![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контекст внутренних условий
Понятие С. Л. Рубинштейна. «Внешние причины действуют через внутренние условия … Всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешнем и как самоопределение». Рубинштейн — единство сознания и деятельности. Внешние факторы преломляются через смысловые пространства человека. Поэтому человеческое поведение непредсказуемо. Контекст социальных проблем Г. М. Андреева. «Социальная психология в состоянии внести свой вклад в прояснение новой конфигурации общества, а затем — в обозначение способов овладения новой ситуацией. Тогда можно считать, что элементом новой роли социальной психологии в обществе становится развитие «вкуса» к восприятию социальных проблем, готовности и мотивации к такого рода деятельности». Социальная психология должна предложить способы совладания с социальными изменениями. «Thick descriptions» как стратегия репрезентации контекста К. Гиртц. «Заниматься этнографией — это всё равно, что пытаться читать манускрипт, — на чужом языке, выцветший, полный пропусков, несоответствий, подозрительных исправлений и тенденциозных комментариев, но написанный не общепринятым графичесиким способом передачи звука, а средствами отдельных примеров упорядоченного поведения». Насыщенное описание — богатое, целостное, детализированное описание изучаемого феномена. II Принцип понимания Две основные интерпретации понимания в соц. науках и психологии: ✣ Понимание как форма познания. ✣ Понимание как метод исследования. Дильтей — метод понимания vs. Гаусс — описательный метод. Дильтей: «Под описательной психологией я разумею изображение единообразно проявляющихся во всякой развитой члеовеческой душевной жизни составных частей и связей, объединяющихся в единую связь, которая не примышляется и не выводится, а переживается». Понимание как переживание и «вчувствование» в опыт Другого «Полное же вчувствование есть безраздельное растворение моего «Я» в визуально воспринимаемом и в переживании этого воспринимаемого. Такое полное вчувствование есть эстетическое вчувствование». Проблема понимания в социальных науках. Объяснение как (теоретическое) определение каузальных связей Объяснять — значит устанавливать связь между одним фактом или группой фактов и другой группой, ссылаться на другой ряд явлений, объяснять — значит дял науки — причинно объяснять» (Выготский). Но логика объяснения всегда задаётся логикой концепции, которой придерживается автор.
|