значение — мысль. Анализируя значение и смысл, которые люди придают словам, мы тем самым изучаем их мышление. Тут намечается возможность выхода из трёх кризисов через изучение языка. Слово мы можем понять только в предложении, предложение в абзаце, абзац в книге и т. д. То есть, чтобы разобраться в значении слов, мы должны целостно видеть жизнь человека, контекст. Различение значений личностных смыслов (концепция деятельности Леонтьев): если значение — это пространство конвенциональное, культурное, то личностные смыслы — это личностное обрамление этих значений, уникальное для каждого человека. Качественное исследование направлено на установление соотношения между культурными значениями и личностными смыслами. Субъективная данность слова в истории, культуре и обществе «Слово — одно из могущественнейших орудий психологического познания… Психологическая атмосфера слова складывается из разнообразных воздушных течений» (Шпет, 1989). Методологи: Корнилова, Юркевич. Задача качественных исследований — раскрыть вот эти воздушные течения (контексты), в которых существует психика и в которых складываются значения слов. Изучая язык, мы получаем доступ в психический мир человека. Принципы качественных исследований I Принцип контекста, или контекстуальной чувствительности Три типа чувствительности: институциональная, историческая и контекстуальная чувствительность. «Теория контекста имеет своим предметом различные типы целостности и взаимосвязей исследуемого феномена, его включённости в язык, в наличную ситуацию деятельности и коммуникации, в локальную и универсальную культуру» (Энциклопедия философии и эпистемологии науки, 2009). Идея контекста: мы не можем понять явление, не разобравшись с окружением этого явления. Принцип контекстуализма в истории психологии - Принцип системности (Б. Ф. Ломов) - Контекстуализм в психологии: У. Джеймс (отношение истины и бытия), К. Бюлер (контекст в логике окружения языкового знака), Л. С. Выготский (отношение слова и значения), А. Тэшфел (социальный контекст; надо вывести исследования из лабораторного вакуума). - «Внутренний контекст» (С. Л. Рубинштейн)
|